Магадан. Часть 1. «Столица Колымского края»


Магадан. Об этом городе слышали почти все, но очень мало кто в нём был и даже сможет показать его на карте. При этом, несмотря на свою знаменитость, Магадан довольно небольшой: в нём не насчитывается даже ста тысяч жителей (хотя в 1980-х годах, до массового оттока населения в лихие девяностые, было около 150 тысяч, но и это не очень много). Однако он является областным центром. Это не просто Дальний Восток, а уже Северо-Восток России — довольно своеобразный регион, имеющий свои отличия даже от южной части Дальнего Востока. Я побывать в Магадане хотел очень давно. Этот далёкий город на берегу Охотского моря всегда меня манил при одном только взгляде на карту. И наконец, в марте 2024 года я совершил поездку (и, надеюсь, не последнюю) в «столицу Колымского края».

У Магадана весьма интересное географическое расположение. Он находится на берегу Охотского моря, и до него можно доехать с «большой земли» на автомобиле по федеральной трассе «Колыма» через Якутию. Магадан при этом будет находиться в самом конце пути. Но это очень длинная дорога, и большинство людей попадает в Магадан на самолёте (как это сделал и я). Похоже дела обстояли и в 1930-х годах, когда Магадан только появился на карте: он был не тупиком, а лишь началом пути в Колымский край, только вместо самолётов сюда «извне» попадали в основном пароходами по морю, из-за чего до сих пор жители этого региона остальную территорию страны в обиходе называют «материком».

Так вот, на «материке» не так много городов, имеющих прямое авиасообщение с Магаданом. Так что выбор вариантов попадания туда из моего Салехарда тоже невелик. Наиболее удобной оказалась пересадка в Новосибирске: из Салехарда рейсы туда выполняются раз в неделю (по воскресеньям), а оттуда в Магадан — ежедневно. Долетев утром 10 марта из столицы Ямала в столицу Сибири, я испытал огромный перепад температур: из минус 30 градусов в Салехарде я попал в новосибирские плюс два, слякоть, серое небо и морось. По такой погоде и гулять по городу толком желания не было, однако от прилёта до вылета было порядка восьми часов, так что я всё-таки съездил в город, вернувшись в аэропорт уже поздним вечером: на Колыму предстоял ночной перелёт.

Кстати, новосибирский аэропорт «Толмачёво» сам по себе любопытное место. Это в своём роде «вотчина» авиакомпании «S7 Airlines» («Сибирь»). Процентов 75 самолётов, которые можно увидеть здесь на лётном поле, окрашено в её узнаваемую ярко-светло-зелёную ливрею, к телетрапам, похоже, только их по привилегии и ставят, а промоутеры этой компании с вопросами «здравствуйте, вы мили копите?» чуть ли не перегораживают дорогу в зале ожидания. Впрочем, надо отдать должное: здесь действительно крупный и удобный транспортный хаб для восточной части России с огромным количеством направлений, рейсы по которым выполняет «S7». И я летел в Магадан на «Боинге-737» этой же компании, и когда на стойке регистрации на мой рюкзак наклеили багажную бирку с буквами «GDX», я вдруг ясно почувствовал, в какую даль отправляюсь. Рейс занимает около пяти часов, и, вылетев из Новосибирска в 23-45, я приземлился в Магадане около 9 утра местного времени (а это +4 часа от Новосибирска, +6 от Ямала и +8 от Москвы). Так что ночь у меня как будто выпала из суток. В самолёте удалось лишь немного подремать. Зато это обстоятельство помогло мне очень быстро перестроиться на местный часовой пояс.

2. Рассвет где-то над Якутией:

На рейсе, кстати, немалую часть пассажиров составляли вахтовики, которые на Колыму ездят в большом количестве — кто на золотодобычу, кто на строительство. Это обстоятельство было несложно установить исходя из количественного преобладания мужчин среди пассажиров.

3. Магадан встретил лёгким снегопадом при -10 градусах. А вот такая надпись встречает при выходе из аэропорта. До города далеко: аэропорт находится возле посёлка Сокол в 40 километрах от Магадана, и автобус в город едет около часа.

4. И вот я уже в центре города. Это — автовокзал. Направлений для автобусов тут не много: от Магадана идёт лишь одна трасса (та самая федеральная трасса «Колыма», по которой я и ехал из аэропорта, а потом ещё поеду в город Сусуман), и по ней ходят автобусы во «внутренние» районы Магаданской области (самая дальняя точка назначения — посёлок Мяунджа), и есть ещё дороги в посёлки на морском побережье (Ола, Талон).

5. Вечером на автовокзале горит неоновая вывеска в советском стиле. Олень — геральдический символ Магаданской области. Узнаваемые северные мотивы.

6. Проспект Ленина, главная парадная магистраль Магадана. Кадр снят от автовокзала. Это один из первых кадров, сделанных в городе, когда я только приехал из аэропорта, параллельно представляя, что где-то в Салехарде ещё ночь.

Итак, что, собственно, такое Магадан? Небольшой центр большой области на российском Северо-Востоке. Население этого города — 90 тысяч жителей, население Магаданской области — около 140 тысяч (а в лучшие времена, то есть в 1980-е годы, было более 500 тысяч, об этом я ещё расскажу отдельно). Исторически это молодой город, ему ещё нету и ста лет. До середины XX века в этих местах было очень мало постоянного населения. Промышленное освоение этого края произошло уже в советские времена и связано было с разработкой месторождений металлов, имеющихся на Северо-Востоке в большом количестве. Это, во-первых, драгоценные металлы — золото и серебро, а во-вторых, олово, молибден, уран и другие. Поиски золота в этих краях велись ещё до революции, но лишь в 1920-е годы было установлено промышленное значение месторождений. Магадан был основан в 1929 году как посёлок, спустя десять лет получив статус города. В 1931 году был основан трест «Дальстрой», который в этом регионе делал практически всё: и разработку месторождений, и строительство заводов, городов, посёлков и дорог; значительную часть рабочей силы составляли заключённые (об этом подробнее будет в следующих рассказах). В Магадане находилось управление треста, то есть фактически уже тогда город стал административным центром этого региона, хотя сама Магаданская область была образована лишь в 1953 году.

7. Поэтому вполне естественно, что исторический центр Магадана состоит из сталинской архитектуры. Как до-, так и послевоенной.

Магадан стоит на берегу моря, поэтому здесь всегда были «ворота» в Колымский край, и отсюда в 1930-е годы началось строительство дороги вглубь материка. Именно там велась и ведётся сейчас добыча золота и других металлов, месторождения которых большей частью расположены в бассейне реки Колымы — одной из крупнейших рек Северо-Востока. Отсюда и устойчивая ассоциация «Магадан — Колыма», которой не препятствует большое расстояние от областного центра до этой реки. Вопреки популярному заблуждению, Магадан стоит вовсе не на берегах реки Колымы, а на Охотском море, то есть на тихоокеанском побережье России. До Колымы отсюда четыреста с лишним километров, а она течёт на север, впадая в Восточно-Сибирское море (то есть в Северный Ледовитый океан), но является крупнейшей рекой Магаданской области.

8. Узнаваемая деталь облика Магадана — дальневосточная даурская лиственница. Ей засажено большинство улиц города.

9. Местами город довольно холмист:

10. И противоположный вид. Вдалеке видна телебашня — узнаваемый объект в магаданском пейзаже. Но почему-то я не сделал её отдельного снимка, хотя проходил рядом.

11. В тёмное время суток она подсвечивается:

Происхождение названия Магадан точно неизвестно. Скорее всего, оно происходит из эвенского языка (то есть языка местного коренного народа эвены, которых не следует путать с эвенками), и по основной версии восходит к «монгодан» — «морские наносы» (а трансформация в нынешний вариант в русском языке произошла из-за аканья).

12. Дом 1940 года постройки на проспекте Ленина (который тогда назывался Колымское шоссе):

13. А этот дом уже послевоенный — построен в 1947 году. Он стал одним из символов Магадана.

14. Башенка со шпилем поближе:

Сталинки Магадана довольно изящны. Большая их часть построена по проекту ленинградских архитекторов. Это было довольно распространённым явлением (из-за наличия в Ленинграде-Петербурге сильной архитектурной школы), но здесь этот факт особенно интересен, потому что Магадан — географическое зеркало Санкт-Петербурга. Он расположен практически на одной широте с ним (59 градусов северной широты) и тоже на морском побережье, но при этом на восточном. Но климат в Магадане куда более холодный, и даже на такой широте он официально отнесён к Крайнему Северу.

15.

Надо сказать, что, гуляя по Магадану, порой трудно поверить, что находишься где-то на краю России. Город очень уютный, благоустроенный, и его атмосфера почти никак не сочетается со стереотипами о Магадане как «лагерно-зэковском» городе. Хотя эта самая тема в шутку и обыгрывается в местной сувенирной продукции.

16.

17. Ещё один элемент сходства Магадана с Петербургом. В центре города таблички с номерами домов — петербургского образца (только белого цвета).

18. Ещё сталинской архитектуры. Местами даже Минск напоминает.

19.

20. Кинотеатр «Горняк». Построен в 1948 году. Отдельно порадовала ещё одна неоновая вывеска. Есть ощущение, что в Магадане вообще неплохо следят за обликом исторического центра.

21. А ещё там часто сохраняют аутентичные деревянные двери в сталинских зданиях (возможно, что и не специально).

22.

23. Ворота городского парка:

24. И часовня возле него:

25. В стороне от проспекта Ленина находится комплекс административных зданий.

26. Правительство Магаданской области:

27. И администрация города. Бюст перед ним — памятник Эдуарду Берзину, первому директору треста «Дальстрой». Судьба этого человека сложилась трагически: в 1937 году он был снят с должности, репрессирован и в следующем году расстрелян (впоследствии реабилитирован). Помимо памятника, в Магадане его именем названа улица (и на ней расположена гостиница, в которой я жил).

28. Диалектическое сочетание символов разных эпох:

29. Рядом с правительством области стоит и главный православный храм Магадана — Свято-Троицкий собор, построенный в 2000-е годы. Надо сказать, в полностью советский город он на удивление органично вписался. Довольно сильно напоминает кафедральный собор Архангельска.

30. А напротив собора стоит памятник митрополиту Иннокентию — миссионеру XIX века, проповедовавшему православие коренным народам Северо-Востока и Аляски. Причислен к лику святых как святитель Иннокентий Иркутский. Здание на заднем плане — управление золотодобывающей компании «Полюс».

31. Не забываем о природном окружении Магадана. Почти везде в перспективах улиц видны сопки, покрытые редколесьем.

32. Политехнический техникум:

33.

34. Мемориал Великой Отечественной войне «Узел памяти»:

35. Список колымчан — Героев Советского Союза. Население области тогда было совсем небольшим, так что и героев даже меньше, чем на Ямале.

36. Ледяные скульптуры на пешеходной улице. Как мне показалось, тематика их была посвящена народному эпосу — причём как местных коренных народов, так и русских.

37. Вечером они подсвечивались, поэтому вечерние снимки получились даже интереснее.

38.

39. Музыкальный и драматический театр. Здание ещё довоенной постройки — открыто в 1941 году. История самого учреждения тоже интересна, так как изначально это был лагерный театр «Дальстроя», созданный при содействии того самого Берзина.

40. Детали здания заслуживают отдельного внимания:

41. Здание Дома Союзов на улице Пушкина. Тоже очень интересное с точки зрения деталей фасада.

42. Настоящая советская античность!

43.

44. Советское эпическое панно на одном из домов: «Первооткрывателям и первостроителям Колымы и Чукотки». Чукотка здесь фигурирует не случайно: в советское время Чукотский автономный округ входил в состав Магаданской области. Но в 1992 году он стал полностью отдельным субъектом федерации: делать «матрёшку» наподобие Тюменской и Архангельской здесь не стали.

45. Ещё одно панно похожей тематики:

46. А вот уже современный мурал:

47. Ещё немного деталей:

48.

49. Исторические стенды об участии Магаданской области в Великой Отечественной войне, в том числе подвиге тружеников тыла. Кстати, отдельным примечательным фактом является то, что Магаданская область была одним из звеньев воздушной трассы «Аляска — Сибирь» (Алсиб), по которой перегонялись самолёты из США в СССР по ленд-лизу.

50. И соседний стенд — о помощи колымчан участникам СВО в наши дни:

51. Сталинский центр Магадана красив, но по площади невелик. Стоит немного отойти в сторону, и вокруг уже типовая застройка более поздних лет. Магадану присуща типичная особенность северного города — советские пятиэтажки без балконов. А справа, кстати, блочный дом серии 113-123: таких много в городах Ямала (особенно в Надыме и Новом Уренгое).

52. Церковь Сошествия Святого Духа:

53. И довольно необычное религиозное учреждение — дом молитвы адвентистов, устроенный в советском здании:

54. Почему-то в Магадане очень любят вот такие узкие проходы между домами:

55.

56. И в конце ещё пара вечерних видов центра города:

57.

И пока на этом прервёмся. В следующей части — окраины города, панорамные виды и берег моря. Продолжение следует!

Продолжение…