Самара. Часть 7, Куйбышевский район

Опубликовано 26 апреля 2018 года

Самара стоит на одном берегу Волги, но на двух берегах реки Самары (или Самарки, как её обычно называют). Относительно её тоже большинство территории города расположено с одной стороны, но есть и самарское заречье — довольно большой по площади и обособленный Куйбышевский район. В основном этот район состоит из массивов частного сектора, самый крупный из которых — посёлок Кряж. Но главное, что я здесь увидел — это небольшой соцгород Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), в народе известный как 116-й километр или Стошка. Эти места и посмотрим в этом рассказе.

Интересная особенность городской топонимики: в Самаре, называвшейся в советское время Куйбышевом, есть Самарский и Куйбышевский районы. Попасть с "Большой земли" в Куйбшевский район можно посредством двух мостов через Самарку. Один, как я понимаю, безымянный, расположен вблизи устья реки, и на нём можно попасть сюда из центра, а второй — Южный мост, в створе улицы Авроры и Южного шоссе — по нему удобнее ехать за реку с восточных промышленных и спальных окраин. Рядом с мостом возле устья сейчас строится ещё Фрунзенский мост. Также есть Кировский мост ещё восточнее, но он фактически ведёт уже не туда. В Куйбышевский район я ездил вместе с моим другом Валерой, живущим сейчас в Самаре, о котором уже упоминал, и погода в тот день была не такой солнечной, как в почти все остальные мои дни пребывания в городе, да и почти всего путешествия. Сначала было просто пасмурно, потом пошёл снег, перешедший в итоге в сильную метель.

2. Итак, Кряж. Его я увидел довольно поверхностно, но в основном он выглядит примерно так. Большой массив очень разнокалиберного частного сектора.

3. Здесь есть недавно построенная мечеть (видимо, вторая в Самаре после соборной, которая рядом с парком имени Гагарина). А ещё рядом находится аж две тюрьмы, но их я не сфотографировал.

4. Ещё этот район можно увидеть из окна поезда. Здесь проходит железная дорога — тот самый Южный ход Транссиба. Проезжал тут и я, когда ехал в Самару из Питера.

5. Вот и очередной грузовой поезд идёт. Движение интенсивное, и звуковой фон Кряжа — это постоянные гудки и грохот колёс по высокой насыпи.

6. Но в перерывах между поездами здесь тихо.

7. Да, злые собаки уже не те…

8. Школа, где кряжские дети получают знания:

9. Ещё здесь есть церковь Пророка Илии (построена в конце 1990-х), и ещё одна школа (видна слева).

10. Но нам путь лежал дальше. Вдалеке, за изгибом железной дороги, дымят трубы нефтеперерабатывающего завода. Кроме труб, можно разглядеть даже огненный факел.

Завод по-прежнему называется Куйбышевским. И это ещё один пример промышленного развития города во время войны. Завод был построен в 1943-1945 годах, а оборудование для него получено из США по Ленд-лизу. Ввод завода в эксплуатацию состоялся 24 августа 1945 года. Он впоследствии породил и соцгород — жилой район при заводе. Сначала он назывался посёлком Нефтяников, потом получил название 116-й километр — по одноимённой железнодорожной платформе (километраж тогда шёл от Сызрани, а не от Москвы, как сейчас), затем переименованной в Соцгород. Название 116 километр сократилось до слова "Стошка", и под таким народным названием район известен в наше время.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в посте. Кряж не поместился, но он находится чуть севернее. Здесь же видно, что Стошка имеет треугольную планировку.

11. Стошка — это такая "вещь в себе". Район на отшибе, где про остальную Самару говорят "поехать в город". Выглядит она скорее как отдельный небольшой городок, и вообще расположена ближе к соседнему городу Новокуйбышевску (который, кстати, тоже вырос при нефтезаводе, но это отдельная история), нежели к центру Самары. Район выглядит довольно самодостаточным, но всё-таки он не очень большой, и поэтому многого ему не хватает — начиная с того, что здесь нету некоторой категории магазинов, в которые приходится ездить "в город", и заканчивая тем, что многие жители Стошки и работают "в городе".

12. Углубляемся в район. Пока вокруг хрущёвки, причём типичного самарского облика.

13. Здесь проходит улица под названием Пугачёвский тракт, названная так, поскольку переходит в шоссе на город Пугачёв в соседней Саратовской области. Эта же дорога связывает Самару с промышленными городами-спутниками — Новокуйбышевском и Чапаевском.

14. Интересное советское панно на торце хрущёвки. Жаль, что сохранилось плохо.

15. Дальше небольшая площадь с бюстом Валериана Куйбышева. Пугачёвский тракт проходит её по касательной. А от самой площади, подобно лучам, расходятся улицы Фасадная и Бакинская.

Поскольку это район при нефтезаводе, в его топонимике увековечены названия нефтеносных районов СССР. Улицы Бакинская, Грозненская, Калининградская. Есть ещё Молдавская и Кишинёвская (нефть в Молдавии была открыта в конце 1950-х годов, но не добывалась из-за малочисленности). Думаю, появись этот завод и район при нём годах в 60-х, здесь были бы улицы Сургутская и какая-нибудь Самотлорская.

16. Улица Фасадная:

17. И Бакинская. Обратите внимание на троллейбус: несмотря на оторванность от города, электротранспортом Стошку не обделили. Троллейбусы ходят прямо до завода, но мы и туда, и обратно добирались на автобусе (причём на обратном пути это был старый ПАЗик).

18. Дальше начинаются сталинки — типичная соцгородская застройка. Впрочем, дома тех лет здесь только двух- и трёхэтажные. Поэтому соцгород как таковой, не очень выразителен. Но всё равно интересно. Состояние домов разное: есть обшарпанные, есть отремонтированные, а попадались несколько раз и расселённые как ветхое жильё.

19. Это главная площадь соцгорода. Небольшой сквер, недавно отремонтированный внушительный сталинский ДК Нефтяников (построен в 1955 году), и памятник Ленину на его фоне. Тем временем, снегопад усиливается на наших глазах, обдавая нас зарядами метели, и заставляя всё больше закутываться. Температура воздуха, кстати, была близка к нулю — это был самый тёплый день моего поволжского путешествия.

20. В этом же сквере есть и вот такой маленький памятник:

21. На площади местная детвора каталась с горки:

22. Идём дальше:

23. Хоть это и рабочая окраина, но смотрится местами очень даже уютно.

24.

25. Весьма оригинальный способ размещения таблички с названием улицы:

26. Сталинская застройка соцгорода заканчивается на улице Калининградской. Здесь снова можно видеть 5- и 9-этажные дома, построенные в более позднее время.

27. Ещё одно сталинское здание — ДК Строителей. За ним находится стадион "Нефтяник".

28. А затем мы, наконец, вышли к нефтезаводу. Стихия, тем временем, разыгралась, и на небе сгущалась мгла метели. Но высокие заводские трубы по-прежнему видны. Правее кадра находится магистральная железная дорога, а на переднем плане — один из подъездных путей завода. Иногда здесь можно почувствовать характерные запахи нефтепереработки. В тот раз я такого не заметил, зато ощутил на следующий день, когда ехал мимо этого завода на электричке в Новокуйбышевск. А ещё здесь есть интересное соседство: рядом с НПЗ находится Самарская фабрика музыкальных инструментов, вроде даже довольно известная. Вот так вот — бензин и гитары производятся почти в одном месте.

29. Забавный артефакт. Это пешеходный мостик через теплотрассу.

30. Вдоль территории завода идёт улица Грозненская. По ней можно выйти к заводоуправлению, к которому ведёт небольшая аллея.

Куйбышевский НПЗ ныне принадлежит "Роснефти". Мощность его составляет порядка 7 млн тонн нефти в год, и производит он в основном высокооктановый бензин. В соседнем Новокуйбышевске находится более крупный нефтезавод (важно не перепутать — есть Куйбышевский НПЗ, а есть Новокуйбышевский, и это разные заводы), а третий НПЗ в Самарской области находится в Сызрани. Собственно, в этом регионе есть и нефтедобыча: недалеко к востоку от Самары есть даже небольшой город Нефтегорск.

31. Корпоративная символика:

32. Здесь же — стенды на тему истории и современной жизни завода.

33. Заводоуправление выглядит с иголочки, со стеклянными пристройками, контрастируя с довольно потрёпанным видом соцгорода. Перед ним — фонтан, изображающий нефтепровод с вентилем.

Метель разошлась порядком, и в итоге продолжалась целые сутки, закончившись только в середине следующего дня. За это время в Самаре выпало около 10 сантиметров снега. Я ещё застал эту метель на следующий день в Новокуйбышевске (причём там она прекратилась очень резко, после чего наступила совершенно безоблачная погода). Мы поблизости от заводоуправления сели на обратный автобус в город, успев посетить ещё Хлебную площадь и прилегающие к ней места (о чём я уже рассказывал). И на этом всё о Куйбышевском районе, и уже почти всё и о Самаре вообще. Впереди заключительная часть рассказа об этом городе, где мы осмотрим Самарский метрополитен.

САМАРА:
Часть 1 (площадь Куйбышева и окрестности)
Часть 2 (улицы центра города)
Часть 3 (район вокзала и непарадные улицы центра)
Часть 4 (Волга)
Часть 5 (на северо-восток от центра)
Часть 6 (Безымянка и Металлург)
Часть 7 (Куйбышевский район)
Самарский метрополитен

Добавить комментарий