Во второй день декабрьской поездки в Карелию, которая началась с нового необычного поезда до Петрозаводска, я съездил в карельскую глубинку. А именно — в посёлок городского типа Пряжа в 50 километрах западнее Петрозаводска, и в деревню Маньга поблизости от неё. Пряжа — в целом, обычный райцентр, хотя и с налётом карельского национального колорита, а Маньга — довольно живописная деревня, в которой также есть деревянная часовня XVIII века.
Раннее декабрьское утро. Морозец -12 градусов. На автовокзале Петрозаводска я сажусь в сонный тарахтящий пазик, который везёт меня по Карелии в предрассветные сумерки. Большинство пассажиров вышло в посёлке Новая Вилга, ещё один человек — в посёлке Матросы. В итоге до Пряжи, как ни странно, я ехал один. В ту сторону идёт федеральная трасса "Кола", которая связывает Петербург и Мурманск. Пряжу она проходит по окраине. Автобус сворачивает с трассы в посёлок, и почти сразу приезжает на автостанцию.
2. На часах лишь чуть больше девяти. Медленно занимается рассвет. А "Магнит", что на фото, рядом с автостанцией, ещё закрыт. Вот примерно так начиналось моё знакомство с Пряжей.
3. Но потихоньку становится светлее.
4. Многие карельские города и веси стоят на берегу озёр. Вот и Пряжа на берегу озера Пряжинского. Увидев яркие алые краски на небе, я решил, что идти встречать рассвет надо на озеро. А по посёлку потом погуляю, уже когда станет совсем светло.
5. Озеро сковано льдом. Где-то вдалеке было видно, как по нему шёл человек. Наверное, на зимнюю рыбалку.
6. На другом берегу озера уже один лес. Весь посёлок находится на западном берегу.
7. Утренний посёлок смотрит на зимнее озеро:
Пряжа в наше время — посёлок городского типа с населением 3 с половиной тысячи жителей. Есть народная легенда, связывающая необычное название с Петром I: будто бы царь, проезжая здесь, взглянул на извилистую дорогу и сказал, что она "будто пряжа вьётся". Но на самом деле название это существовало ещё задолго до Петра. Впервые нынешний посёлок упоминается в писцовой книге 1583 года как "деревня на Пряже озере". А в середине XVII века упоминается уже три деревни: собственно Пряжа, Павлово и Пахомово. Что же касается происхождения названия, то по одной версии, здесь много веков перепрягали лошадей в дороге, по другой — название карельского происхождения, и происходит от слова, обозначающего "глаженье" (в финском до сих пор есть слово "Prässäys", и в карельском, возможно, тоже). По-карельски название посёлка — Priäžy.
8. А рассвет разгорается всё ярче, и краски всё более впечатляют.
9.
В XVIII веке Пряжа выросла после переселения сюда из соседних волостей крестьян, приписанных к Олонецким горным заводам. В то время для них здесь добывали болотную руду. В советское время село выросло ещё сильнее за счёт развития лесозаготовок, став посёлком городского типа в 1962 году. А райцентром Пряжа стала ещё в 1930 году.
10.
В Пряжинском районе около трети населения составляют карелы, и в некоторых деревнях ещё жив карельский язык, но в самой Пряже мне его услышать не довелось. При этом в районе присутствует два субэтноса: ливвики на западе, и людики на востоке. А сам район полностью называется "Пряжинский национальный район", при том что и так входит в состав Республики Карелия — получается такая "двойная национальная автономия", хотя не знаю, в чём конкретно это проявляется. Кроме Пряжинского, национальных районов в Карелии ещё два: соседний Олонецкий, и Калевальский на севере республики.
11.
12. Примерно так выглядит центр посёлка. Это улица Советская, идущая вдоль озера. Как понимаю, раньше трасса проходила прямо по ней, а уже потом построили обход.
13. Старая северная пятистенная изба. Похоже, там уже никто не живёт.
14. Покровская деревянная церковь, построенная в 2001 году. До революции в Пряже была каменная церковь, но её снесли в 1930-е годы.
В церковь я заходил. В тот момент там было много людей, и шла служба (это как раз было утро воскресенья), и я успел заметить интересную деталь: хор спел "Отче наш" сначала на церковнославянском языке, а потом на карельском (при том, что вся служба была только на ЦСЯ).
15. Ещё одна (почему-то) характерная для всех карельских городов и многих посёлков деталь — железные фонарные столбы, как тот, что справа виден.
16. По соседству с церковью — мемориал Великой Отечественной войне. Пряжа во время войны находилась три года в оккупации финскими войсками, и была освобождена в ходе Свирско-Петрозаводской операции 30 июня 1944 года.
17. Рядом — братская могила воинов, погибших при освобождении, и памятник-бюст уроженке Пряжи, Герою Советского Союза Марии Мелентьевой — юной партизанке, расстрелянной финнами в 1943 году в Медвежьегорском районе. Улица и памятник ей есть и в Петрозаводске.
18. В сквере нашлась деревянная лодка:
19. И несколько стендов на тему истории посёлка и его окрестностей.
20. И карельские пословицы. Как я понял, на людиковском диалекте (который наиболее близок к вепсскому языку). В целом, родство с финским заметно: к примеру, первая пословица по-фински звучала бы примерно как "Yhdessä on ahdas, yksin on ikävästi", но в то же время и влияние русского заметно: например, слово "gor'a" в последней пословице.
21. Пряжинские дворы:
22. И типовая застройка. Характерные северные безбалконные хрущёвки.
23. Нашёлся один панельный дом 75-й серии Петрозаводского ДСК. Такие встречаются по всей Карелии, но я видел только 5- и 9-этажные, а вот в трёхэтажном исполнении эту серию я не встречал.
24. А вот на этом стенде — герб Пряжинского района. На щите рисунок с природным пейзажем, а по бокам — ленты с флагами России и Карелии.
25. Администрация Пряжинского района:
26. "Пряжинский район — сердце летней Карелии". Я же, впрочем, побывал тут зимой. А летом в Пряжинском районе был в Эссойле.
27. Советская улица и озеро. Это северная часть посёлка — историческая деревня Пахомово, или Пахомова Пряжа.
28. Ещё один старый дом. Возможно, дореволюционный.
29. И улицы, на которых пахнет печным дымом:
30. Как и везде в Карелии, есть и "бараки", которые постепенно расселяются.
31. Я снова вышел на берег озера.
32. А над ним — низкое северное солнце. На льду озера можно разглядеть рыбака. Может быть, это его я и видел на рассвете.
33. Южнее центра из озера вытекает небольшая речка, которая не замерзает из-за сильного течения. Через два километра она впадает в озеро Шаньгима.
34. А за речкой находится южная часть посёлка — бывшая деревня Павлово, она же Павлова Пряжа. Тут уже в более-менее цельном виде сохранилась сельская застройка со старыми избами.
35. Погода изменилась. Небо затянуло облаками. Казалось, что вот-вот, и снег пойдёт, но этого не произошло.
36.
37. Ближе к концу посёлка улица поворачивает и поднимается на холм, где задувал ветер.
Дойдя до конца посёлка, я вышел к трассе, где пообедал в придорожном кафе. Там находится развилка: налево, на юго-запад, идёт трасса на Олонец и Петербург, а направо, на запад, — на Сортавалу (и в итоге тоже Петербург, но более длинным путём), которая с недавнего времени тоже является федеральной. Именно по сортавальской трассе мне предстояло проехать 14 километров до деревни Маньга, и добираться туда я решил автостопом, так как автобусов в это время не было. Долго стоять не пришлось: через минуту остановилась первая же машина, и ещё минут через десять я уже был в Маньге. При этом населённых пункта с таким названием существует два: ближе на два километра, если ехать со стороны Пряжи, находится посёлок Маньга, она же Новая или Нижняя Маньга, а дальше — Старая или Верхняя Маньга, куда, собственно, я и ехал.
38. Вот так выглядит Маньга. Это, как и Пряжа, старинная деревня, известная ещё с XV века.
39. Тут тоже есть солидные пятистенные избы:
40. Справа от этого дома находится калитка, через которую лежит тропинка на пригорок, где находится деревянная часовня — главная достопримечательность деревни. Видно часовню хорошо, но как к ней идти, я разобрался не сразу и спросил у женщины. шедшей навстречу.
41. Деревянная часовня Рождества Богородицы построена в XVIII веке (точный год неизвестен), колокольню пристроили уже в начале XIX века. Вот так она выглядит снизу.
42. А вот я уже стою у её крыльца. Поднялся по довольно крутому склону пригорка, порой проваливаясь в снег. У часовни не видно ни души. Наверху жилых домов нет — только луг, а за ним лес. Вся деревня внизу.
43. Вон она видна:
44. За домами видна речка Маньга:
45. А часовня простая, но смотрится красиво, и чем-то цепляет. И расположена очень удачно.
46.
47. Похоже, с утра здесь был туман, из-за чего ветки покрылись изморозью.
48. Сама часовня была закрыта, поэтому мне не довелось её увидеть изнутри. Зато можно подняться на колокольню.
49. Деревня и окрестности видны с неё ещё лучше:
50.
51. А вокруг — просторы:
52. Изморозь посеребрила лес, из-за чего он выглядел как будто в лёгкой дымке. Жаль только, что погода пасмурная. А совсем недалеко, в Петрозаводске, весь тот день был солнечным, что я с удивлением обнаружу, вернувшись туда через пару часов.
53.
54. Спустившись с колокольни, я немного прогулялся по лугу.
55. А потом я спустился в деревню и сходил к одноимённому ей озеру Маньга.
56. Телеграфные столбы вдоль дороги. Провода тоже побелелеи.
57. Рядом с деревней — сосновый лес:
58. Чуть в стороне в лесу находится сельское кладбище.
На этом я и закончил и пошёл обратно в деревню, к автобусной остановке. На неё вскоре приехал микроавтобус Сортавала — Петрозаводск, и на нём я примерно за час доехал до города.
59. А в Петрозаводске, как уже сказано, весь день было солнечно. На фото — дорожка от автовокзала к ЖД вокзалу. У меня оставалось немного времени до поезда в Питер. На вокзале мы снова встретились с Андреем и пару часов посидели там в зале ожидания.
60. На вокзале мы увидели редкую птицу. Из-за синей расцветки с жёлтой полосой мне на секунду показалось было, что это поезд Украинской железной дороги, но таковые здесь не ходят. А на самом деле это был экспресс "Золотой орёл" — туристический поезд класса "Люкс", который обычно ходит по Транссибу до Владивостока, и туры на нём стоят бешеных денег. Большинство его пассажиров — иностранцы; мы видели на вокзале компанию туристов, говорящих по-немецки, — возможно, они с "Золотого орла" и были. Я этот поезд видел в 2017 году в Красноярске, а вот тут его встретить было слегка неожиданно: потом оказалось, что он иногда ходит и в Мурманск.
61.
Ну а я уезжал в Питер на редком дополнительном поезде Мурманск — Петербург под номером 201, который запустили в некоторые дни перед и после Нового года. Поезд отправлялся около 15-45, и уже через 7 с половиной часов, незадолго до полуночи, я приехал на Ладожский вокзал. Оставалось два дня до Нового года, и я на этом завершил последнее путешествие 2019 года.
62. Мой поезд на Ладожском вокзале:
При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030