Западная Витебщина. Август 2017


В августе 2017 года, традиционно проводя время на своей даче в Беларуси, я на три дня съездил в Витебскую область, совершив это путешествие совместно с жителем Витебска Андреем schelkunov. Охватывала наша поездка районы на западе области, расположенные в озёрном краю поблизости от границы Беларуси со странами Прибалтики — Литвой и Латвией. Край этот тихий, провинциальный, в стороне от больших дорог. Мы видели несколько малых городов, сельскую глубинку, природу с лесами, полями и озёрами и глухоманные железные дороги. Довольно подробный обзор, посвящённый истории и географии самого этого края вы можете прочитать у Андрея вот здесь (к тому же, посетил он там и ещё несколько мест вне этой поездки). Я же пока ограничусь кратким обзором самого путешествия.

Я не случайно упомянул про глухоманные железные дороги. Дело в том, что именно они и стали поводом для этой поездки. И несколько комичная, хотя и неприятная сама по себе, особенность путешествия на стадии его планирования была в том, что из-за бюрократических сложностей мы не посетили те два места, ради которых, по идее, всё и задумывалось. Речь идёт о посёлках Лынтупы и Друя, расположенных в тупиках двух смежных железнодорожных линий, у границы Беларуси с, соответственно, Литвой и Латвией. Причина в том, что эти места входят в погранзону, и мне, как гражданину другого государства, туда надо было получить пропуск, с целью чего я в день приезда из Питера в Минск направился в Пограничный комитет Беларуси, где получил отказ из-за отсутствия документов, подтверждающих цель поездки в погранзону (строго всё, однако). Впрочем, мне попадалась информация, что так дело обстоит именно в Минске, тогда как ближе к месту (вроде, в Полоцке) пропуск получить проще, но этим заниматься было уже поздно. Поэтому нам пришлось в срочном порядке переделывать маршрут поездки. И если изначально мы планировали съездить в Лынтупы и Друю, присовокупив к ним всё остальное, то теперь именно "остальное" и оставалось, а две названные крайние точки от маршрута пришлось отсечь.

Кликабельная карта нашего маршрута. Здесь же видна конфигурация этого куста малодеятельных железных дорог: от станции Крулевщизна на магистральном ходу Полоцк — Молодечно отходит тупиковая ветка на Лынтупы, от середины которой (станция Воропаево) идёт такая же тупиковая ветка на Друю. Впрочем, мы в ходе поездки перемещались в основном на автобусах. Цифры на карте обозначают не номера фотографий в этом посте, а последовательность пунктов нашего перемещения.

Но именно по железной дороге, ночными поездами, мы осуществляли заброску (в Поставы) и выброску (из Миор). Почти одновременно поздним вечером из Минска и Витебска отправляются два встречных поезда, которые идут через Молодечно и Полоцк и проходят через станцию Крулевщизна, где они встречаются друг с другом и лишаются прицепных вагонов до Лынтуп и Друи: из Витебска есть по одному вагону и в Лынтупы, и в Друю, а из Минска только в Друю. В Крулевщизне эти вагоны, прибывшие с разных сторон, объединяются в один трёхвагонный состав и едут дальше, расцепляясь на станции Воропаево (причём в Крулевщизне одновременно происходит и обратный процесс с такими же вагонами, идущими назад). Таким образом, мы с Андреем выехали из разных городов, но ночью после Крулевщизны оказались в соседних вагонах одного поезда. А поскольку ехали мы в Поставы, а из Минска нет прямого вагона до Лынтуп, мне пришлось в четыре утра в Воропаево пересаживаться в витебский вагон, где ехал Андрей.

2. Город Поставы и стал первым пунктом поездки. И он же — самый крупный (20 тысяч жителей) населённый пункт на всём нашем маршруте, да и, в общем-то, во всей Западной Витебщине, а также самый западный райцентр Витебской области.

3. Дворец Тизенгаузов (конец 18 века) в Поставах:

4. И дома тоже 18 века, времён заката Речи Посполитой:

5. Железная дорога. Та самая тупиковая тепловозная ветка Крулевщизна — Лынтупы. Тупиковой она, кстати, стала не так давно: раньше она продолжалась в Литву, и, более того, — её появление начиналось именно оттуда.

По железке мы ехали в обратную сторону от Постав до Глубокого, далее перемещаясь по автодорогам на автобусах и даже немного пешком, и вернувшись к стальной колее уже на обратной дороге до Минска и Витебска.

6. Город Глубокое (18 тысяч жителей), особенно известный благодаря двум памятникам архитектуры в стиле виленского барокко (на фото — один из них, костёл Святой Троицы).

В Российской империи этот край входил в состав не Витебской губернии, а Виленской и Ковенской (центры которых, города Вильно и Ковно — не что иное, как нынешние Вильнюс и Каунас). А после революции эти районы Витебщины оказались в составе Польши (до похода Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину в 1939 году), и Андрей в своём обзоре именно по этому критерию и выделил Западную Витебщину как историко-географический регион. На севере советско-польская граница уходила заметно на восток, поэтому здесь польскими были даже земли, расположенные прилично восточнее Минска.

7. И в каждом райцентре (на фото — Глубокое) временами попадаются характерные польские постройки тех лет, какие вообще можно видеть по всей Западной Беларуси.

8. И столь же часто на кладбищах встречаются братские захоронения солдат польской армии, погибших в Советско-польскую войну 1919-1920 годов, по итогам которой, собственно, и вошли эти земли в состав Польши.

9. Следующим пунктом после Глубокого был посёлок Шарковщина, где мы увидели реку Дисну (приток Западной Двины).

Больше всего времени мы провели в Браславском районе, где у нас были обе ночёвки (а ночевали мы на природе в палатках). Пожалуй, на Западной Витебщине именно этот район наиболее посещаем туристами, благодаря своим озёрам.

10. Город Браслав (10 тысяч жителей). Мне он немного напомнил российский Себеж в Псковской области, но покрупнее. Впрочем, здесь ведь и недалеко.

11. Узкоколейка возле села Ахремовцы рядом с Браславом. Это место мы посетили ещё до Браслава, и поблизости отсюда была первая ночёвка.

12. Это тоже рядом с Браславом, но по другую сторону. Вдалеке видны башни костёла в селе Слободка.

13. Браслав находится в живописном озёрном ожерелье. На берегу одного из таких озёр мы ночевали второй раз за поездку.

14. День третий. Село Иказнь (Браславский район) и костёл начала 20 века.

15. Последним пунктом путешествия был тихий городок Миоры (8 тысяч жителей).

16. Впереди виден костёл Вознесения Девы Марии (1907):

Миоры находятся на железной дороге — на ответвлении Воропаево — Друя. И на станции Миоры активная часть нашей поездки была завершена, и мы поехали обратно в разных вагонах (Андрей в Витебск, а я в Минск).

17. В общем, места интересные. Такая тихая и немного отрешённая белорусская провинция, после которой несколько странно было попадать в двухмиллионный Минск. Этот край, вместе с севером Витебской области, мне хочется назвать "Белорусским Севером" — по аналогии с Русским. И даже без посещения погранзоны мы почти всё время были рядом с границей, порой приближаясь к ней почти на десять километров.

Как уже сказано, это край на периферии Белоруссии, и в стороне от больших дорог. В советское время крупного промышленного развития здесь не было, да и война многое уничтожила. Сейчас эти районы живут в основном сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Поэтому и старый уклад жизни здесь лучше сохранился, и облик глубинки достаточно аутентичный. Впрочем, к сожалению, всё это сопутствует и тому, что люди здесь живут бедно, а молодёжь в основном уезжает.

18.

19. И заброшенные деревни тоже иногда встречаются.

20. Но жизнь идёт! Размеренно и неспешно.

21.

И пока что на этом прервёмся. Следующий рассказ будет про город Поставы, который, как уже говорилось, стал первым пунктом путешествия, куда мы приехали поездом рано-рано утром на рассвете.