Кейла. Городок в окрестностях Таллина

Опубликовано 18 июля 2020 года

Кейла — один из маленьких городков Северной Эстонии. Назвать его глубинкой, конечно, нельзя, так как он расположен всего в 25 километрах от Таллина (даже по меркам такой маленькой страны, как Эстония, это близко), но посмотреть на обычную жизнь в стороне от туристической столицы, и при этом недалеко от неё, здесь, пожалуй, можно. В общем-то, это такой "город одной достопримечательности": на заглавном кадре можно разглядеть вдалеке, за деревьями, шпиль старинной кирхи. Впрочем, всё интересное этим не ограничивается. В Кейла я побывал в ходе однодневной вылазки из Таллина на запад (когда посетил ещё город Палдиски). В общем, поехали!

2. Для начала немного о дороге. Во время этой поездки я познакомился с железными дорогами Эстонии, поехав в Кейла, а затем и в Палдиски, на электричке. Как я уже показывал в постах о Таллине, все электрички и дизель-поезда в Эстонии — это вот такие новые составы от компании "Штадлер" (в общем-то это и есть все пассажирские перевозки в стране, так как, в силу её размеров, внутренних поездов дальнего следования в нашем понимании там нет). Их закупили в 2013 году на кредит от Евросоюза (о чём напоминает табличка на переднем плане), заменив ими советские электрички.

Оператор пассажирских перевозок в Эстонии — компания "Elron" (оранжевый цвет поездов — их корпоративный стиль). На их сайте есть русская версия. Там же можно купить билеты, что я и сделал. Купленный билет надо сохранить на смартфоне, а потом, при посадке, отметить QR-код на валидаторе в вагоне. Билет Таллин — Кейла стоил 2.30 евро за 27 километров. Дорого, конечно. Хотя тут тоже действует принцип повышения тарифа при уменьшении дистанции.

3. Моя электричка. Кстати, её конечный пункт — Палдиски, куда я поеду потом.

4. Интерьер вагона. Можно увидеть разъездного кассира-контролёра. Билет можно купить и у неё, но стоить он тогда будет дороже, чем на сайте.

5. В общем-то, поездки на Штадлерах для меня не новинка. Я уже несколько раз до этого ездил на них в Беларуси. Справа видна схема движения поездов над дверями.

6. Занимаю место у окна. Сначала поезд был малолюдным, но потом, на остановках Лиллекюла, Тонди и Ярве, пассажиров заметно прибавилось, и большинство сидячих мест было занято. За окном хмурый осенний день. Это был конец октября. Дорога от Таллина до Кейла заняла около сорока минут.

7. Станция Пяэскюла с деревянным вокзалом. Железная дорога, по которой я еду, построена в 1870 году, став продолжением линии Петербург — Ревель (Таллин). Некоторые постройки на ней сохранились с того времени.

8. Ну вот и Кейла. Электричка уехала дальше в Палдиски, толпа выходит со станции в город. В общих чертах, картина вполне как где-нибудь под Питером. Опоры контактной сети новые, а вот светофоры, похоже, советские остались.

9. Платформа станции. Это вид обратно, в сторону Таллина. Вместе с закупкой новых поездов, под них модернизировали все платформы, сделав их ниже. Новые фонари поставили тогда же.

10. Деревянный старый вокзал. Состояние радует глаз. К счастью, там их не уродуют сайдингом.

11. Впрочем, и обратная сторона медали тоже есть. Если посмотреть на вокзал со стороны города, можно увидеть, что он уже и не вокзал, а кофейня (кстати, её название Kegel — это старое немецкое название города), что само по себе не плохо, но выходит, что вокзал по назначению уже не работает. Своя "оптимизация" на железных дорогах Эстонии (да и всей Прибалтики) тоже была. Немало пассажирских направлений за постсоветские годы было закрыто, ну и едва ли не большинство вокзалов теперь уже не используется по назначению. Так что даже залов ожидания на станциях нет.

12. Водонапорная башня, по-видимому, времён первой республики, с советской надстройкой.

Ну а у меня есть пара с небольшим часов на город, и я отправляюсь его смотреть. В Кейла на данный момент проживает около 10 тысяч человек. Примерно 12% населения городка составляют русские (и даже есть русская школа, которую собираются закрыть). Однако я русскую речь в Кейла ни разу не слышал (не считая того, что в кафе, где обедал, говорил по-русски с кассиршей — женщиной лет 60, у которой был довольно сильный акцент).

13. Привокзальная местность в основном примерно такая:

Кейла впервые упоминается в 1241 году в Датской крепостной книге. Много веков это было небольшое село, но местную жизнь значительно оживила постройка в 1870 году железной дороги. Статус города Кейла получила при первой республике — в 1938 году. В советское время город успел короткое время (1950-62 годы) побыть районным центром.

14. Встречаются в городе бежево-серые здания из местного известняка. Нередко такие попадаются и в Таллине.

15. Крыльцо одного из магазинов:

16. В паре минут ходьбы от вокзала — Центральный парк. Украшенный в те дни золотой осенью.

17. За ним — Центральная площадь (Keskväljak). Доминанта её — советский сталинский дом культуры, по-прежнему используемый по назначению.

18. Какое-то административное здание напротив него:

19. И городская администрация позднесоветской постройки. Можно увидеть флаг города.

20. А ещё на площади есть нулевой километр с указателями до городов.

21. И в прямой видимости от площади видна кирха святого Михаила. Теперь пойдём к ней.

22. Готическая кирха святого Михаила в Кейла была построена в XIV веке, когда нынешняя Эстония была частью Ливонского ордена. Но до наших дней она сохранилась уже с изменениями на протяжении следующих двух столетий (к примеру, колокольню пристроили в конце XV века). В целом кирха достаточно красивая. В пасмурный осенний день весьма атмосферно смотрится.

23. Окна и дверной проём стрельчатые. Интерьеры, к сожалению, увидеть не удалось, так как церковь была закрыта.

24.

25. Над входом — готическое окно-роза.

26. Советская табличка на фасаде:

27. И вид со стороны алтаря:

28. Возле кирхи небольшое кладбище. Среди могил есть и достаточно недавние.

29. Есть на нём и пара старых дворянских склепов. Близко не смотрел, но, вероятно, это примерно XIX век.

30.

31. Взгляд из-за ограды:

32. Напротив кирхи стоят почему-то скульптуры оленей.

33. Идём дальше. Северная часть города застроена советскими и новыми домами по 3-5 этажей. Пятиэтажки в целом знакомые по российским городам, но в Прибалтике часто строились довольно специфические серии, поэтому всё-таки они отличаются от наших.

34. Улица Луха. Ведёт к северному выезду из города в сторону Таллина.

35. Супермаркет у выезда. Дальше видно шоссе Таллин — Палдиски.

36. Многие советские дома покрашены в весёлые цвета, что немного напоминает Беларусь или некоторые северные города России.

37. И ещё советское наследие — в виде "Запорожца", который уже стал ретро-автомобилем.

38. Дальше я вернулся к кирхе и направился в южную часть города, за железную дорогу. А на дорожке, ведущей к переходу через стальную магистраль, обнаружилась булыжная мостовая. Вполне возможно, что она времён постройки железной дороги.

39. Скорее всего, с того времени сохранился и деревянный домик справа (где, видимо, жил стрелочник).

40. По восточной окраине города протекает речка Кейла, когда-то давшая городу название. Недалеко отсюда, в посёлке Кейла-Йоа, перед впадением в Финский залив, на ней есть красивый водопад. Ну а тут лишь скромный порог под железнодорожным мостом.

41. Вид в сторону Таллина. Железная дорога здесь однопутная.

42. Позднеосенний парк за железной дорогой:

43. Залинейная (южная) часть города почти целиком состоит из частного сектора. В основном дома деревянные. Запомнились интересные формы крыш.

44.

45. Любопытный кирпичный дом. Возможно, времён первой республики.

46.

Сделав круг, я вернулся на вокзал, куда как раз к моему приходу прибыла следующая электричка Таллин — Палдиски. И в Палдиски — городок на побережье Балтики в двадцати километрах западнее Кейла, я на ней и поехал. Следующий рассказ будет именно об этом городе.