Много есть в России и в мире известных крупных рек. И зачастую может показаться, что все они текут из какого-то затерянного мира, потому что местоположения их истоков, как правило, гораздо менее известны, чем то, через какие большие города они протекают. И действительно — у очень многих крупных рек истоки находятся в малонаселённой глуши. И тому есть довольно простое объяснение: реки издревле были главными транспортными путями, а их верховья несудоходны и являют собой транспортный тупик (за исключением волоков между речными бассейнами), а потому и города там особенно не строили. Так и Волга: на карте её найти легко — столько городов на ней стоит. А вот найти её исток уже сложнее. Когда-то мне удалось, разглядывая карты, сделать это самостоятельно (правда, сначала я ошибочно думал, что она вытекает из озера Селигер, перепутав её с Селижаровкой). Осенью 2018 года я, находясь в Осташкове, съездил на день к истоку Волги, который находится в деревне с предельно понятным названием Волговерховье.
На две ночи я остановился в гостинице в Осташкове, куда накануне приехал на поезде под паровозом. Утром встал и вышел из гостиницы рано, ещё темно было — конец октября, как никак. Пешком иду на сонный автовокзал, где покупаю билет на автобус до деревни Коковкино. Поездка обещала быть увлекательной: до самого Волговерховья автобус не ходит, а от Коковкино туда идти пешком 11 километров (а потом столько же и обратно). К моменту отправления уже рассвело. Автобус — классический ПАЗик, который за полтора часа довозит меня до стартовой точки (60 километров на запад от Осташкова). Дорога, по которой я еду, ведёт в Новгородскую область, и по ней можно попасть в Демянск и Холм. Но в селе Свапуще сворачиваем на лесную грунтовку, и вскоре — конечная.
2. В само Коковкино автобус не заезжает, останавливаясь у поворота. На нём же я вечером поеду обратно в Осташков, а пока — вперёд, в Волговерховье!
3. Стенд у дороги напоминает о природном заказнике:
4. Иду бодрым шагом по лесной дороге. Вскоре потёртый старый дорожный знак сообщает о какой-то речке на пути.
5. Аааа, да ладно!!!
6. Да не может быть!
7. Но, понятное дело, это далеко не всё. До самого волжского истока мне ещё идти 10 километров!
8. Часовенка на пригорке. Рядом поворот к деревне Мосеевцы и ещё нескольким деревням на берегу озера Стерж (проточное озеро в цепочке верхневолжских озёр: Малые и Большие Верхиты — Стерж — Вселуг — Пено — Волго).
9. Автобусная остановка у поворота. Между прочим, в некоторые другие дни автобус доезжает досюда, и тогда идти до Волговерховья приходится уже на три километра меньше. Вон указатель сообщает, что осталось 8 километров!
10. Грунтовка петляет по лесу, всё глубже уводя в затерянный мир. Этот большой массив дремучих лесов, покрывающих южную часть Валдайской возвышенности, во многих старинных источниках (в первую очередь, в Повести временных лет) называется Оковским лесом. И отроги возвышенности разделяют несколько бассейнов: в соседнем Пеновском районе берёт начало Западная Двина, да и исток Днепра на севере Смоленщины не так далеко от этих мест.
11. Заповедная глушь. Есть в Оковском лесу что-то сказочное. Вот, например, "бороды" из лишайников на деревьях. Воздух, значит, чистый здесь.
12. В одном месте я увидел у обочины скамейку и решил сделать привал. Достав из рюкзака бутылку воды, я нашёл забавным то, что называется она "Святой источник" — учитывая, куда я иду. А ещё на дороге меня довольно часто обгоняли машины, и у большинства из них были московские номера. Как раз было воскресенье, и поток туристов на исток Волги оказался вполне даже немаленьким. Но долгий путь пешком — это даже интереснее.
13. Пройдя уже восемь километров от начальной точки, вижу слева хуторок, где, согласно указателю, есть кафе. Сам я, впрочем, всю провизию взял с собой.
14. Здесь же начинается деревушка Вороново (в которой, видимо, и живут хозяева "хутора" с фото выше). Она встречает заброшенным домом.
15. И снова Волга — ещё выше по течению!
16. Трудно поверить, но это она. Можно сказать, что это первый автомобильный мост через великую реку. Ну то есть не мост, на самом деле, поскольку тут Волга пропущена через трубу в дорожной насыпи, но первое пересечение Волги автодорогой.
17. Последние блики золотой осени, на смену которой приходит осень поздняя. И погода прохладная — около нуля градусов. Но после хмурого пасмурного утра всё чаще выглядывало солнце, а вечером погода станет совсем безоблачной.
18. Вороново. Русская глубинка.
19. Когда-то и тут стоял дом. Но остался лишь забор и садовые деревья.
20. Ненадолго деревня снова сменяется лесом. Остался последний километр.
21. И наконец, за поворотом — Волговерховье. Сразу за въездом в деревню видны дома с церковной маковкой. Это недавно построенные кельи Ольгинского женского монастыря, который был основан здесь ещё в 1907 году, потом закрыт при советской власти, и возрождён в 90-е годы. Но тут только кельи, а храмы находятся ближе к истоку Волги.
22. Туристический стенд:
23. Деревня выглядит вот так. Одна улица, и дома вдоль неё. Часть из них стоит боком к улице — это уже особенность западных областей России.
24.
25. Дорога проходит через деревню и заканчивается — дальше ехать некуда. Но главное — то, куда она приводит. Вот он — исток Волги! Тёмный ручеёк из болотного родника на опушке леса. Так и рождается великая река.
26. Территория благоустроена. К истоку и стоящей там часовне ведут вот такие мостки.
27. Немного справочной информации. Ещё стоит добавить, что исток находится на высоте 228 метров над уровнем моря (а вот устье — ниже уровня моря).
28. Часовню над истоком Волги построили в 2000-е годы. И она стоит на сваях прямо над водой.
29. Внутри. В центре часовни — купель.
И эта часовня тут не первая. Вот в начале XX века тут тоже часовенка стояла (фото 1903 года). Исток Волги давно считался святым местом.
Эту часовню то ли разобрали в 1930-е годы, то ли она сгорела во время войны (в короткий период с октября 1941 по январь 1942 года Волговерховье находилось в оккупации). В 50-е годы на её месте построили какую-то символическую избушку. А в 70-е были проекты сделать в Волговерховье музей сельской архитектуры и свезти сюда дома из разных сёл Тверской области, но в итоге про это забыли.
30. Вид вниз по течению. Кострома, Нижний Новгород, Самара, Сызрань — вроде, так всё далеко отсюда, а на этой же реке…
31. А вот так выглядит первый мост через Волгу:
32. Но самое главное — Волгу тут можно перешагнуть и постоять одновременно на обоих берегах. И почувствовать себя великаном, который стоит, например, одной ногой в Жигулёвске, а второй в Тольятти, или одной в Саратове, а другой в Энгельсе.
33. В пейзаже Волговерховья особенно хорошо видны две церкви. Они относятся к уже упомянутому Ольгинскому монастырю. Как уже сказано, храмы у него стоят здесь, а кельи отдельно, в другом конце деревни. Это — кирпичная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1907-1912 годах.
А вот Прокудин-Горский в 1910 году ещё застал её строительство. Справа, кстати, видна старая часовня на истоке.
34. Вторая церковь — деревянная, Николая Чудотворца. Её сюда перенесли в 1907 году из села Святое на Селигере (там находится Нило-Столобенская пустынь, где я пока не был). Как видим, оба храма недавно реставрировались.
35. Часовенка конца 90-х годов постройки:
36. И памятник Николаю Чудотворцу:
Как видно на моих фотографиях, погода была разной. Через какое-то время небо снова подзатянуло тучами, но потом ветер их постепенно разогнал. Я провёл в Волговерховье несколько часов (торопиться некуда — обратный автобус всё равно только вечером, и времени полно, даже с учётом того, что до автобуса идти два с лишним часа). Скучно не было. Тут такое место, атмосферу которого хочется впитывать в себя долго. Я ходил то к истоку, то к церквям, то по деревне. И, кстати, постоянно приезжали туристы на машинах. Мне редко удавалось поймать момент, когда на истоке никого, кроме меня, не было (не считая женщину, продающую сувениры).
37. Волжская вода. Через какое-то время она окажется в Каспийском море.
38. Вот это, наверное, можно считать непосредственным местом истока.
39. Заболоченный лес. Тут проходит волго-балтийский водораздел, а ещё в трёх километрах отсюда — граница Тверской области с Новгородской (я долго думал, что она совпадает с водоразделом, но это не совсем так). Собственно, по прямой от Волговерховья в два раза ближе до новгородского райцентра Марёво, чем до Осташкова.
40. На правом берегу Волги (так и хочется сказать "в Заволжье" по образцу многих городов) раньше тоже была часть деревни, о чём напоминают яблони.
41. Деревня:
Впечатляет Волговерховье какой-то своей простотой. Когда большая река, которая серьёзно повлияла на развитие России, и играет большую роль в её географии, берёт начало в образе ручья в глухой деревне.
42.
43.
44. Оковский лес:
45. Лесное болото с другой стороны от деревни. Как мне удалось определить по топографической карте, оно относится уже к балтийскому бассейну.
46. А под вечер пришло время идти обратно. Следуя написанному на камне, я оглянулся ещё раз на колыбель великой реки.
47. Мне предстоял обратный "марш-бросок" — всё те же 11 километров обратно до Коковкино. Вышел я примерно за три часа до отправления оттуда автобуса в Осташков.
48. Снова Вороново. Здесь выглянуло солнце.
49. В этом закате, пожалуй, был последний аккорд золотой осени. На следующий день уже чувствовалась поздняя осень.
50.
51. Снова делал привал на той же скамейке. А солнце, пока я шёл, постепенно клонилось к закату. И становилось темнее. И холоднее.
52. Подходил к Коковкино, когда солнце уже зашло. Небо стало ясным. Потом я слышал, как женщина, садившаяся в автобус, в разговоре с водителем сказала "прояснилось к ночи, наверное, мороз будет". Так и получилось: ночью и утром был заморозок.
Автобус обратно отходил уже в сумерках, а пока ехал, на небе стало полностью темно, а над лесом светила почти полная луна. Через те же полтора часа дороги я вернулся в вечерний Осташков, пошёл ужинать, а затем отправился в гостиницу. На следующее утро я покинул этот город, отправившись на поезде в Торжок. Об этом я расскажу в следующий раз.