Город Мончегорск находится в глубине Мурманской области, в живописном месте у подножия гор и у берегов озёр. Как и соседние Оленегорск, Апатиты и другие города, это советский промышленный город, на месте которого ещё сто лет назад шумел заполярный лес, — до того, как в 1930-е годы там прошли геологи, а за ними приехали первостроители города. Я в этом городе побывал в январский день, вместе с Оленегорском. Правда, день в Заполярье зимой короткий, и до темноты оставалось не много времени — потому, к сожалению, осматривал я Мончегорск в основном в сумерках и уже в темноте, и не очень много времени там провёл, уехав затем в Мурманск, из-за чего впечатление, возможно, получилось неполным (впрочем, это неизбежная издержка зимних путешествий по таким высоким широтам). Город же, на фоне довольно заурядного Оленегорска, достаточно интересен.
От Оленегорска до Мончегорска чуть больше 30 километров по трассе на юго-запад. Но, в отличие от пары Апатиты-Кировск, эти два города агломерацию не образуют (видимо, потому, что их градообразующие предприятия не связаны друг с другом). Попасть в Мончегорск можно только автотранспортом: железная дорога там есть (тупиковая ветка от Оленегорска), но она исключительно промышленная — обслуживает расположенный в Мончегорске комбинат "Североникель" (и ему же и принадлежит), и пассажирского движения там нет (было до 90-х годов). И доехать автобусом в Мончегорск из Оленегорска — не самая простая задача. Это проще сделать с ЖД вокзала, чем из самого города (и многие так ездят, потому что оленегорский вокзал для Мончегорска служит "железнодорожными воротами"), но трасса проходит рядом с вокзалом, не заходя в город. А вот непосредственно между городами автобусы ходят всего четыре раза в день. Ближайший был ещё не скоро, поэтому я решил доехать автостопом, с этой целью дойдя до трассы пешком. Мне повезло, так как остановившийся водитель ехал прямо в Мончегорск (а иначе бы пришлось там от трассы до города ещё идти два километра). Вдоль трассы были заснеженные сопки, освещённые ярким, но низким северным солнцем. А потом горы стали чуть выше, а на их фоне показались дымящие трубы "Североникеля". Мы свернули налево, и через пару километров начались жилые районы. Проехав по парадному проспекту Металлургов, водитель высадил меня на центральной площади Революции.
2. Так что знакомство с Мончегорском я начал сразу же с главной площади. Правее этого кадра расположена городская администрация, а в центре можно разглядеть памятник Ленину.
Мончегорск — четвёртый по размеру город Мурманской области (41 тысяча жителей, в конце 80-х было 68 тысяч). Рассказывая об истории этого города, следует начать с его названия. Получил он его от горного массива Мончетундра, у подножия которого находится. На саамском языке это название значит "красивые горы": хорошо знакомое нам слово "тундра" пришло из саамского языка (а в множество других языков мира — из русского), в котором обозначает именно гору с безлесной вершиной (то есть тундру в высотной поясности), поэтому "тундрами" на Кольском полуострове зовут почти все горные массивы (и Хибины, самые высокие из них, — они тоже Хибинские тундры). Так что Мончегорск — это, буквально, город у красивых гор. Он появился благодаря залеганию в земле возле Мончетундры 28-го и 29-го элементов таблицы Менделеева — никеля и меди. Мончегорское месторождение было открыто и начало разрабатываться в начале 1930-х годов. В 1935 году начал строиться металлургический комбинат "Североникель", давший через четыре года первую продукцию. Тогда же был основан рабочий посёлок Монча, который в 1937 году стал городом Мончегорском.
3. Проспект Ленина, уходящий на юг от главной площади. Здесь нет такого тесного соседства города и гор, как в Кировске, но тоже выглядит очень живописно. Вдалеке видна та самая Мончетундра, а точнее — гора Нюд или Нюдуайвенч (465 метров над уровнем моря).
4.
Комбинат отсюда не виден. Я видел его лишь проезжая мимо. В наше время руды здесь уже не добывают, так как месторождение оказалось малочисленным, поэтому "Североникель" работает на привозном сырье, которое везут сюда аж из Норильска по Севморпути. Потому и принадлежит предприятие "Норильскому никелю", а точнее его дочерней Кольской горно-металлургической компании. Из Норильска сюда привозят так называемый файнштейн — концентрат медно-никелевой руды, из которого здесь уже выплавляют готовые металлы. Производство этих металлов, кстати, очень грязное (слишком много примесей в рудах), из-за чего за несколько десятилетий работы комбината ближние окрестности Мончегорска, к сожалению, стали зоной экологического бедствия (как, собственно, и Норильск), с выжженной выбросами землёй. Сейчас, впрочем, ситуация уже лучше, так как очистные системы на предприятии усовершенствовали (да и объёмы производства снизились), и, к счастью, из-за рельефа и розы ветров зона загрязнения широко не распространилась.
5. Проспект Металлургов к востоку от площади. Если идти на запад (откуда я приехал), там проспект застроен парадными сталинками. Но туда я дойду позже. уже когда стемнеет.
6. Вдалеке видно, что проспект приводит к берегу озера Имандра. А на торцах нескольких пятиэтажек — красивые муралы на природную тему.
7. Морошка. Художники затронули и тему северной природы. Люблю такие вещи — очень оживляют типовую городскую застройку.
8. Дойдя до конца проспекта, я вышел на Ленинградскую набережную, а с неё спустился и немного погулял по льду озера Большая Имандра. Если быть точнее, то это — залив Мончегуба. Город стоит на западном берегу Имандры. А точнее — на перешейке между ней и озёрами Лумболка (с севера) и Нюдъявр (с юга). Ещё, можно сказать, день, но пейзаж уже вечерний. Хоть и полярная ночь в середине января уже заканчивается, но световой день короток.
9. А вдали, за озером белеют заснеженные Хибины (по центру кадра видна, вроде, гора Маннепахк). У их подножья, по восточному побережью Имандры, проходит Мурманская железная дорога. Примерно там, куда нацелен этот ракурс, находится одноимённая озеру станция Имандра, где я был в 2015 году. Именно она была базой для геологов и первостроителей будущего Мончегорска: у станции находилась пристань (там сохранились её остатки), где начиналась переправа через озеро к строящемуся городу (пока в 1936 году не была построена ЖД ветка от Оленегорска).
10. Летом 2015 года я немного поднялся на склон горы Имандры в окрестностях станции. И оттуда удалось увидеть Мончегорск вдали, с расстояния 18 километров. Жаль, что с погодой не очень повезло, поэтому город терялся в тумане (да и зум на старом фотоаппарате был не таким сильным, как на нынешнем).
11. Вернёмся в январь 2020 года. Вид с озера на набережную. С одной стороны, конечно, не очень удачно вышло, что приехал я в Мончегорск уже под вечер. С другой — богатство красок заполярного неба это компенсирует.
12. На набережной стоит мемориал мончегорцам, погибшим на Великой Отечественной войне.
13. Возвращаюсь на улицы города.
14. Красота! Справа видна гора Нюд, слева — Поазуайвенч. А на их фоне — собор Вознесения Господня (построен в 90-е годы).
15. Между жилыми массивами находится небольшое озеро Комсомольское. Название кажется банальным, но надо понимать, что в промышленном заполярном городе оно не просто так появилось. Впрочем, старое саамское название этого озера неподготовленного человека приведёт в ужас как своим написанием, так и переводом: Олменчкыхскымъяурнеч, что значит "озеро утонувшего человека".
16. У озера на постаменте стоит БМП-1 — памятник воинам-интернационалистам.
17. Темнеет. А я теперь иду в центр города.
18. Проспект Металлургов. Видна главная площадь.
19.
20. Проспект Металлургов — парадная главная улица города. И застроен он довольно представительными сталинками. Ансамбль центра Мончегорска складывался в 1930-е-50-е годы. Отчасти получился такой "уменьшенный Мурманск" (там проспект Ленина выглядит похоже), но всё-таки у города есть, безусловно, своё лицо. И город здесь мне даже казался больше, чем он есть — как будто небольшой областной центр.
21.
22.
23. Словом, по архитектурному облику видно, что город занимал довольно почётное место.
24. Проспект многолюден. И много снега — огромные сугробы, каких в Питере этой зимой и близко не было. На мончегорской метеостанции, по архиву погоды, высота снежного покрова в тот день составляла 65 сантиметров.
25.
26. Белым-бело! А над проспектом в те дни ещё висели новогодние огни.
27. Застройка 1950-х годов. Исполнено всё довольно сдержанно, но изящно. Есть даже арки у дворов.
28. Ещё одна площадь — Пяти Углов (вероятно, топонимическая отсылка к Мурманску). Тут даже есть дом со шпилем (1955 год).
29. Он же сбоку:
30. И даже не один!
31. В центре площади стоит скульптура лося. Очень здорово перекликается со скульптурой оленя в Оленегорске.
Лось, кстати, стал символом Мончегорска, и изображён также на гербе города.
32. От площади отходит пешеходная Стахановская улица. Южнее сталинского центра города, ближе к горе Нюд, есть микрорайон Монча, застроенный девятиэтажками, но там я не был.
33. Словом, Мончегорск — красивый заполярный город. Недаром название происходит от словосочетания "красивая гора".
34. Интересное оформление автобусной остановки. Опять же, мотивы заполярной природы.
35. Как раз на этой остановке я сел на городской автобус (что интересно, в Мончегорске и Оленегорске проезд стоит на рубль дороже, чем в Мурманске) и поехал в ещё одно интересное место города — музей камня имени Владимира Дава (советского геолога), посвящённый, как следует из названия, геологическому разнообразию России, и, в первую очередь, Мурманской области. Экспозиция — несколько вот таких залов с камнями в витринах. В конце я посетил ещё временную выставку мурманских художников.
36.
37. Минералы и породы из недр Кольского полуострова:
38. Жёлтое на переднем плане — самородная сера. А справа, вроде, образцы пирита.
39. А это дары Урала. Медведь из селенита — геральдический символ Перми.
40. Другие каменные поделки. Даже шахматы есть!
41. Посетив музей, я вернулся вскоре на площадь Революции. Два симметричных дома с восточной стороны площади служат воротами проспекта (наверное, изначально там планировались парадные сталинки).
42. А ещё — какой же город на Кольском у подножия гор без горнолыжного спуска. На горе Нюд он тоже есть. В тёмное время суток, когда саму гору можно не увидеть, подсвеченный склон смотрится вдалеке слегка причудливо.
В общем, город оставил приятное впечатление. Правда, немного жаль, что я его увидел только во второй половине зимнего дня. Если бы не уже оплаченная бронь хостела в Мурманске, то я бы остался ночевать там, а в Мурманск поехал бы уже на следующий день.
43. Одна из вечерних мончегорских улиц:
В квартале от главной площади находится невзрачный автовокзал, где я вскоре сел на автобус до Мурманска (вроде, проходящий из Кировска). Сначала пассажиров было мало, но прибавилось в Оленегорске, где автобус заезжал к вокзалу (но не в город). До областного центра я доехал примерно за два с небольшим часа. И в Мурманске провёл следующие девять дней. Фотографии крещенских морозов в столице Заполярья я уже показывал, а в следующем рассказе будет ещё немного зимнего Мурманска.
При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030