Город Бокситогорск (15 тысяч жителей) — одно из мест в «дальней Ленинградской области», то есть отдалённой от Петербурга восточной части региона. Это центр района, покрытого глухими лесами и не менее глухими деревнями. Сам по себе город промышленный, и поэтому отличается от окружающей сельской глубинки, но в то же время, как-то органично с ней сочетается. Из названия города вполне ясно следует, что он появился благодаря добыче здесь бокситов — руды для производства глинозёма и алюминия. Город не только далеко от Питера (240 километров), но ещё и расположен немного в стороне от проходящих здесь магистральных путей — железной и автомобильной дорог, связывающих Питер с Вологдой. В общем, для меня это долгое время был такой «город-загадка» (соседнее Пикалёво я до этого хотя бы проезжал), и посетил я его в ходе короткого зимнего путешествия на юго-восток области. Как оказалось — достаточно уютный и приятный городок.
Накануне, в первый день поездки, я посетил только Пикалёво. Добрался я до него автобусом из Питера лишь к середине дня, и уже не так и много оставалось до вечера. А вечером на пригородном автобусе я приехал в Бокситогорск, где ночевал в гостинице, успев познакомиться с городом в ходе вечерней прогулки уже в тёмное время суток (фотографии, сделанные во время неё, покажу в конце).
2. Морозное утро первого февраля. Примерно 16 градусов ниже нуля. Это вид из гостиницы «Воложба» (названа по речке, протекающей недалеко от города), расположенной в доме на краю жилой части города. Вдалеке видны высокие дымящие трубы. Это градообразующее предприятие — Бокситогорский глинозёмный завод (БГЗ).
Ещё сто лет назад на месте нынешнего города лишь шумел лес. Вокруг есть немало старинных сёл, но будущий город строился с нуля. Месторождение глин с содержанием боксита здесь было открыто ещё в XIX веке, но разрабатываться стало уже в советское время. В 1929 году был основан посёлок Бокситы, появились рудники, а в 1938 году был введён в строй глинозёмный завод (на тот момент он назывался Тихвинским). В 1950 году посёлок стал городом Бокситогорском. Вместе с Пикалёво образовалась, своего рода, горно-промышленная агломерация (хотя и не связанная одной производственной цепочкой).
3. Свою прогулку по утреннему зимнему Бокситогорску я решил начать именно с завода. Ведёт туда улица Заводская (на фото — вид обратно, в сторону жилой части города).
4. Рядом находится озеро Павловское — один из прудов, образованных плотинами на речке Пярдомле (приток вышеупомянутой Воложбы). Одна из этих плотин видна в этом кадре. Как я понимаю, запрудили речку для нужд завода.
5. Видны жилые кварталы и стадион. Лес на берегу справа — это городской лесопарк. Заснеженный пруд красиво освещало солнце, а где-то вдалеке по пруду прошёл одинокий лыжник.
6. Ну а я подхожу к заводу. Передо мной здание заводоуправления в стиле конструктивизма (1930-е годы) и проходная. На переднем плане виден железнодорожный путь. В Бокситогорск ведёт тупиковая тепловозная ветка, берущая начало от станции Большой Двор на магистрали Петербург — Вологда.
В ближних окрестностях города находится множество бокситовых рудников, где добыча ведётся карьерным способом. Некоторые карьеры уже отработаны и затоплены, являя собой искусственные озёра. Есть рядом с городом и шламохранилище, есть и терриконы — всё, как и бывает в рудничных городках. Принадлежит местная промышленность компании «РУСАЛ». Завод производит собственно глинозём, а также корунд, используемые для производства абразивных материалов. Бокситогорский глинозём также служит сырьём для производства алюминия и поставляется на алюминиевые заводы в Надвоицах и Кандалакше (соответственно, в Карелии и Мурманской области), которые, правда, оба уже не первый год под угрозой закрытия.
7. На заводе кипит работа. Парковка возле него сплошь заставлена машинами.
8. Возвращаемся в жилую часть города. Воротами её со стороны завода служат два симметричных дома: дом справа построен до войны, а слева (в нём гостиница, где я ночевал) — в 1950-е годы. Как и в Пикалёво, здесь есть необычно большие для такого маленького города сталинки.
9. Довоенный дом не облицован, в отличие от дома напротив.
10. Здесь находится маленькая треугольная площадь. Заводская улица уходит налево и ограничивает город с запада, а направо идёт улица Социалистическая.
11. Она выглядит вот так. Да и почти вся старая часть города такая. Как и в Пикалёво, старая часть здесь — это соцгород. В основном это уютного вида двухэтажки первых послевоенных лет.
Застройка города компактная, и его легко быстро пройти из конца в конец. Хотя есть ещё кварталы частного сектора с северной стороны, но туда я не ходил. Если сравнивать с Пикалёво, то Бокситогорск, по крайней мере, зимой, показался мне несколько более ухоженным.
12. Администрация города и района. Бокситогорский район довольно большой по площади, и включает в себя город Пикалёво (который, что особенно интересно, больше Бокситогорска), а также множество деревень разной степени глухоманности, которая возрастает тем больше, чем дальше от железной дороги. Есть, кстати, в районе и деревни, где живёт народ вепсы.
Накануне, проходя мимо администрации вечером, видел как из её дверей выглянула женщина и крикнула в сторону стоящих поблизости «Жигулей» что-то вроде «Николаевна, ты коробки-то пустые забери!». Такая забавная провинциальная непосредственность.
13. Стенд напротив администрации с гербом и фотографиями города:
14. Уютные и тихие бокситогорские дворы. Дома, в большинстве своём, покрашены и выглядят неплохо.
15. За этим кварталом находится стадион «Металлург», который я уже видел издалека со стороны завода. Ворота ещё, видимо, 1950-х годов.
16. Замёрзший пруд Фонтанка. Интересно, есть ли в этом названии отсылка к петербургской реке.
17. На другом его берегу — спортивный комплекс с бассейном, недавно построенный (открыт в 2017 году) на деньги «Газпрома». Видимо, это связано с тем, что через Бокситогорский район проходит магистральный газопровод.
18. Ещё рядом есть Покровская церковь, построенная в 2007 году. Она решена в стиле храмов Русского Севера (к которому уже вполне можно относить и эти места), но даже на фоне этого довольно необычная и оригинальная.
19. А это — городской лесопарк. В кадре виден бывший кинотеатр, а сейчас крытый каток.
20. Бокситогорский лесопарк — это нетронутый уголок природы. Лес, специально сохранённый при строительстве города. Здесь приятно гулять.
21. И даже в морозный зимний день гуляющие горожане тут иногда мне встречались. В том числе люди с палками для скандинавской ходьбы.
22.
С чем, кстати, ещё всегда ассоциировался у меня восток Ленинградской области — это более холодная, чем в Питере, зима. С детства помню эти прогнозы погоды со словами вроде «Завтра в Петербурге столбик термометра упадёт до -10 градусов, в Волховском районе ожидается -15, а в Тихвинском и Бокситогорском районах — 18 градусов мороза». Сказывается большая удалённость от Балтики.
23.
24. Вернёмся на городские улицы с жилыми домами. Здесь много деревьев. Наверное, летом в Бокситогорске очень зелено.
25. Среди сталинок попадаются новые дома, построенные для расселения ветхого жилья.
26. Маленькая площадь:
27. Улица Школьная. Дом слева построен ещё до войны, и, видимо, для начальства глинозёмного завода — на стене есть мемориальная табличка, гласящая, что в доме жил его первый директор.
28. Здание с портиком. Видимо, бывший кинотеатр. Сейчас там, вроде, какие-то магазины.
29. Улица Советская:
30. В одну сторону её перспектива замыкается фронтоном двухэтажного дома:
31. А в другую — площадью с дворцом культуры:
32. Детский сад. Когда я проходил возле него, улицу заливали звонкие детские голоса.
33. А это площадь Ленина. Хоть и место немноголюдное, её можно считать главной площадью города (даром, что администрация совсем не здесь). Оформлена она довольно красиво.
34. В центре её — дворец культуры типового проекта и памятник Ленину. И стильные фонари.
35. А по бокам — два симметричных красивых дома, построенных в 1957 году. Всё солидно — ротонда, купол, балюстрады.
36.
37. Вид от ДК на улицу Советскую. Вот здесь уже домам не хватает симметрии.
38. В сквере у ДК есть скульптуры пионеров:
39. Улица Комсомольская
40. Чуть восточнее застройка города становится моложе. Появляются хрущёвки.
41.
42. А потом уже кирпичные дома улучшенной планировки, построенные в 1970-е-80-е годы. Домов выше пяти этажей в Бокситогорске нету (в отличие от Пикалёво, где есть девятиэтажки).
Поблизости ещё есть улица с интересным названием Красных Следопытов. К сожалению, я не дошёл до неё сфотографировать табличку с названием.
43.
44. Ну а это автостанция. Накануне я приехал сюда пригородным автобусом из Пикалёво, и отсюда же уезжал тихвинским автобусом (Тихвин вообще заметный центр притяжения для Бокситогорского района).
Как уже говорилось, в Бокситогорске есть железная дорога (понятно, что завод бы без неё не обошёлся). Но пассажирского сообщения нет, хотя раньше оно было, и вокзал находился рядом с автостанцией. В Бокситогорск ходил прицепной вагон из Питера, но его отменили давно — ещё в 90-е годы.
В завершение рассказа о городе покажу ещё вечерние фотографии, сделанные накануне, когда я, после заселения в гостиницу, совершил прогулку, заодно закупившись едой в «Магните».
45. Один из домов-«ворот» на улице Заводской. Здесь находится гостиница.
46. Треугольная площадь (вид днём):
47. Улица Социалистическая:
48. Она же, и двухэтажные дома на ней. Надо сказать, с уличным освещением в Бокситогорске проблем нет. Город достаточно ярко освещён в тёмное время.
49. И дворы:
50. Площадь Ленина и дворец культуры:
51. Улица Советская:
И на этом всё. Как уже сказано, город я покидал на пригородном автобусе Бокситогорск — Тихвин. На нём я доехал до поворота с трассы на деревню Галично и на Антониево-Дымский монастырь. Последний и был моей целью и третьим пунктом путешествия. Так что следующий рассказ будет про маленький, затерянный среди лесов, монастырь и 3-километровый пеший поход к нему от шоссе.