Надвоицы

Опубликовано 29 июня 2020 года

Посетив карельский город Сегежа, я отправился дальше на север. Но пока недалеко, лишь в посёлок городского типа Надвоицы в 25 километрах — второй по размеру населённый пункт района (7 тысяч жителей), превосходящий некоторые районные центры Карелии. В Надвоицах я провёл вторую половину этого зимнего дня и вечер, затем в ночь уехав поездом в Мурманскую область.

2. После получаса езды от Сегежи я вышел из маршрутки примерно в этом месте. Это окраина Надвоиц, улица 50 лет Октября. Посёлок по площади маленький для своей численности населения, так как в нём почти нет частного сектора, и застроен он сплошь многоквартирными домами.

Населённых пункта с названием Надвоицы существует два. В нескольких километрах от посёлка есть одноимённая деревня, которая, как нетрудно догадаться, гораздо старше посёлка, возникшего уже в XX веке, и известна с XVII века как Воицкий или Надвоицкий погост. В отличие от большинства старой топонимики Карелии с финно-угорскими корнями, это название полностью русское: на реке Нижний Выг, берущей здесь начало из Выгозера, находится водопад, который так шумит и воет, что его назвали Воицкий падун. Отсюда и название деревни: "над воем" — Надвоицы, унаследованное затем ЖД станцией на Мурманской магистрали, а от неё и посёлком. До водопада я, к сожалению, не дошёл: из посёлка до него идти 6 километров, и мне уже не хватало светлого времени (хотя времени до поезда было полно).

3. Значительная часть домов в посёлке — каркасно-засыпные двухэтажки. Их расселяют по программе ветхого жилья, но пока их много. При этом более классических для этих краёв деревянных "бараков" я здесь, кажется, не видел, что довольно странно.

В общих чертах история Надвоиц напоминает Сегежу: станция на Мурманской магистрали, небольшой посёлок при ней, а потом советская индустриализация — строительство Беломорканала и градообразующего предприятия, коим здесь стал Надвоицкий алюминиевый завод, построенный уже после войны — в 1954 году. Место для него выбрали из-за расположенной поблизости Ондской ГЭС на реке Онде, построенной в те же годы: для алюминиевого производства близость источников электроэнергии важнее, чем близость месторождений сырья. Однако Надвоицам повезло гораздо меньше, чем Сегеже: в постсоветские годы завод долгое время приходил в упадок, и в 2018 году окончательно закрылся. Так что теперь посёлок глубоко депрессивен (и население его сократилось с 11 до 7 тысяч жителей за последние 30 лет). Как-то спасает ситуацию близость Сегежи, в которую некоторые из местных жителей ездят на работу. Ещё до закрытия завода Надвоицы получили статус территории опережающего развития: планы есть, но пока там ничего построить не успели.

4. Но жизнь идёт. Атмосфера в Надвоицах тихая и сонная — ещё более, чем в Сегеже. Особенно под облачным зимним небом.

5. Традиционные для Карелии панельки 75-й серии. Кстати, довольно странно, что в советское время Надвоицам не дали статус города, несмотря на размер и довольно солидное градообразующее предприятие.

6.

7. Школа. Как раз в то время там заканчивались уроки, и ученики шли мне навстречу.

8. Скромный, но довольно симпатичный сталинский ДК. Наверное, это самое запоминающееся здание в посёлке. Рядом даже фонарные столбы примерно того же времени сохранились.

9. А это, вроде, спортивная школа. Но моё внимание привлекла советская скульптура спортсменки — в летней одежде, но в сугробе. Ну а по площадке вокруг можно, наверное, было кататься на коньках или проводить соревнования по фигурному катанию — следствие плясок температуры вокруг нуля.

10. Рядом — небольшая площадь со сценой.

11. А напротив — деревянная церковь Входа Господня в Иерусалим, построенная в 2002 году. Перед входом можно увидеть рождественский вертеп со звездой.

12. Больница. Тоже типовое сталинское здание.

13. Самый центр посёлка. Люди идут по зимним улицам. Кстати, в Надвоицах, как и в Сегеже и некоторых других городах Карелии и Мурманской области, улицы зимой посыпают каменной крошкой — так что не только в скандинавских странах, но и в России такое тоже вполне практикуется. Правда, почему-то не в Питере и Ленобласти.

14. Есть сталинки и среди жилых домов:

15. Проспект Металлургов. Это единственный проспект в посёлке, при том не претендующий на роль главной улицы города. Здесь уже хрущёвки, в основном весьма потрёпанного вида.

16. Рядом с этими кварталами — карельская природа. Сосновый лес на гранитных скалах почти у кого-то во дворах.

17.

18. Выхожу на площадь Ленина. С одной её стороны вот такой сталинский дом, а напротив (правее кадра) хрущёвка, хотя, скорее всего, изначально площадь должна была быть симметричной.

19. И рядом стоит Ленин под соснами. Тут вождь выглядит куда солиднее, чем в Сегеже.

20. На другой стороне — воинский мемориал:

21. Ещё лесок:

22. Ну а вниз открывается, наверное, самый живописный вид в Надвоицах. В перспективе лестницы виден ЖД вокзал, а за ним — озеро Воицкое, по берегу которого идёт железная дорога.

23. Спускаемся вниз. Вокзал здесь типовой, послевоенный. Это один из самых распространённых проектов. Местоположение его, однако, сильно украшает.

24. А напротив вокзала — "ворота" посёлка, ставшие наглядным памятником хрущёвской борьбе с архитектурными излишествами (как, собственно, и площадь наверху). Очевидно, что изначально там должны были быть два симметричных дома.

25. Вокзал со стороны путей:

26. И Мурманская магистраль. На поезде я через Надвоицы до этого уже неоднократно ездил. Это — вид на юг, в сторону Сегежи, Петрозаводска и Петербурга. В Надвоицах станция появилась не сразу при постройке магистрали, а через два года — в 1918 году. Примечательный факт: на момент постройки дороги между Сегежей и Надвоицами проходила граница губерний. Если Сегежа входила ещё в Олонецкую губернию, то здесь уже была Архангельская.

27. И вид на север, в сторону Мурманска. Туда я поеду через несколько часов. Пока что на станции ни души.

28. Улица Спиридонова, параллельная железной дороге. Жители этих домов постоянно видят поезда из своих окон.

29. На станции обзор закрывали грузовые поезда. Но ближе к горловине за путями стало хорошо видно Воицкое озеро. Это проточное озеро в реке Нижний Выг, и через него тоже проходит трасса Беломорско-Балтийского канала. В 4 с половиной километрах отсюда находится его 10-й шлюз.

30. Дошёл до южной окраины посёлка, откуда хорошо виден бывший алюминиевый завод. Несмотря на закрытие, здания его, вроде как, не заброшены. Однако пейзаж, конечно, печальный.

31. Снова железная дорога и озеро. А за озером — леса.

32. Ещё один вид на озеро. Уже темнеет. Пока было время в сумерках до темноты, я решил немного пройтись по дороге за пределы посёлка, без какой-либо цели.

33. Посёлок закончился, и его сменил лес. Так выглядит дорога, ведущая из Надвоиц на юго-восток. Через пару километров отсюда находится посёлок Пристань Надвоицы (официально включён в состав Надвоиц), где 10-й шлюз ББК, речной порт и тюрьма. За ним дальше деревня Надвоицы и водопад. А ещё поблизости оттуда находится Воицкий рудник, где в XVIII веке впервые в России велась промышленная добыча золота (но уже к концу века разработки были прекращены). Эти места я в этот раз не увидел. Потом дорога продолжается дальше в глушь — до посёлка Валдай в ста километрах отсюда, вскоре после него заканчиваясь тупиком. В общем, глушь манит, но всё больше смеркалось, и пора было идти обратно.

34. Вернулся в посёлок я уже в темноте. До поезда, впрочем, ещё часов пять оставалось: он уходил только в 22-18. Пока я пошёл гулять по вечернему посёлку.

35. Очень странно, но почему-то днём я пропустил скульптуру оленя у лестницы от вокзала в центр посёлка. Так что смог запечатлеть её лишь в темноте, что вышло весьма посредственно.

36. Центр посёлка. Вечером было около -5 градусов.

37. И проспект Металлургов. Честно говоря, в темноте мне это место почему-то напомнило Воркуту — видимо, из-за сочетания обшарпанных пятиэтажек и неказистых низкорослых деревьев (может быть, это сирень или черёмуха — зимой трудно разобрать).

Усталость, однако брала своё, да и много ходить по тёмному зимнему посёлку не было особого желания, а потому я, зайдя в пару магазинов, и купив провизии, решил идти на вокзал, отдыхать там и ждать поезда.

38. Вот так выглядел зал ожидания — с тускловатым светом и плиткой из серии "ад перфекциониста". На вокзале не было никого, кроме меня и охранника в каморке по центру кадра. Только потом, непосредственно перед поездом, подошли несколько человек.

Коротая время на вокзале, я успел и перекусить, и подремать пару раз. После десяти вечера пришёл мой поезд — 16-й скорый "Арктика", сообщением Москва — Мурманск. Вторую ночь в поезде я ехал уже на нижней полке. Досидел до полуночи, когда поезд проезжал Беломорск, после чего лёг спать и довольно быстро крепко заснул (оно и понятно: предыдущую ночь не выспался, а потом весь день ходил). Выходить мне предстояло после девяти утра в Оленегорске. Минут за сорок до прибытия я проснулся и, ещё не выглядывая в окно, услышал восторженные голоса ехавших рядом детей, о том, как же там много снега. Следующий рассказ будет об Оленегорске. Продолжение следует!

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030