Фарфоровский пост — небольшой квартал жилых домов на востоке Фрунзенского района, прилегающий к железной дороге Московского направления. Это массив двух- и трёхэтажных домов, плотно зажатый между многоэтажками Купчино и магистральной железной дорогой. Сейчас Фарфоровский пост — название местности, которая официально не является улицей, но при этом имеет собственную сквозную нумерацию домов (то есть, стоящие там дома имеют адреса вида «Фарфоровский пост, дом 3»). Это место представляет собой квартал из полутора десятков домов, расположенных в квартале между Софийской улицей и железнодорожной платформой Фарфоровская, со стороны улицы Белы Куна, вдоль железной дороги.
Название «Фарфоровский пост» содержит отсылку к Императорскому фарфоровому заводу, который был основан неподалёку отсюда ещё в XVIII веке. При нём существовал рабочий посёлок — так называемая Фарфоровская колония. В 1851 году через эту местность прошла Николаевская железная дорога, на которой в 1892 году открылась железнодорожная станция (ныне остановочный пункт) с названием Фарфоровский пост, впоследствии переименованная в просто Фарфоровскую. Она существует и в наше время, и может привлечь внимание сохранившимся вокзалом дореволюционной постройки.
В аналогичном стиле с вокзалом построены двухэтажные дома из красного кирпича по другую сторону от железнодорожных путей. Это пять домов, построенных для рабочих железной дороги в 1910-1911 годах. Это частица дореволюционного Петербурга в почти полностью советском Купчино. Кроме того, это редкое для Петербурга место, где так цельно сохранились образцы железнодорожной архитектуры рубежа XIX и XX веков. Основана она на промышленной архитектуре того же времени, имея при этом черты модерна.
Чуть южнее дореволюционных кирпичных домов находится советская часть Фарфоровского поста. Эти дома, часть из которых деревянные, строились в основном на рубеже 1920-х-1930-х годов (ещё три дома построены в 1950-е годы) — тоже для служащих железной дороги.
Такого рода деревянные дома очень характерны для многих российских городов (преимущественно на севере страны), но крайне редко встречаются в Петербурге. Часто все деревянные двухэтажные дома называют «барачными», но это не совсем верно: к таковым относятся только дома с коридорной системой планировки. На Фарфоровском посту таких нет: все деревянные дома здесь поделены на квартиры. В советской части Фарфоровского поста дома расположены в два ряда вдоль небольшого проезда между ними, чуть дальше от железнодорожных путей. Эти дома тесно соседствуют с многоэтажной застройкой позднесоветского периода, которая этот уникальный уголок Петербурга так и не поглотила. Примечательно то, что место, облик которого нетипичен для города, хорошо видно из окон поездов, приходящих на Московский вокзал.
Кроме деревянных домов, ещё четыре советских дома построено из кирпича — два трёх- и два четырёхэтажных. Годы постройки — 1931-1933. Несколько позже — в 1940-1941 годах, построена школа, в которой учились дети железнодорожников. Она стоит несколько в стороне, и официально имеет адрес уже не по Фарфоровскому посту, а по Софийской улице, но исторически относится к тому же комплексу построек. До 1960-х годов это была средняя школа №31 Октябрьской железной дороги, затем — Средняя общеобразовательная школа № 659 Фрунзенского района. В 2011 году СОШ № 659 была закрыта, и в данный момент её здание пустует.
Бывшая школа
На протяжении большей части своей истории здания Фарфоровского поста принадлежали железной дороге — сначала Николаевской, на смену которой пришла Октябрьская. В 2000-е годы железная дорога передала дома в собственность города, и в настоящий момент судьба Фарфоровского поста не решена. Озвучиваются планы сноса части домов, но официально такое решение пока не принято.