25 мая 2019 года в Петербурге со стапеля Балтийского завода был спущен на воду атомный ледокол "Урал" — третий ледокол проекта 22220: первым была "Арктика", спущенная в июне 2016 года, а вторым — "Сибирь" (сентябрь 2017). Во всех трёх случаях Балтийский завод открывал доступ на обычно закрытую территорию для всех желающих посмотреть на событие. Хорошая практика — снять секретность события ради возможности простых людей увидеть такого рода технические достижения страны. На первые два спуска я не ходил, а вот третий решил посетить. Интересно ведь присутствовать при знаковом событии. Правда, отчёт пишу лишь спустя восемь дней, когда большинство присутствовавших их уже давно опубликовало 🙂
2. Спуск был назначен на 14-30. Сперва надо добраться до Балтийского завода — на Косую линию Васильевского острова. От метро "Василеостровская" иду пешком. И на Большом проспекте навстречу мне проехал парад ретро-транспорта, который проводится в Петербурге ежегодно в конце мая.
3. Я видел только легковые автомобили, хотя вообще в этом параде участвуют и ретро-автобусы.
4.
5.
6. Начало хорошее. Вскоре дохожу до главной проходной завода (здание слева — как я понял, заводоуправление). Народу, как видно, очень даже немало. По Косой линии к заводу двигалась целая толпа.
7. Вход на территорию через рамки. Возле них стояли несколько охранников завода и полицейских, но проверяли они без особого пристрастия.
8. Ну вот я и на территории завода. Толпа потихоньку идёт к стапелю, на котором стоит ледокол. Но времени до спуска пока ещё довольно много, можно не торопиться.
9. Об оставшемся времени до спуска напоминает электронное табло.
10. Многие пришли с детьми. Иногда в толпе мелькали работники завода. В общем, присутствовала довольно праздничная атмосфера. Я в итоге смотрел спуск ледокола в компании
11. Памятник балтийцам, погибшим на Великой Отечественной войне. В данном случае, как несложно догадаться, "балтийцы" — это не моряки Балтийского флота, а работники Балтийского завода.
12. Чуть дальше есть ещё один памятник:
До стапеля А, где стоял ледокол, идти около 800 метров. Пользуясь временем, можно немного осмотреть и сам завод. Ведь нечасто такая возможность выпадает. Даже при том, что ходить можно было не везде, а только от проходной до стапеля. Остальное было огорожено.
13. На Балтийском заводе есть несколько дореволюционных корпусов, которые являют собой неплохие образцы старопромышленной архитектуры. Сам завод был основан ещё в 1856 году.
Кстати, обратите внимание на чехлы на конструкциях справа. Я не знаю, что там под ними, но похоже, в этом и смысл — на время свободного доступа на территорию всё же прикрыть от посторонних глаз то, что видеть не полагается 🙂
14. Ещё одна мемориальная доска в память о Великой Отечественной:
15. На территории завода сохранился памятник Ильичу.
16. Но едва ли не самое интересное для меня — вот это. На территории Балтийского завода есть своя ведомственная железная дорога. А так как это Васильевский остров, то она изолирована от общей ЖД сети и связывается с ней паромом через Неву возле её устья. Переправа соединяет пристань Балтийского завода с первым районом петербургского морского порта, который находится на севере Гутуевского острова. Далеко не все петербуржцы могут предположить, что на Васильевском острове есть железная дорога.
17. Более того — есть место, где её можно увидеть на общедоступной территории: она пересекает Косую линию (причём ещё и трамвайные пути), уходя к ещё одному цеху, который отделён от основной территории завода. Вот как это выглядит (на переднем плане). В этот раз я не сходил заснять, поэтому приложу фото февраля 2015 года.
18. Железная дорога уходит в литейный цех:
19. А на этом фото легко подумать, что это трамвайные пути на улице, где на день перекрыли движение.
20. Идём дальше. Вокруг хороший дореволюционный краснокирпичный индастриал.
21.
22. Красота!
23. Публика идёт рекой, всё прибывая:
24. Приближаемся к стапелю. И снова железная дорога, и ещё и ручной стрелочный перевод! Вообще отлично.
25. И подвижной состав довелось увидеть. Возле корпусного цеха стоял целый маневровый тепловоз ТГМ2. Впрочем, в прямой видимости было ещё два таких же, но к этому можно было ближе всего подойти.
26. А вот необычный кадр получился. Не знать — так и не поймёшь, где это снято.
Про железную дорогу Балтийского завода можете подробнее почитать вот здесь.
27. Основания портовых кранов. Вот чтобы их двигать, уже нужны другие специальные рельсы.
28. Немного деталей:
29. Вывеска, вероятно, годов 80-х:
30. И наконец, подходим к стапелю, где стоит ледокол, ожидающий спуска на воду.
31. Огромная махина! Между прочим, в сравнении с двумя предыдущими ледоколами, "Урал" на момент спуска был значительно тяжелее, так как у него ещё до спуска на воду сделали половину надстройки, а также реактор (в который ещё не загрузили ядерное топливо). "Арктику" и "Сибирь" спускали в виде корпусов без надстроек, так что в этот раз зрелище более внушительное.
32. Ещё краны:
33. Нос ледокола (на стапеле он стоит кормой вперёд):
34. Якорь:
35. Огромная толпа собралась. Погода, правда, была не очень благоприятной: сначала было тепло и солнечно, но ближе к моменту спуска сгустились тучи и зарядил дождь.
36.
37.
38. А на палубе видны работники завода в явно приподнятом настроении. Кстати, видно, что у всех есть страховка во избежание падения при спуске судна.
39.
40. Ключевая минута приближается. Люди ждут. Все торжественные речи были с другой стороны стапеля, и мы их не слышали.
И вот наконец раздаётся шум, и ледокол быстро, буквально за полминуты, съезжает со стапеля в Неву. Кульминационный момент я решил снять на видео. Там даже можно разглядеть момент непосредственного спуска на воду — когда изменяется наклон судна.
41. Ну вот и свершилось, "Урал" на воде! Ледокольный флот России пополнился. Люди аплодируют.
42. Теперь можно посмотреть на стапель:
43. На другом берегу виден терминал порта на Гутуевском.
44. Через несколько минут появились буксиры:
45. Они притащили батопорт, которым вскоре закрыли стапель:
46. В общем, вот такое интересное событие. Скоро этот ледокол будет бороздить просторы Арктики, ну а я когда-нибудь смогу вспомнить, как своими глазами наблюдал его спуск на воду.
47. После спуска ледокола я был в центре города. Ещё одним бонусом встретил на Садовой улице ретро-трамвай ЛМ-57.
48.
Вот такие дела. Удалось лицезреть исторический момент. Ледоколу и всем, кто будет в его экипаже, — удачных рейсов!