Высоцк (Тронгзунд, Уурас)


Город Высоцк в Ленинградской области — это по-настоящему очень маленький город. Один из самых маленьких городов России. По данным 2017 года, его население составляет 1120 человек, и при этом он имеет статус города. Меньше его только Чекалин в Тульской области (на данный момент, правда, ещё Иннополис в Татарстане, но это ненадолго). Итак, Высоцк находится рядом с Выборгом, на острове Высоцком в Финском заливе (точнее, в Выборгском заливе как его составной части), и, несмотря на свой маленький размер, довольно интересен. Здесь есть маленькая крепость, построенная в конце XIX века, и морской порт. Сам городок маленький и довольно уютный.

Поездка в Высоцк стала для меня первым путешествием 2018 года. Сюда мы с моим другом Григорием поехали в один облачный день в середине января. Добравшись сначала до Выборга на быстрой и комфортной "Ласточке", немного прогулявшись по центру Выборга, и затем отобедав в столовой автовокзала, мы сели на пригородный автобус до Высоцка, приехав в конечный пункт примерно через сорок минут. Живописная дорога среди лесов Карельского перешейка знакома мне по поездке в Приморск. Чуть дальше середины пути автобус сворачивает с основной дороги в сторону залива, вскоре попадая сначала через дамбу на остров Майский, а потом, через мост, на остров Высоцкий.

2. Ну вот и Высоцк. Вот так выглядит условный центр города, где находится конечная выборгского автобуса. Вокруг нас сразу же типичный пейзаж населённого пункта на Карельском перешейке — с соснами и характерными деревянными домиками финской постройки.

3.

Немного об истории Высоцка. Будучи расположен на одном из островов архипелага в Выборгском заливе, этот городок всю свою жизнь играл роль внешнего морского рейда Выборга, который находится в конце залива и прикрыт островами от основной акватории. Историю города принято отсчитывать с 1532 года, когда этот край находился в составе Швеции. Тогда на месте нынешнего города было небольшое поселение Тронгзунд (от шведского Trångsund — "узкий пролив") и таможенный пост. После присоединения к России в Северную войну в Тронгзунде по указу Петра I были построены небольшие укрепления, которые долго не просуществовали, а уже в 1860-е годы была построена новая крепость, сохранившаяся до наших дней. А после революции, оказавшись в составе Финляндии, Тронгзунд получил новое название Уурас (от финского Uuras — "трудолюбивый"), и тогда же финны построили здесь морской порт и провели железную дорогу. Ну а в 1940 году, по итогам Советско-финской войны, эти земли отошли к СССР, тогда же Уурас получил статус города. В Великую Отечественную войну город снова оказался в руках финнов, с июня 1941 по 27 июня 1944 года. Название Высоцк он получил в 1948 году — в честь Героя Советского Союза пулемётчика Кузьмы Высоцкого, погибшего здесь в Советско-финскую войну.

3. Городок почти миниатюрный. Буквально несколько улиц. Шаг влево, шаг вправо — и город заканчивается. Есть частный сектор, но есть даже маленький квартал с пятиэтажками. И это при населении чуть больше тысячи жителей!

4. Школа и спортивная площадка. Инфраструктура городка выглядит, по крайней мере зимой, вполне прилично и современно.

Высоцк в наше время живёт, преимущественно, благодаря морскому порту (его мы немного увдим уже ближе к концу), в составе которого в 2000-е годы был в несколько этапов построен крупный нефтеналивной терминал, а сейчас планируется строительство завода сжиженного природного газа. За счёт этого городок вполне благополучный, и мне даже доводилось слышать, что он занимает лидирующие позиции в России по среднему уровню дохода на душу населения (город очень маленький, и значительная часть жителей работает в порту, а зарплаты там солидные). То же, кстати, относится и к соседнему Приморску.

5. Нашлось здесь даже пару двухэтажных сталинок.

6. А вот новый дом. Построен в 2017 году.

7. Мы сначала удивились, увидев издалека мемориальную доску на настолько новом доме, но оказалось, что она относится к улице. И напоминает о том, что Высоцк не только портовый город, но ещё и приграничный.

Текст, кстати, составлен коряво из-за непонятно зачем вынесенной в конец строчки с датами. Он свою фамилию носил с 1985 по 1993 год, или должность командира в этот период занимал?

8. Пожарная часть напротив. Под стать городу, очень маленькая.

9. А вот крошечный финский домик. Он сохранился, и по-прежнему обитаем.

10. Номерной указатель, вероятно, ещё советский.

11. А вот другому домику по соседству не повезло. От него только фундамент остался.

12. А вот это здание напротив — не что иное, как администрация города! (райцентром Высоцк не является, входя в состав Выборгского района) Честно говоря, даже сельсоветы зачастую крупнее.

13. Рядом строится церковь. Пока что строительство на начальной стадии.

14. А это образец довоенного финского функционализма. Здание школы, построенное в 1929 году. Сейчас здесь общежитие.

15. Свернув с городских улиц, мы вышли на берег, к старой заброшенной пристани. Перед нами пролив Тронгзунд (он носит это название до сих пор — один из немногих старых топонимов Карельского перешейка, сохранившихся при массовом переименовании), противоположный берег — это остров Малый Высоцкий (старое название — Равансаари). Пролив свободен ото льда, потому что здесь проходит фарватер на пути к Выборгу, и лёд специально разбивается ледоколами.

16. У старой пристани стоит вот такой указатель. Почему-то название Trångsund сюда не вписали, хотя оно самое первое, и его город носил дольше всего.

Кстати, Гриша мне рассказал, как однажды обнаружил забавное "пасхальное яйцо" на одном сайте, где в интерфейсе была база данных населённых пунктов России по регионам: город Высоцк там значился под названием Тронгзунд. Возможно, админ сайта родом отсюда, и решил тонко приколоться.

17. Рядом находится база пограничных кораблей береговой охраны. По прямой до Финляндии отсюда 40 километров. И в советские времена Высоцк, вместе со всеми островами Выборгского залива, входил в погранзону.

Кстати, интересная географическая особенность Высоцка заключается в том, что он целиком расположен на острове. Таких городов в России очень мало: кроме Высоцка, только Кронштадт (если считать его городом, а не районом Петербурга) и города Сахалина и Курильских островов.

18. Рядом с берегом стоит памятник, посвящённый событиям Великой Отечественной войны. А именно — участникам десантной операции на островах Выборгского залива, проведённой советскими войсками с 1 по 10 июля 1944 года (уже после освобождения Уураса).

19. Итак, город мы в общих чертах посмотрели (и это заняло совсем немного времени), теперь пора отправиться в крепость Тронгзунд. Она чуть в стороне от городских улиц, буквально в пяти минутах ходьбы, на северной оконечности острова. Которая выглядит вот так.

20. Перед нами в белой мгле предстал замёрзший Выборгский залив. Интересно было бы пофантазировать, что отсюда видно Финляндию, но нет — на самом деле, мы смотрим как раз на северо-восток, в сторону Выборга, который в ясную погоду отсюда виден (всего 12 километров по прямой). Хотя интересное ощущение нахождения на краю России здесь есть. Зимой Высоцк оставил впечатление довольно тихого места: летом, наверное, на заливе шумит ветер, а сейчас стихия спит подо льдом.

21. Вдалеке виднеются рыбаки:

22. А ещё мы видели приподнятый лёд, "висящий" на зарослях осоки. Сам я природу этого явления до конца не разгадал, но мне подсказали в комментариях, что такое бывает, если вода начала замерзать во время нагона воды ветром с залива, а потом, при изменении ветра, уровень воды упал, но лёд остался.

23. Забавный объект у берега — маяк, напоминающий гриб (причём, скорее всего, несъедобный). Таких здесь два, и такие же я видел и в Выборге.

24. А крепость мы увидели как покрытые снегом высокие валы, облицованные гранитными блоками. Как уже сказано, первые укрепления здесь появились ещё при Петре I, в 1710 году, после взятия русскими войсками Выборга, который необходимо было прикрывать с моря. Но они были упразднены после окончания Северной войны, и от них ничего не сохранилось. А та крепость, которую мы видим, построена в 1864-67 годах и выглядит вполне типично для своего времени, больше всего напоминая Восточно-Выборгские укрепления на Батарейной горе. Примечательно, что при строительстве Тронгзундской крепости были задействованы естественные условия, и местами укрепления просто встроены в скалы. В плане крепость представляет собой неправильный пятиугольник, с несколькими бастионами. Участия в боевых действиях крепость так ни разу и не приняла, поскольку к Первой мировой войне уже устарела.

25. Первый примечательный объект в составе крепости, который мы увидели, — вот это "углубление" крепостной стены внутрь крепости, по типу большой траншеи. Здесь находилась одна из трёх артиллерийских батарей. А именно — Южная батарея, предназначенная для защиты крепости от нападения с тыла.

26. Рядом — кирпичный пороховой склад:

27. Заходим в Южную батарею. Кто-то заботливый принёс сюда кресло. Устал — отдохни, как говорится.

28. Проходим батарею до конца. Здесь, похоже, остатки каземата, где размещался личный состав.

29. Отсюда мы забрались на верх крепостного вала. Хотя это оказалось довольно сложно — пришлось покарабкаться, хватаясь руками за ветки деревьев, и мы даже сперва подумали, что здесь залезть не сможем.

30. На камнях и стенах крепостных построек местами висят сосульки. Красиво, надо сказать.

31.

32. И вот, наконец, мы наверху.

33. Батарея теперь внизу. Мы смотрим на неё с тыловой стороны, то есть в том направлении, куда она, по идее, должна была вести огонь.

34. Вид в сторону залива. Внизу даже кресло можно разглядеть.

35. А с другой стороны внизу виден расходный пороховой погреб, за которым — Верхняя батарея — самая главная, обращённая к проливу Тронгзунд, который и был главным направлением предполагаемого появления противника.

36. На скалах и крепости местами растут очень красивые деревья. Под этой ветвистой берёзой мы ненадолго сделали привал. Было около семи градусов ниже нуля, и слабый тихий снегопад.

37. А вон, за соснами, виднеется что-то ещё.

38. Это ещё один пороховой погреб. Вход не заложен кирпичом, поэтому можно даже заглянуть внутрь.

39. Интерьер погреба оказался вот таким. Песок, кирпичи и темнота, в которой обязательно нужен фонарь. Тут мне уже вспоминался Бобруйск.

40. Отверстие в потолке. Возможно, вентиляция. Его мы обнаружили не сразу, но на него указывало пятно снега, лежащее прямо под ним на песке внутри помещения.

41. Удивительно, но здесь даже сохранилась деревянная опалубка!

42. Идём дальше. Это тоже расходный пороховой погреб. Внутрь его мы уже не заходили. Фактически прямо над ним находилась Верхняя батарея, которая, в отличие от уже показанной Южной, не спрятана в траншею.

Также есть ещё Нижняя батарея в северной части крепости, нацеленная вглубь Выборгского залива, но её мы подробно не смотрели. Батареи Тронгзундской крепости были вооружены 42-линейными (или 107-мм) батарейными пушками образца 1877 года (о вооружении крепости в первые 10 лет её существования я сведений не нашёл).

43. Главная Верхняя батарея также была дополнена тремя вынесенными вперёд мортирными батареями. В наше время они выглядят примерно так.

44. Здесь находится скала, и самая высокая часть крепости (откуда и название "Верхняя батарея"), что для обустройства передовой позиции крепости было очень кстати — природа как будто сама помогала. Отсюда довольно интересный вид на пролив и остров Малый Высоцкий (Равансаари). На нём, кстати, находились вспомогательные укрепления Тронгзунда — небольшой форт, построенный в одно время с крепостью, и частично перестроенный финнами в 1920-е годы, и использовавшийся ими в Зимнюю (Советско-финскую) войну. Но мы туда не ходили (а попасть туда можно только зимой по льду, но нужно обходить пролив, потому что в нём лёд ломают).

45. Здесь мы неожиданно нашли деревянную лестницу и спустились вниз. Снизу интересный вид на скалу, к которой пристроен ещё один пороховой погреб. Крест наверху — возможно, в память воинов, погибших в Северную войну.

46. И снова сосульки на скалах:

В общем, вот такой исторический артефакт. Пусть и не очень привлекательная внешне, но довольно интересная крепость конца 19 века, ни разу принявшая участие в боях. Осмотрев крепость, мы, так сказать, возвращаемся из Тронгзунда в Высоцк — обратно на улицы современного маленького городка. До обратного отъезда мы решили посмотреть ещё железнодорожную станцию и хотя бы издалека взглянуть на морской порт.

47. Много финских домиков очень характерного облика. Много и типично дачных. Наверное, дачники здесь в основном из Выборга.

48. Неспешным шагом проходим весь городок с севера на юг.

49. Дальше начинается приятный сосновый лес.

50. Финский деревянный дом с ещё, возможно, советской вывеской.

51. Она же поближе. Сам магазин, впрочем, был закрыт. И возможно, что уже окончательно.

А дальше перед нами предстала железная дорога. В Высоцк ведёт тупиковая ветка от станции Попово на второстепенной линии Зеленогорск — Приморск — Выборг. Смысл её, фактически, в том, что это подъездной путь к порту Высоцк. И именно для этого финны построили её в 1926 году, вместе с самим портом. Порт же, в свою очередь, строился как "дополнение" к Выборгу, потому что Выборгский порт, находясь в конце залива, довольно мелководен и не все суда может принимать.

52. Станция Высоцк. Вокзал из красного кирпича — финский, времён постройки дороги. Что интересно, сейчас это уже не вокзал, а жилой дом (как, кстати, и в Приморске). Возможно, что и показанный выше домик с магазином тоже изначально имел отношение к железной дороге. Вдалеке видны портовые краны.

Именно благодаря железной дороге, название города Высоцк знакомо мне почти с раннего детства, когда я рассматривал расписания электричек Финляндского направления, где, в числе прочих, было расписание дизель-поезда Выборг — Высоцк. Но этот дизель, увы, был отменён в 2004 году, и теперь пассажирского сообщения на этой станции давно нет.

53. Но станция портовая, поэтому грузовое движение здесь активное. Электрификация сюда была проведена из Выборга в 2007 году — уже после отмены пассажирского сообщения.

54. При нас на путях стояли два грузовых состава с углём — в этой части порта находится угольный терминал. Нефтяной расположен южнее.

Уже приближались сумерки, и надо было успеть сделать хоть какой-то кадр с портом. Обойдя грузовые поезда в конце станции, мы вышли к невзрачной проходной порта с бетонным забором. Разумеется, интересных видов оттуда не было, и мы, оглядевшись по сторонам (и, к счастью, не вызвав никакого интереса у охраны), пошли обратно.

55. На порт удалось запечатлеть лишь вот такой вид. Нефтяной терминал, как уже сказано, находится далеко, и мы его не видели. Порт активно развивается, и если сначала он был аванпортом Выборга, то к нашему времени стал полностью самодостаточным.

56. Начинает темнеть, и мы выходим на живописную зимнюю дорогу. Это вид обратно, в сторону Выборга, куда нам предстоит ехать.

Мы вернулись к остановке примерно за 20 минут до автобуса. И ровно в тот момент, когда мы в него сели, на высоцких улицах зажглись фонари. К моменту приезда в Выборг стало уже полностью темно, а там, отдохнув на вокзале, мы вскоре сели на обратную "Ласточку" в Питер. Так я в один зимний день увидел давно известный мне маленький городок, где прежде никогда не бывал.