Продолжаем прогулку по Магадану. В прошлый раз я показал центр города и рассказал о Магадане в целом. Теперь — окраины, море и виды с высоты.
2. Магадан — это морской город. Из центра начинается улица с максимально понятным названием Портовая (дальше переходит в Портовое шоссе), и когда она спускается вниз с возвышенности, на которой находится центр, глазам открывается вот такой вид:
3. Это район Нагаево на западной окраине города. Застроен он в основном домами магаданской 122-й серии. Что интересно, дома этой серии (только немного иначе выглядящие) есть ещё в посёлках БАМа.
4. Это Охотское море, а точнее — бухта Нагаева, часть Тауйской губы.
Магадан находится на северном побережье моря, у основания полуострова Старицкого, который омывается двумя бухтами: бухтой Нагаева с запада и бухтой Гертнера — с востока (все эти три топонима — в честь офицеров Российского императорского флота, прославившихся как исследователи северных и дальневосточных морей). Таким образом, Магадан находится на перешейке, и море у него с двух сторон. Но к бухте Гертнера город выходит лишь задворками, и там я в этот раз не побывал.
5.
6. Стоя здесь, можно представить, что находишься на самом краю России. Хотя это, на самом деле, не совсем так. Охотское море — почти что внутреннее море России (за исключением японского острова Хоккайдо): на другой его стороне — ещё Камчатка и Курильские острова. Но фактически здесь тоже часть большого тихоокеанского побережья.
7. Льда здесь не много. Бухта Нагаева замерзает лишь у берега, а дальше уже видна открытая вода — и это в марте, то есть почти в конце зимы. Но там не «чистая вода» в гидрологическом смысле, так как плавают дрейфующие льды.
8. Поэтому магаданский морской порт зимой почти не действует.
9. Лишь иногда осуществляется ледовая проводка. И не так много в нашей стране городов, где можно увидеть вот такой пейзаж. Если дом с видом на море, то только такой!
Море сильно влияет на климат Магадана. Летом Охотское море холодное, поэтому на петербургской широте здесь вполне мурманское лето (средняя температура июля +12 градусов, а самая высокая температура в истории наблюдений лишь +28), а вот зима в Магадане не столько холодная (хотя и не тёплая), сколько снежная и ветренная. Сильные морозы ниже -20 здесь не очень часты, зато всё время метели и пурги. А вот в закрытых от моря горами континентальных районах Магаданской области климат совсем другой (если коротко: зима холоднее, лето теплее, ветров меньше), и даже в аэропорту (40 километров от Магадана) зимой нередко бывает градусов на десять холоднее, чем в городе.
10. У меня же здесь в середине марта была погода от нуля до -10. А в последний день пребывания, накануне вылета (16 марта), было чуть ниже нуля, но при этом свирепый штормовой ветер, идти против которого было физически трудно.
11. На берегу бухты Нагаева сделана благоустроенная набережная:
12. Здесь есть скульптура дельфина, сделанная в виде решётки, наполненной камнями.
13. И весьма оригинальная скульптура мамонта из металлолома. Колыма, как и Ямал — тоже край мамонтов.
14.
Я люблю песню Владимира Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан, не по этапу» — в том числе и потому, что её сюжет похож на один из эпизодов моей собственной жизни. Высоцкий посвятил её своему другу Игорю Кохановскому, к которому потом приезжал в Магадан в гости (тоже в марте, кстати), после чего написал ту песню, которую я процитировал в заголовке.
15. Владимиру Семёновичу тоже установлен памятник на магаданской набережной:
16. Но главная доминанта набережной — маяк.
Точно такие же маяки я видел в Ванино в Хабаровском крае. Кстати, именно оттуда начинался морской путь в Магадан в послевоенные годы (так как в 1945 году в Ванино проложили железную дорогу, и именно это была логистически ближайшая к Магадану железнодорожная станция), и именно через Ванино завозили заключённых на Колыму — чему и посвящена мрачная песня «Я помню тот Ванинский порт», в которой есть слова «Лежал впереди Магадан, столица Колымского края».
17. Недалеко от набережной нашёл вот такой колоритный заброшенный домик. Возможно, это ещё осколок эпохи Дальстроя.
18. Ещё детали:
19. Характерная деталь дальневосточного портового города — китайский морской контейнер во дворе.
20. И снова эти узкие проходы между близко стоящими домами:
21. А то и внутри домов:
22. А теперь перенесёмся на север города. Вот так выглядит речка Магаданка. Маленькая, но бурная, даже не полностью замерзает. На окраине города она впадает в бухту Гертнера.
23. Ещё один осколок старого Магадана — давно не используемый старый деревянный мостик через эту речку.
24. И вот ещё одно «дальстроевское» здание — котельная авторемонтного завода. Построена в 1941 году.
Кстати, за этим зданием начинается улица Железнодорожная (и рядом ещё три Железнодорожных переулка). Наличие улицы с таким названием при отсутствии собственно железной дороги — явление не единичное (Салехард тоже в числе таких городов), но железных дорог сейчас нет во всей Магаданской области (такие регионы в России можно пересчитать по пальцам), а географически ближайшая к Магадану ЖД станция находится за тысячу километров. Однако так было не всегда. С 1930-х по 1950-е годы здесь действовала сеть узкоколейных железных дорог, предназначенных для перевозки леса. Самой протяжённой (около 90 километров) была узкоколейка из Магадана в посёлок Палатка, по которой даже было пассажирское движение. Сейчас от неё в некоторых местах осталась насыпь.
25. Управление предприятия «Серебро Магадана» и обелиск «Магадан — город трудовой доблести»:
26. За рекой Магаданкой находится комбинат автотранспорта и экспедиционного обслуживания («Автотэк»), возле которого — дом культуры автотранспортников и ЗиЛ на постаменте.
27. Поближе:
28. И сам ДК. Это типовое сталинское здание.
29. Северная окраина Магадана. Здесь Магадан до степени смешения похож на Мурманск. Поблизости от этого места я жил в гостинице.
30. Вид на Магаданскую ТЭЦ:
31. Дворы. Растительность в Магадане довольно скудная. Из-за холодного лета здесь почти лесотундра — даже трудно поверить, что находишься южнее 60-й параллели. Но лишь недалеко вглубь материка уже хороший лес растёт.
32. Вечерний вид:
33. Церковь Сергия Радонежского. Ютится между советскими пятиэтажками.
34. Нашёлся один необычный довольно новый дом (как выяснилось, 2007 года постройки). А вот, кстати, чего в Магадане нет совсем — так это деревянных двухэтажек, которых полно не только в Салехарде, но и, например, в Хабаровске и Архангельске (да и в Мурманске есть, хоть и не много).
35. И в почти прямой видимости от моей гостиницы находится ещё одна интересная достопримечательность Магадана — мемориал «Маска Скорби». Она стоит на склоне сопки Крутой, недалеко от вершины. На второй день нахождения в городе я сходил туда. В отличие от пасмурного первого дня, в тот день распогодилось.
36. Дорога к Маске Скорби — это довольно крутой подъём (сопка Крутая оправдывает своё название). Я решил не поддаваться искушению вызвать такси и отправился туда пешком.
Магадан и Колыма у многих людей вызывают довольно мрачные ассоциации: лагеря, заключённые, репрессии и сопутствующая этому гнетущая атмосфера. Источники этой ассоциации бывают разными: от рассказов Варлама Шаламова до песен Михаила Круга. Действительно, основной рабочей силой на «Дальстрое» были заключённые. Связанный с «Дальстроем» Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (он же Севвостлаг, СВИТЛаг или СВИТЛ) был одним из самых территориально крупных подразделений ГУЛАГа, охватывая территорию не только нынешней Магаданской области, но и Чукотки и прилегающих районов Якутии и Камчатки. История Магадана и области действительно непроста и во многом трагична. Заключённые, попавшие сюда, оказались в тяжёлых климатических и бытовых условиях, да и массовые репрессии 1937-1938 годов (одной из жертв которых стал первый директор «Дальстроя» Эдуард Берзин, впоследствии посмертно реабилитированный) тоже совпали с периодом активного освоения Колымы. Но в истории освоения этого края было множество полутонов, и представлять её исключительно как «стройку на костях невинных жертв» — это недопустимая примитивизация. Как бы там ни было, прошлого уже не изменишь, а памятником этой неоднозначной странице истории Магаданской области и является «Маска Скорби».
37. Мемориал высотой 15 метров построен из бетона по проекту скульптора Эрнста Неизвестного и архитектора Камиля Козаева и открыт в 1996 году.
38. Бетонными буквами чуть ниже выложены названия лагерей, входивших в систему «Дальстроя». А место для строительства мемориала выбрали не случайно: это не только гора с хорошим обзором, но ещё и место расположения пересыльной тюрьмы, где содержались заключённые, вновь прибывшие на пароходах и ожидавшие распределения по колымским лагерям.
39. Маска на самом деле не одна. Их много.
40. Вид с задней стороны. Внутри монумента есть помещение с воссозданным интерьером тюремной камеры. Но внутрь попасть мне не удалось — было закрыто.
Устойчивая ассоциация Магаданской области с местами лишения свободы сохранялась в народном сознании и в послесталинские времена — поэтому и Высоцкому пришлось уточнять, что его друг уехал в Магадан «не по этапу», и что «его не будет бить конвой — он добровольно». Нередко эта ассоциация сохраняется и сейчас. Но сейчас от всего этого на всю область осталось только три исправительных колонии, так что стереотип о том, что нарушение уголовного кодекса приведёт к попаданию на Колыму, уже почти утратил актуальность.
41. А вид на Магадан с сопки Крутой открывается великолепный. Место здесь тихое. Город — он где-то там, остался внизу. За городом возвышается Марчеканская сопка (если как-нибудь приеду в Магадан летом или осенью, то обязательно надо будет на неё подняться), а справа видна бухта Нагаева.
42. Город более крупным планом. Хорошо видны многие знакомые места. В том числе показанный в первой части Свято-Троицкий собор.
43. Сталинский центр города:
44. Посмотрим левее города. Там видна бухта Гертнера, а дальше уже и открытая часть Тауйской губы.
45. В губе льда нет:
46. А ещё здесь отличные виды на горы Колымского нагорья. Из города они не видны.
47. Теперь вернёмся в город. Это — Магаданский областной краеведческий музей. Здание снаружи максимально невзрачное, но музей оказался интересным, так что я приведу несколько кадров оттуда.
48. Медведи в фойе музея. Понравилась идея изобразить пространство под и над водой.
49. В МОКБ великолепная этнографическая коллекция, в зале этнографии я завис очень надолго. Здесь представлена традиционная культура нескольких народов: эвены, юкагиры, якуты, чукчи, эскимосы (поскольку в советское время Чукотка входила в состав Магаданской области) и русские старожилы Северо-Востока.
50. В зале природы есть муляж мамонтёнка Димы (настоящий хранится в петербургском Зоологическом музее).
51. Меня особенно интересовали исторические экспозиции. Один зал — об истории Магаданской области в целом. Коротко, но лаконично.
52.
53. И отдельный зал, посвящённый Севвостлагу. Большинство экспонатов здесь — находки из колымских лагерей (очень знакомо по похожей коллекции находок с 501-й стройки в нашем музее), а также документы, связанные с заключёнными, газеты.
54. Находки из лагерей — предметы быта, инструменты, размещены вот в таких напольных витринах, на каждой написано место обнаружения. Много достаточно интересных экспонатов. Лагерь Бутугычаг, из которого конкретно вот эти находки, довольно неплохо сохранился (но находится в очень труднодоступном месте). Хотя в целом сохранность лагерей СВИТЛа гораздо хуже, чем на нашей Трансполярной магистрали: потому что на последней стройка была законсервирована, а на Колыме лагеря в основном ликвидировались после закрытия.
55. А ещё есть даже целая лагерная охранная вышка. Положим, у нас на 501-й стройке они сохранились не хуже, но здесь её смогли перевезти в музей. И, более того, ещё одну такую же вышку откуда-то с Колымы перевезли в Москву, где она теперь стоит в музее истории ГУЛАГа (и я её там видел, она стоит не внутри здания, а во дворе).
56. И отдельно меня порадовал вот этот экспонат — макет здания управления Дальстроя (само здание давно снесено).
57. Ну и напоследок — ещё один вид с высоты, с дороги, ведущей на сопку Крутую. Почему-то мне этот ракурс особенно понравился.
И на этом всё о Магадане. Но не обо всей поездке: в следующей части отправимся вглубь Магаданской области по Колымской трассе. Продолжение следует!