Трасса Мужества. Часть 3: Мана — Саянская — Тайшет


Почти в середине Трассы Мужества, на её 294-м километре, находится станция Мана, до которой я в предыдущем рассказе добрался рабочим поездом, проехав через самый красивый участок магистрали, где она поднимается выше 800 метров над уровнем моря, пересекая горные перевалы. Этот рассказ будет завершающим, — здесь увидим посёлок Мана, где я провёл половину дня (но при этом толком ничего не посмотрел из-за погоды), дальнейший путь до станции Саянская, где железная дорога прощается с горами и выходит на равнину, вечерний посёлок Саянский, а также конечный пункт магистрали — станцию Тайшет.

2. Итак, станция Мана. Позади 118 километров пути на рабочем поезде от станции Кошурниково. Средоточие жизни станции — маленький и простой вокзал, по совместительству здание дежурного. Внутри есть зал ожидания и касса.

Когда я приехал, первым делом нужно было выяснить, во сколько пойдёт рабочий поезд на Саянскую (ведь их расписание нигде не вывешивается). Как оказалось, в шесть часов вечера. Причём идёт он туда не с Маны, а тоже с Кошурниково, — и на подъезде к Мане я его уже видел, когда он прошёл навстречу электричке. До Саянской — 102 километра, а стало быть, в районе девяти вечера я буду там. Остающийся участок от Саянской до Тайшета я решил проехать ночью (то есть так и не увидел его), но он уже не по горам идёт, и не так интересен. За вечер я доеду на рабочем до Саянской, а там после полуночи проходит пассажирский Красноярск — Северобайкальск. Поняв, что расписания отлично состыковываются, я пошёл в кассу покупать на него билет от Саянской до Тайшета на ночь, а оттуда на завтрашнее утро до Иркутска. До Тайшета в плацкарт билетов не осталось, ­— только купе и общий, причём стоимость билета в купе была относительно невысокой, а в общем вагоне после предыдущей ночи на вокзале в Кошурниково и насыщенного дня поездок ехать не хотелось, поэтому позволил себе поехать в купе.

3. Но это будет ночью, а пока что передо мной — Мана. Маленький и, в общем, простого вида посёлок в окружении горных склонов. Здесь долина давшей станции и посёлку название реки Маны (она течёт за железной дорогой, и из посёлка её не видно), высота примерно 550 метров над уровнем моря, то есть относительно немного.

4. Паровозик рядом с вокзалом. Рельсы, кстати, настоящие.

5. А на первом пути рабочая электричка, на которой я приехал. Она скоро поедет назад в Кошурниково. Между прочим, в Мане рабочие поезда даже объявляют по громкой связи.

Протекающая здесь река Мана — это приток Енисея, впадающий в него рядом с Дивногорском. И её устье я там видел из окна электрички Дивногорск — Красноярск. Что особенно интересно, там есть остановочные пункты с названиями Мана и Усть-Мана, то есть в составе одной Красноярской железной дороги этот топоним дублируется, да ещё и происходит от одной и той же реки. Более того, — и платформа Мана на дивногорской ветке, и станция Мана, где я нахожусь, связаны прямыми электричками с Красноярском. Выходит, что, попросив в красноярской пригородной кассе билет "до Маны", приходится уточнять, до какой именно.

6. Иду гулять по посёлку. Выглядит он достаточно оживлённым, народу на улицах немало. Что интересно, на явно не местного человека с большим туристическим рюкзаком никто внимания не обращает. Потому что такие здесь бывают часто, — поблизости в Саянах находится довольно популярный у туристов хребет Кутурчинское Белогорье (высшая точка — гора Алат, 1765 м над уровнем моря), пеший путь на который начинается именно из Маны, а кроме того, популярным является маршрут сплава по Мане отсюда до устья. Местные жители здесь, как и в Кошурниково, запомнились мне вполне доброжелательными.

7. А пейзажным фоном в Мане тоже служат горы, живописно обступающие посёлок со всех сторон. Здесь вдалеке видны вершины, превышающие тысячу метров. А ещё там идёт сильный дождь. Сначала я не обращал на это внимания, но усиливался ветер, серая пелена становилась всё ближе, вместе с ней на небе посверкивало, и эхом раздавался гром.

8. Среди жилых домов неожиданно обнаружились рельсы:

9. Интересно, что это за внутрипоселковая железная дорога? Остатки разворотного треугольника, который почему-то не разобрали?

Административно Мана входит в состав Минского сельсовета Партизанского района Красноярского края. Конечно, такое словосочетание вызывает улыбку, но белорусская столица здесь ни при чём, — сельсовет назван по соседнему посёлку Мина (при этом его центром является не она, а посёлок Ивановка). Особенно комично это звучит, если учесть, что в Минске есть Партизанский район. Так я в далёкой сибирской глубинке невольно вспоминал про Беларусь.

10.

А ещё в Мане у меня не ловила мобильная связь. Сюда не попадает зона покрытия "Мегафона" (в Сибири он менее популярен, чем у нас). Довольно необычное ощущение, если учесть, что я всё-таки не прямо в тайге находился.

11. На магазине — вывеска, видимо, советских времён.

12. Новая школа, солидного для небольшого посёлка вида. Её открыли в декабре 2016 года, то есть за полгода до моего приезда.

В кадре, кстати, видно, что уже и дождь начался. Спрятался я от него под козырьком на крыльце библиотеки.

13. Вот что я увидел там на двери. Да, шутки про Минск снова прилагаются.

14. Затем дождь прекратился, но вскоре ливануло с удвоенной силой, и уже надолго. Теперь я прятался у входа в магазин в центре посёлка. Вместе с ливнем была и гроза, и именно эти капризы саянской погоды и спутали мои планы.

15. После дождя. Размокли песчаные дороги, появились лужи, потемнели доски у деревянных домов и сараев. Некоторые виды в посёлке оказались очень фактурными.

16. Лошадей, кстати, в Мане много. Встречались также и коровы и козы.

17. А посёлок окружён тайгой. Несмотря на то, что здесь проходит магистральная железная дорога, да и посёлок возник в начале 1960-х (вместе с ней), но здесь есть какое-то ощущение глубокой нетронутой Сибири. В трёх километрах находится посёлок Хабайдак (он появился после войны, когда там селили ссыльных жителей Прибалтики), а с другой стороны, за рекой Маной, — старожильческая деревня Выезжий Лог.

18. Мана после ливня и грозы. Прохладно, дует ветерок, и лёгкая облачность окутывает горные склоны. Здесь своеобразный микроклимат, — я воочию наблюдал, как ветер время от времени меняет своё направление, и облака идут то в одну сторону, то в другую. Кстати, именно два дня между Абаканом и Тайшетом и стали самыми холодными во всём месячном сибирском путешествии.

19. Новый дом, построенный для работников железной дороги. Точно такие же я видел в Кошурниково.

20. Выезд из посёлка:

21. И наша Трасса Мужества. Это вид на восток, в сторону Тайшета, куда мне предстоит ехать. Пока гуляешь по Мане, постоянно слышен шум проносящихся мимо грузовых поездов, а перед этим по громкой связи звучат объявления "Внимание! Нечётный поезд на первом участке приближения. Будьте бдительны", а спустя пару минут, — "Внимание! Нечётный поезд проследовал входной сигнал". Вроде, такие объявления я, кроме Маны, слышал только в Мариинске.

22. Тайга… В Мане я обратил внимание на большое количество лиственниц. В районе Кошурниково их гораздо меньше.

23.

24. Лошади и ГАЗ-53:

25. А это самый центр посёлка:

26. Вдалеке видны обрывистые живописные скалы, покрытые лиственничной рощей. Где-то вдоль них течёт река Мана.

27. Когда дожди прекратили поливать, и более-менее распогодилось, времени до рабочего поезда оставалось уже не так много, и я пошёл прогуляться среди леса, по грунтовой дороге.

28. При этом дул довольно сильный ветер, и в лесу гнулись деревья. Сквозь шум леса порой доносилось откуда-то издалека "Внимание! Нечётный поезд на первом участке приближения…", а потом гудок электровоза с быстрым перестуком колёс.

29. Дорога местами раскисла от дождя. Потом пришлось в поселковом магазине купить мыло и замывать штаны и обувь, сидя на скамейке у станции.

30.

31. Возвращаюсь в посёлок. Передо мной снова огороды и железная дорога.

32. А дальше я сел ждать рабочего поезда на станции. Некоторые интересные моменты местной жизни происходили и за время ожидания. Вот, например, грузовой идёт со стороны Абакана. Электровоз 3ЭС5К в его голове пришёл сюда с Восточно-Сибирской железной дороги, — приписан к депо Вихоревка. Это уже на БАМе, рядом с Братском.

33. Ну а дальше по громкой связи прозвучало "На первый путь прибывает рабочий поезд до станции Саянская". Это уже не электричка, а электровоз ЭП1 (приписки ТЧЭ-2 Красноярск), один плацкартный вагон и вагон-платформа (на нём путейцы возят инвентарь).

34. Интерьер вагона. В кадре людей нет, но вообще их было немало, причём, в сравнении с электричкой, на которой я ехал утром, выше был процент "гражданских" пассажиров. Хотя в основном всё так же были путейцы в оранжевых жилетках. На рабочем поезде здесь ездят в будние дни. По выходным ходит электричка Мана — Красноярск.

35. И настало время ехать дальше. Снова тайга за окном поезда. К сожалению, в этом вагоне окна нормально не открывались (только откидывались), поэтому снимать было сложнее. Но хотя бы стёкла чистые.

36. А вот и река Мана. Железная дорога ещё довольно долго идёт по её долине.

37. Едем совсем близко к берегу реки. И здесь снова хорошо видно расширение насыпи магистрали под будущий второй путь. Даже опоры для контактной сети уже стоят.

38. А это станция Хабайдак. Короткий участок железной дороги идёт здесь вдоль левого берега Маны.

39. За окном время от времени мелькают экскаваторы и грузовики, видна свежая отсыпка под второй путь. А кое-где явно недавно взрывали скалы.

40. Пересекаем Ману по мосту, возвращаясь на её правый берег. Тем временем вечереет, солнце клонится к закату.

41. В укромном ущелье расположилась очень живописное село Кой. Это старое село, основанное столыпинскими переселенцами в начале XX века.

42. Сибирская пастораль!

43. Станция Кой. Между прочим, находится она дальше одноимённого села (в котором находится остановочный пункт Отроги).

44. Едем дальше по долине в лучах вечернего солнца. С одной стороны — прозрачная и быстрая река, а с другой высятся отвесные скалы.

Видео. На перегоне Кой — Лукашевич находится середина Трассы Мужества, где расстояние до Абакана и Тайшета составляет поровну 323 километра.



45. Станция Лукашевич. Вокзал здесь точно такой же, как в Мане.

Стоит рассказать об истории названия этой станции. Она названа в честь инженера Бориса Лукашевича, героически погибшего весной 1964 года при строительстве железной дороги. Он был инженером-подрывником и занимался на строительстве взрывными работами, и в ту весну его бригада взрывала ледовые заторы на Мане, из-за которых стало подтапливать железнодорожное полотно и посёлки. Заряды крепились на шесты, установленные на берегу, и опускались на реку. Один заряд понесло по течению реки неожиданно сдвинувшейся льдиной, причём шнур тогда уже был подожжён. Близился момент взрыва, а ниже по течению на берегу было много людей, которых Лукашевич спас от гибели ценой своей жизни, — он бросился в прорубь, успел ухватить шест и задержать его движение, но не успел выбраться на берег, — в тот момент раздался взрыв… Его подвиг увековечен в названии станции.

46. Красноватые саянские скалы очень узнаваемы. Мне этот ландшафт уже был хорошо знаком по Красноярским Столбам и окрестностям Дивногорска, где я был в 2014 году.

47. Местная автодорога:

48. Едем последние километры по долине Маны. Здесь наши пути с саянской рекой расходятся, — она поворачивает на северо-запад, в сторону Енисея, а железная дорога держит курс на северо-восток. Вскоре нам предстоит покинуть горную местность.

49. Но перед этим магистраль преодолевает последнюю серьёзную преграду — Аргазинский перевал высотой 729 метров над уровнем моря, сквозь который проходит Манский тоннель — последний на нашем пути (девятый), и самый протяжённый (2486 метров). Аргазинский перевал разделяет бассейны рек Маны и Кана (обе — притоки Енисея).

50.

51. Проходка Манского тоннеля была завершена 5 октября 1962 года. А в наше время, при расширении Южсиба, в 2011-14 годах была построена вторая нитка. В кадре виден её западный портал.

52. И снова минуты три, не спеша, едем по тоннелю. А потом пейзаж резко изменяется. Это очень интересное ощущение, когда Манский тоннель служит как будто дверью в другой мир, — после него горные пейзажи остаются где-то позади. И уже виды за окном совсем иные.

53. Вскоре начинается почти равнина. Поезд набирает довольно большую скорость.

54. Станция имени Кравченко, с одноимённым посёлком. Названа она в честь Александра Кравченко — местного героя Гражданской войны, соратника уже упомянутого в прошлой части Петра Щетинкина.

55. Едем дальше, удаляясь от гор, над которыми висят дождевые тучи.

56.

57. Остановочный пункт (бывшая станция) Илей в селе Новопокровка. На часах уже почти девять.

58. Солнце садится. Фотографировать на ходу стало уже затруднительно, — на таких кадрах кажется, будто поезд едет с очень большой скоростью.

59. И, наконец, в половине десятого, уже в сумерках, прибываем на станцию Саянская. Это крупная станция, — здесь находится оборотное депо и ПМС-257 Красноярской ЖД. Также здесь меняются локомотивные бригады. От Абакана 396 километров, до Тайшета остаётся 250, но их я проеду уже ночью. На фото — вид в сторону Абакана.

Саянская — станция узловая. На север отходит 58-километровая ветка до станции Уяр, служащая перемычкой между Южсибом и Транссибом, и значительно сокращающая путь отсюда до Красноярска (позволяет не делать крюк через Тайшет). Построена она была также в 1965 году. Именно по ней и проходит поезд Абакан — Красноярск, а также электричка Мана — Красноярск.

60. Сохранился вокзал времён постройки дороги. Увы, его, как и в Курагино, безбожно изуродовали сайдингом. Вокзал такой же, как в Кошурниково, только там нет фронтона над входом. И зал ожидания внутри точно такой же.

61. У входа — мемориальная доска, напоминающая о том, что в строительстве дороги также принимали участие железнодорожные войска.

4 декабря 1965 года из Абакана и Тайшета одновременно навстречу друг другу вышли поезда "Енисей" и "Ангара", которые встретились именно на станции Саянская, и здесь состоялся праздник.

62. Также у вокзала есть паровоз-памятник:

63. На привокзальной площади ведутся работы по благоустройству:

64. Станция породила посёлок городского типа Саянский, по которому я решил немного прогуляться, пока совсем не стемнело. Кстати, это второй по величине (после Курагино) населённый пункт на магистрали Абакан — Тайшет, хотя население его лишь 4 тысячи жителей. Это красноречиво напоминает о том факте, что магистраль эта проходит по малонаселённым местам.

65. Довольно приятный посёлок (хотя Кошурниково мне больше понравилось). Здесь есть даже пешеходная улица!

66. В одну сторону перспектива улицы замыкается на вокзал, а в другую — на дом культуры. По бокам дома серии 1-335 в трёхэтажном исполнении (это нечасто встречается).

67. А это пятиэтажный микрорайон Железнодорожников. Из-за застройки Саянский кажется значительно больше по населению, чем он есть.

68. Посёлок входит в состав Рыбинского района Красноярского края (райцентр — город Заозёрный).

69. Новый дом, построен в 2016 году. Правее видно, как контрастно посёлок обрывается в природу. Которая тут, несмотря на название посёлка, равнинно-лесостепная.

70. А это новый детский сад, построенный в 2013 году. Необычно выглядит.

71. Это более старая часть посёлка, застроенная, видимо, вскоре после открытия железной дороги.

72. Церковь Серафима Саровского. Её, похоже, обустроили в каком-то старом здании.

А потом я пошёл на вокзал, где мне ещё пару часов предстояло дождаться своего поезда, на котором я поеду в Тайшет. Это был пассажирский Красноярск — Северобайкальск. Он от Красноярска до Тайшета идёт не напрямую, а отклоняется с Транссиба в Уяре. Смысл этого, очевидно, в обеспечении пассажирским сообщением участка Саянская — Тайшет и связи его с Красноярском. А поскольку ветка на Уяр начинается в Саянской с восточной стороны, этот поезд меняет здесь направление движения, с 40-минутной стоянкой.

Отправление поезда — в 0-57. Выпив чаю, я сразу лёг спать, переваривая впечатления насыщенного дня, который начался в зале ожидания станции Кошурниково, а затем продолжился поездками на рабочих поездах, несколькими часами в посёлке Мана, где меня застигла дождливая погода, и завершился в вагоне пассажирского поезда, на котором я за ночь проезжаю оставшийся отрезок Трассы Мужества. Может быть, как-нибудь я проеду и его в светлое время суток (хотя официальное расписание этого не позволяет, но вполне вероятно, что и там можно на рабочих поездах проехать).

Солнечное утро встретило меня на подъезде к Тайшету, где я успел увидеть реку Бирюсу. Это уже бассейн Ангары и Иркутская область. Красноярская железная дорога здесь сменяется Восточно-Сибирской. А стрелки часов я перевожу на час вперёд, — теперь уже пять часов разницы с московским временем. Перед прибытием немного побеседовал с соседом по купе — пенсионером из Усть-Илимска, который ездил в Красноярск лечиться. С восторгом завидовал мне, что я еду на Байкал. Он тоже выходил в Тайшете и пересаживался на поезд Иркутск — Усть-Илимск (хотя в составе нашего поезда ходит прицепной вагон Красноярск — Усть-Илимск, но, видимо, в тот день его не было).

73. Ну вот и Тайшет, западные ворота Иркутской области. Семь утра по местному времени. Справа виден мой поезд. Я снова вернулся на Транссиб, с которого в этом путешествии ушёл в Ачинске.

4515-й километр Транссиба, а также сакральное место железных дорог России. В Тайшете заканчивается Южсиб, и начинается БАМ. Это те две магистрали, которые служат альтернативой Транссибу в железнодорожном путешествии через всю Россию в широтном направлении. Таким образом, Тайшет — это "горлышко песочных часов". То есть это единственная станция, которую, проезжая через всю Россию, миновать никак невозможно.

74. Вокзал здесь советский, послевоенной постройки. Башенку надстроили в 2000-е годы, создав стилизацию под дореволюционную архитектуру. Кадр, увы, неудачно вышел из-за контрового света.

Магистраль Абакан — Тайшет осталась позади. Очень красивая, но почему-то не очень популярная у путешественников. Дорога через Восточный Саян, постройка которой стоила трудовых подвигов, а иногда и настоящего героизма. Не забывайте о подвиге Кошурникова, Стофато и Журавлёва, о мужественных строителях трассы, о подвиге инженера Лукашевича. Это тоже яркая страница истории страны.

А мне предстояло пересесть на поезд №100 Москва — Владивосток и за день доехать до Иркутска. До пересадки на него было ещё два часа, и я успел немного погулять по Тайшету. Следующий рассказ будет посвящён этому небольшому городу.