Боровичи. Весна 2019

Опубликовано 28 июня 2019 года

Поездка на железнодорожную ветку Угловка — Боровичи, о которой я рассказал в прошлый раз, стала поводом для моего повторного посещения этого интересного города в Новгородской области (в Боровичах я уже был пять лет назад, в мае 2014 года). На город у нас было пять часов — от прибытия поезда из Угловки до его обратного отправления. Так что ходить по старинному городу можно было довольно неспешно.

2. Железная дорога в Боровичах заканчивается тихой и атмосферной станцией с очень красивым деревянным вокзалом 1876 года постройки (подробнее я уже показывал в прошлой части). В 2014 году я приезжал и уезжал из Боровичей на автобусе — пригородный поезд тогда не ходил (но зато ещё ходил отменённый годом позже поезд на Москву). Впрочем, на вокзале я побывал и тогда.

Сразу же за вокзалом расположен тупик, что в малых городах бывает нечасто (даже в Весьегонске и Кинешме не так). Дальше находится река Мста, за которую железная дорога так и не ушла. Поэтому вокзал в Боровичах расположен на левобережной стороне, несмотря на то, что исторически основная часть города — на правом берегу; город чётко разделяется Мстой на две стороны, которые, как и в Новгороде, имеют свои исторические названия: Спасская (левобережная) и Торговая (правобережная).

3. Ну а мы идём в город. Как я успел заметить и в первый приезд, Боровичи местами удивляют архитектурным размахом, совершенно не свойственным районному городу (Боровичи, конечно, город не самый маленький — 50 тысяч жителей, но тем не менее). Вот, например, конструктивистский ДК Боровичского комбината огнеупоров, построенный в 1930-е годы.

Сам комбинат огнеупоров, крупнейшее предприятие города, — я уже показывал в прошлой части из окна поезда: железная дорога проходит прямо через его территорию, и для него она и была в 1874-77 годах построена. Несколько интересных советских зданий на левобережной стороне было построено как раз при этом комбинате, во время его расширения в 1930-е годы.

4. Эта советская мозаика, видимо, посвящена той же теме:

5. Необычное название улицы рядом с вокзалом. Возможно, это в честь одноимённого журнала.

6. Ещё конструктивизм:

7. Ну и вот, самый впечатляющий образец — дом инженерно-технических работников 1935 года постройки. Столь солидный конструктивизм не затерялся бы и в Иваново, а то и в Питере. Где ещё в провинциальном малом городе такое найдёшь?

8. А напротив него стоит послевоенная сталинка — тоже совсем не районного масштаба. С 2014 года этот дом отремонтировали, тогда он был сильно обшарпанным.

А вообще Боровичи — город старинный, и ему больше пятисот лет. Будущий город впервые упоминается под названием Боровицкий погост в 1495 году — тогда же, когда и Угловка. Городом и центром уезда Боровичи становятся при Екатерине II, и от этого тоже немало сохранилось, но в основном на правом берегу.

9. Есть немного старой застройки и на левом берегу, но тут почти всё деревянное. Попадаются в домах вот такие двери. Интересно, сколько им лет.

10. А в цоколе часто встречается огнеупорный кирпич местного производства. В первый приезд я как-то не обратил внимания на эту деталь, а сейчас постоянно бросалось в глаза. Можно даже сказать, что огнеупорный кирпич — одна из "визитных карточек" города. Вспоминается реклама "Строишь дом? В Боровичи приезжай по кирпичи!".

11. Небольшая площадь с ещё одним домом культуры — уже сталинским. На переднем плане — стела "Наука".

12. И на этой же площади — управление Боровичского комбината огнеупоров. Надо сказать, помимо повсеместного в масштабах города (и, наверное, района) распространения его продукции, в городе весьма заметно и "информационное" присутствие БКО — в виде, например всяких плакатов, посвящённый комбинату. В жизни города БКО явно играет серьёзную роль.

13. Ну а мы выходим на берег Мсты. Погода прохладная: хоть и апрель выдался в этом году солнечным и тёплым, но как раз в те дни было похолодание, и в Боровичах нас сопровождала пасмурная погода. Видно, что Мста разливается, но скорее всего, пик половодья был ещё впереди, так как в лесах в то время снег ещё не дотаял.

14. Вот мы уже на правом берегу. Кстати, когда Новгородская земля (которая была на порядок больше современной области) до XVIII века делилась на пятины, по Мсте проходила граница Деревской (по левую сторону) и Бежецкой (по правую) пятин. А Мста долгое время была важной судоходной артерией, связывавшей балтийский бассейн (к которому сама относится) с волжским, а при Петре I на этом водном пути появилась и Вышневолоцкая водная система. Но именно участок в районе Боровичей был наиболее сложным из-за порогов, на которых часто разбивались суда. В двадцати километрах выше по Мсте есть интересное село Опеченский Посад, где жили лоцманы, проводившие суда по порогам.

15. А перешли мы реку по вот этому мосту с красивой железной фермой. Он построен в 1905 году, и сейчас это одна из главных городских достопримечательностей. Мост ныне пешеходный — после того, как в 2005 году (аккурат к его столетию) в городе построили автомобильный мост.

16. Вода во Мсте тёмная при любой погоде. Всё-таки название её означает "чёрная" с финно-угорских языков (по-фински "чёрный" — Musta). Как видно, у берегов разливающейся реки ещё лежат остатки льда. На другом берегу виден микрорайон, построенный в 80-е годы. Оттуда доносились чьи-то голоса, и была какая-то слегка сонная атмосфера.

17. Утром того дня, вероятно, был заморозок, раз такая наледь у стока воды появилась.

18. Рядом с рекой — атмосферные старые кварталы с деревянными домиками. В первый приезд я сюда не доходил.

19.

20. На иных улицах уже каменная архитектура. И достаточно добротная. Есть, например, дома с коваными балконами.

21. А есть и симпатичный модерн:

22. И горки. В Боровичах ещё есть какой-никакой рельеф, в отличие от плоского Новгорода.

23. Доходим до безымянной площади, это самый центр и одна из основных точек притяжения в городе. В кадре видна администрация Боровичского района.

24. А тут справа видны торговые ряды (построены в XIX веке), по которым правобережная сторона Боровичей и называется Торговой. Ещё в первый приезд я обратил внимание, что Боровичи порой кажутся больше, чем они есть. По уровню движухи и многолюдности порой возникает ощущение, что находишься в небольшом областном центре вроде того же Новгорода или Пскова.

25. Отойдём в сторону от основных улиц. Это — улица Гоголя. В здании слева сейчас находится военкомат.

26. И по этой табличке выходит, что предназначение здания, по сути, не изменилось.

27. Детали города:

28. А вот и характерно боровичское здание из огнеупорного кирпича. Уже советское.

29. И огнеупорные двухэтажки!

30. И их дворы:

31. Дальше по улице Гоголя мы дошли до 7-го микрорайона, где я в первый приезд тоже не был. Он застраивался в позднесоветские годы.

32. В том числе поздними сериями улучшенной планировки. Возможно, часть домов построена уже в 90-е.

33. За микрорайоном открылся вот такой вид. Овраг с гаражами, а за ним холм с кладбищем. Там уже заканчивается город. Это место мне напомнило окраину Ржева.

34. И тут же рядом находится узкое и длинное озеро Сушанское, внешне больше похожее на реку, что справедливо, поскольку это старица протекающей рядом речки Вельгии. В середине апреля озеро покрыто ещё довольно крепким льдом. Кстати, я бы не удивился, если бы увидел на нём рыбаков 🙂

35. Через Сушанское, аки через реку, переброшен подвесной пешеходный мост, который скрипит и ходит ходуном, когда идёшь по нему. На той стороне уже заканчивается город, и находится деревня Пристань (видимо, уже наполовину дачная). Туда мы уже не пошли, хотя можно было бы дойти до заброшенной усадьбы Гверстянка.

36. Весенние ручьи:

37. Идём обратно. Удалось поймать вот такой интересный ракурс. Видны церкви Свято-Духова монастыря, к которому подойдём чуть позже, за ними можно разглядеть управление БКО, которое я уже показывал, а вдали виднеются девятиэтажки на левобережной стороне.

38. Снова старая уездная застройка. В то время это была самая окраина, так что и дома попроще.

39. Но попадаются дома с интересной резьбой.

40. Рядом находится мебельная фабрика, магазины которой ("Боровичи-Мебель") я не раз видел в Питере. Тут тоже фирменный магазин, у которого стоит стул для уставших великанов. Кстати, там висит табличка с просьбой не пытаться на него залезть и посидеть 🙂

41. Два поколения одной марки автомобилей:

42. Ну а это Свято-Духов Боровичский монастырь, подходя к которому, мы попали под короткий заряд мокрого снега. Монастырь старинный — основан в XIV веке, то есть ещё до первого упоминания самого Боровицкого погоста, то есть нынешнего города.

43. Церковь святого Иакова Боровичского, построенная в 1872 году. В мой первый приезд тут шла реставрация, которую теперь уже закончили. Видно, кстати, что барабан с куполом восстановили уже в наше время.

44. Собор Святого Духа (1676 год) — главный храм обители и самое старое сохранившееся здание города. За ним видны ворота с надвратной церковью и колокольней (1792 год). Что интересно, сейчас вход в монастырь не там, а возле церкви Иакова. По площади монастырь довольно маленький.

45. Уже приближалось время отправления обратного поезда, и мы выдвинулись к вокзалу. Обратно на левый берег идём по автомобильному мосту. Хотя на самом деле, можно было прямо от монастыря идти по ещё одному подвесному пешеходному.

46. Вид на монастырь с моста:

47. Подходим снова к вокзалу. Вот это деревянное здание за тупиком ЖД путей я уже показывал в прошлой части.

48. Ну а нас уже ждёт обратный поезд. Мы пришли почти за полчаса до отправления, но вагон был открыт, и мы, уставшие от долгой ходьбы по городу, решили сразу садиться.

Тот же самый вагон, та же проводница (она же кассир-контролёр). И по той же ветке мы едем 50 минут до Угловки, созерцая весеннюю природу за окном. Пассажиров на обратном пути было побольше, чем когда ехали туда.

49. Высаживаемся в Угловке. Тепловоз сразу дал гудок, и поезд с одним вагоном резво укатил "загонкой" в Бологое, где он базируется.

50. Обратный маршрут полностью аналогичен пути в Боровичи. В Угловке нам надо пересесть на Ласточку Бологое — Петербург. Но ждать её нужно уже не полтора часа, а только 50 минут. Зайдя в поселковый магазин у станции, мы снова решили прогуляться по Угловке. По пристанционной её части, где ходили утром.

51. Неказистые улочки:

52. Деревянные дома, коты…

53. Поленницы и уже знакомая церковь Рождества Христова.

54. Возвращаемся на станцию. На ней я заснял грузовой поезд под электровозом ВЛ10. Это уже старая модель, и сейчас их массово выводят из эксплуатации.

А потом, когда уже смеркалось, к высокой платформе приехала Ласточка (вероятно, тот же состав, на котором мы ехали утром). Садимся, и дальше — три часа дороги до Питера, где мы поздним вечером вышли на Московском вокзале, закончив эту однодневную поездку.

Угловка и поезд на Боровичи
Боровичи

БОРОВИЧИ — 2014 год:
Левый берег
Правый берег