Волосово

Опубликовано 1 мая 2018 года

Волосово — это город и районный центр в Ленинградской области, насчитывающий 12 тысяч жителей, и расположенный в 70 километрах к юго-западу от Петербурга и 40 километрах к западу от Гатчины, если точнее ­— между Гатчиной и Кингисеппом. Несмотря на не очень далёкое местоположение, это, прямо скажем, не самый известный в области город, и в отчётах путешественников почти не представленный. Поездку в Волосово с последующим пешим походом по его окрестностям я совершил в середине февраля.

Волосово расположено на железной дороге Гатчина — Кингисепп — Таллин. С недавнего времени её участок от Гатчины до станции Веймарн электрифицирован в связи с постройкой морского порта Усть-Луга. Но к сожалению, это не улучшило ситуацию с пригородным сообщением на ней. Единственный в день (ежедневно, кроме субботы) дизель-электропоезд ходит из Питера в Ивангород, причём идёт из Питера вечером, а обратно утром, а ещё четыре раза в неделю ходит такой же поезд Петербург — Сланцы. Он, наоборот, из Питера идёт утром, а обратно вечером, поэтому для однодневной поездки в Волосовский район очень даже удобен.

2. Итак, пол девятого утра 16 февраля (решил выбраться в область в канун своего Дня рождения). На Балтийском вокзале меня уже ждёт электричка. Это дизель-электропоезд ДТ1 — детище недавно почившего Торжокского вагонзавода. До станции Веймарн (расположенной уже дальше Волосово) он будет идти на электротяге, после чего спустит пантографы и пойдёт дальше на дизеле. До недавнего времени дизельный участок начинался уже в Гатчине. Слева, кстати, видна лужская "Ласточка".

3. Интерьер вагона. Ехать до Волосово — чуть больше полутора часов, причём до Гатчины почти без остановок. Первые 15 минут спокойно посидеть в вагоне не дают дико надоедливые торговцы. Разумеется, речь не о тех, которые продают пирожки и питьевую воду, а о тех, кто, стоя в конце вагона, вещают о высоком качестве продаваемых ими бельевых верёвок, светодиодных фонариков, колготок и прочего барахла. Происходит этот концерт в режиме "нон-стоп" — только ушёл один, сразу появляется другой, но, к счастью, минут через 15 после отправления полностью прекращается.

Через час проезжаем Гатчину и поворачиваем на запад. До Волосово остаётся 45 минут, за окном — покрытый снегом еловый лес, иногда прерывающийся посёлками, где останавливается электричка. Скорость у поезда довольно большая. Около 10-15 прибываем, наконец, в Волосово.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

4. Станция Волосово. Электричка уезжает дальше — в Веймарн и Сланцы, чтобы вечером идти обратно в Питер.

Пасмурный зимний день. Погода не холодная — около 7 градусов ниже нуля. Мой план следующий: посмотреть город Волосово, а потом отправиться пешком по 12-километровому маршруту Волосово — Губаницы — Кикерино, и на станции Кикерино в итоге сесть на обратную (ту же самую) электричку, которая пойдёт там в половине шестого вечера.

5. Станция Волосово. Слева видна высокая платформа, на которую высадила меня электричка. Это вид в сторону Гатчины и Петербурга. Видно новое бело-синее здание вокзала.

Итак, город начинается с вокзала. Хотя здесь это скромного вида станция. Забавное на слух название Волосово, на самом деле, к волосам никакого отношения не имеет, и происходит оно, по основной версии, от славянского языческого бога Велеса (Волоса) — покровителя скотоводства. Название Волосово носила давно существовавшая здесь деревня, а в 1870 году здесь прошла Петербургско-Ревельская железная дорога, породившая множество пристанционных посёлков. Таким же посёлком стало и Волосово. В советское время оно уже было посёлком городского типа, когда здесь появилось несколько небольших заводов — лесокомбинат и немного пищепрома. А статус города Волосово получило совсем недавно — в 1999 году. С этого момента Ленинградская область является единственным регионом России, где все районные центры и населённые пункты областного подчинения — это города.

6. С времён постройки железной дороги на станции сохранилось старое здание вокзала. Но сейчас оно используется как, видимо, пост ЭЦ.

7. Ещё сохранилась красивая водонапорная башня:

8. А по другую сторону станции — несколько старых путейских казарм:

В общем, станционные постройки неплохо сохранились, несмотря на значительные разрушения в посёлке в войну. Волосово находилось в немецкой оккупации с конца августа 1941 года до 26 января 1944 года.

9. А вот с запада идёт грузовой поезд под электровозом 2ЭС4К. Вероятно, идёт он из порта Усть-Луга, поскольку контактная сеть на узловой станции Веймарн поворачивает именно туда. Электрификацию провели только в 2016 году, так что ещё совсем недавно здесь было тепловозное царство. Но прямо в сторону Эстонии, а также на Сланцы, контактной сети по-прежнему нет.

Всего через 75 километров на запад по железной дороге находится граница с Эстонией, а через 285 километров уже Таллин. Туда ходит поезд дальнего следования Москва — Таллин, но в Волосово он не останавливается.

10. Основная часть города находится к северу от железной дороги, и у станции для пересечения путей есть подземный переход, построенный, видимо, годах в 70-х. Но им явно никто не пользуется, и, кажется, там внутри даже свет не горит. Все переходят непосредственно через рельсы.

11. Привокзальная площадь — место довольно оживлённое, с большим количеством магазинов. В кадре виден дом, построенный в середине 2000-х годов. Я сначала подумал, что это небольшой торговый центр, но оказалось, что жилой дом.

12. Здесь же находится небольшая автостанция:

13. Послевоенная двухэтажная сталинка. Одно из немногих в этом городе кирпичных зданий того времени. Справа какой-то торговый новодел.

14. Вдалеке впереди видна ещё типовая школа того времени. А справа — новый детский сад.

15. Вот тоже, видимо, сталинская постройка. Сейчас там кафе, в которое я ходил обедать.

16. Ещё в нескольких домах от вокзала продолжаются "торговые ряды".

17. А эта серая коробка — здание почты:

18. Город маленький (12 тысяч жителей) и преимущественно состоит из частного сектора. В общем, несмотря на получение статуса города, визуально он воспринимается, по-прежнему, скорее посёлком городского типа. В кадре главная улица, уходщая на север прямо от вокзала — проспект Вингиссара, названный в честь участника Гражданской войны Виктора Вингиссара, эстонца по национальности (в общем-то, при виде названия проспекта так и тянет произнести его с анекдотическим эстонским акцентом), который был расстрелян белогвардейцами на станции Волосово в 1919 году. В прошлом проспект носил название Губаницкое шоссе, поскольку переходит в дорогу к деревне Губаницы (куда я затем пойду пешком).

19. Ближе к северу города есть пятиэтажные дома. Жизнь в городке неспешная, но главный проспект в середине дня многолюден.

20. Один из жителей Волосово:

21. Частный сектор в центре города. Некоторые дома, возможно, сохранились от старого железнодорожного посёлка, который в начале 20 века стал наполовину дачным. У этого дома видны характерные в основном для Русского Севера "уголки" под свесами крыши.

22. Вот это место можно считать, пожалуй, центральной площадью города. В кирпичном здании размещаются одновременно районная администрация и дом культуры.

23. Напротив стоит памятник местным жителям, погибшим в Афганистане и Чечне. Небольшая мемориальная плита и БМП-1 на постаменте.

24. Чуть дальше строится какое-то причудливое здание.

25. А это здание районной прокуратуры. Сначала я удивился, откуда здесь конструктивизм (ведь Волосово даже статус ПГТ получило только в 1937 году), а потом понял, что это новодел.

26. ЗАГС. В кадре можно видеть фотографа, который вышел покурить в одной футболке, а спустя несколько минут я видел вышедшую из дверей свадьбу.

27. Свернём в сторону от проспекта Вингиссара. Тут тихие дворы и повсеместные в нашей области пятиэтажки 121-й серии, производившиеся Гатчинским ДСК.

28.

29. Рядом с уже показанным зданием администрации есть лесопарк "Велес" (вспоминаем происхождение названия города), с большой детской площадкой поблизости.

30. Волосовский стрит-арт:

31. Лесопарк — по-видимому, сохранённый участок леса. Здешние леса — это в основном примерно вот такие ельники. И несмотря на свой дремучий вид, лесопарк явно популярен для прогулок у местных. Я немало людей в нём встретил даже за примерно десять минут.

32. Кроме главного проспекта Вингиссара, у Волосово есть объездная, проходящая по западному краю города. Это часть автодороги, соединяющей Гатчину с Кингисеппом, именуемая улицей Хрустицкого — в честь Героя Советского Союза танкиста Владислава Хрустицкого, погибшего в 1944 году при освобождении Волосовского района. Есть улица его имени и в Петербурге.

33. Вернёмся опять на проспект Вингиссара. В самых северных кварталах города он выглядит вот так. Многоквартирные дома здесь более старые, чем показанные выше панельки, построены в основном в 1960-е годы. Выходит, что капитальное жилищное строительство в Волосово начиналось в те годы от края в сторону ЖД станции.

34. Дворы:

35. Сталинское здание районного суда:

36. В иных местах Волосово имеет почти сельский вид:

37. Ещё пятиэтажки. Это уже питерская 600-я серия (известная как "дома-корабли").

38. Новый дом:

39. А тут слева виден детский сад. Это по другую сторону от проспекта — к востоку.

40. А это детская школа искусств. Здание выглядит как новое (и я сначала подумал, что так оно и есть), но на самом деле это бывший жилой дом, построенный в 1948 году (в принципе, черты сталинской архитектуры разглядеть можно), и недавно капитально реконструированный.

41. Вернёмся снова в район вокзала (если можно так говорить о столь маленьком городе). Поблизости от вокзала есть деревянная церковь Александра Невского, построенная в 1902-1904 годах (когда Волосово уже было железнодорожным посёлком и постепенно обрастало дачами). Она плотно окружена деревьями, поэтому даже зимой её запечатлеть сложно.

42. Что интересно, после закрытия церкви в 1930-е годы её снова открыли в сентябре 1941 года во время нацистской оккупации, и после войны больше не закрывали. Бывали и такие случаи.

43. На церковной территории стоял трактор и прицеп от него.

44. Рядом — городское кладбище:

45. На северо-запад уходит Терпилицкое шоссе, связывающее город с деревнями Терпилицы и Бегуницы и трассой Петербург — Таллин.

46. Явно дореволюционный деревянный дом поблизости от церкви:

47. Вернувшись к ЖД станции, заглянем теперь в залинейную часть города. Она поначалу встречает заброшками. Это здание, вероятно, тоже дореволюционное.

48. Это, наверное, где-то 1910-е, а может и 20-е годы. Похоже, в то время основная часть посёлка была именно с этой стороны. Дом жилой.

49. А этот расселён. Скоро снесут, наверное.

50. В остальном всё здесь выглядит довольно обычно. Улочки, дома, сугробы.

51. Природа спит до весны:

52.

53. И на этом всё. Рассказ о городе я завершу снимком въездной стелы с северной стороны. Впереди виден проспект Вингиссара.

Как уже сказано, мне предстояла прогулка пешком по окрестностям. Сначала до деревни Губаницы в пяти километрах севернее, где я поверну на юго-восток, и дойду в итоге до посёлка и ЖД станции Кикерино, откуда поеду обратно в Питер. Об этом и будет вторая часть.

Добавить комментарий