Кругобайкальская железная дорога. Часть 3: Шарыжалгай — Порт Байкал

Опубликовано 14 апреля 2018 года

Заключительная часть рассказа о Кругобайкальской железной дороге — про оставшиеся несколько километров пешего похода до посёлка Баклань, где, на остановочном пункте 129-й километр, я сел на "мотаню" — пригородный поезд до конечной станции Байкал. Из окна поезда я уже фотографировал мало, поскольку в основном отдыхал, да и за время пешего похода успел получить более-менее целостное представление об этой железной дороге, но и немного видов в окно поезда здесь тоже будет. В конце я также немного покажу посёлок Байкал, который успел кратко осмотреть.

Прошлую часть я закончил описанием эпизода, когда я вечером пережидал дождь в коротком тоннеле Шарыжалгай-4, а затем, пройдя уже в сумерках ещё пару километров, встал на ночлег, немного не доходя до тоннеля Шарыжалгай-3. С этого места я и начал поход на следующий день.

2. Солнечное утро было вот таким. Хамар-Дабан на другом берегу сегодня виден гораздо лучше, чем вчера. Хоть и облака есть, но само небо при этом ясное, нет никакой туманной дымки. Белые пятна на горных склонах — даже и не знаю, это облака, повисшие в ущельях, или мраморные карьеры в окрестностях Слюдянки. Наверное, всё-таки карьеры.

3. Вид назад. Хорошо видно, как гору огибает железная дорога. Можно даже разглядеть (причём насквозь) вышеупомянутый тоннель Шарыжалгай-4, который вблизи я не заснял.

4. А здесь справа находится Козлиная падь, и пару старых дореволюционных железнодорожных домиков. Населённого пункта тут, по официальным сведениям, нет, но когда я проходил здесь вечером, в домике, который в кадре, горел свет.

5. Сторожевой дом в очень красивом стиле. Судя по висящему белью, тоже явно жилой и сейчас.

6. Посмотрим наверх. А наверху — скалистые кручи.

7. Прозрачная байкальская вода отражает небо, приобретая неповторимый голубой цвет. А вообще, облик Байкала заметно меняется при любых изменениях погоды, что я за эти дни успел заметить не раз.

8. А вот и тоннель Шарыжалгай-3. На отвесной скале, сквозь которую он проходит, как оказалось, тоже гнездятся чайки. Вечером я этого не заметил, потому что они уже затихли, зато утром проснулся раньше запланированного, от их громких криков.

9. Прохожу тоннель насквозь. Слева находится падь Соколовская, по которой в Байкал стекает одноимённая речка (мостик через неё виден в кадре). А дальше — тоннель Шарыжалгай-2. Совсем короткий (94 метра), и просматривается насквозь.

10. Вид обратно. Этот день был ещё жарче, чем вчерашний. Хотя в тени было и не слишком жарко (около +25 градусов), но маршрут пешего похода почти постоянно проходил по солнцу. В общем, прохладные тоннели снова были спасением.

11. Не успел этот тоннель закончиться, как уже виден следующий — Шарыжалгай-1. Где-то в этом месте, рядом с порталом тоннеля, я устроил привал.

12. Выныривая из тоннеля, рельсы подходят почти вплотную к берегу озера. Горы обрываются в озеро крутыми утёсами. Здесь боролись со стихией, взрывали скалы, пробивали тоннели, строили мосты, создавая инженерное произведение искусства.

13. Лиственница на фоне Байкала и гор:

14. И яркая байкальская вода. За этой водной гладью скрываются огромные глубины.

15. Идём дальше. Тишина, Байкал сегодня снова спокоен, а под моими ногами шуршит железнодорожная насыпь.

16. Следующее на моём пути сооружение — тоннель Безымянный.

17. А потом впереди уже показался мыс Столбы с узнаваемыми очертаниями:

18.

19. К отвесной скале пристроена Столбовская противооползневая галерея:

20. Она выглядит совсем не так, как остальные — открытая, и построена из железобетона. Скорее всего, её возвели уже в 1911-14 годах, когда дорогу расширяли под два пути.

21. Подходим к мысу Столбы. Склон его прорезает тоннель Столбы-2.

22. И вид с другой стороны. Над довольно пологим мысом возвышаются каменные останцы. Столбы, конечно, не Красноярские, но выглядит интересно. А воображение пытается увидеть здесь очертания какого-нибудь животного или, например, известного объекта на карте. Мне почему-то в этой скале увиделась голова лошади в профиль.

23. А следующая скала обрывается в Байкал крутым утёсом. Через неё проходит короткий тоннель Столбы-1. Видите — там, где свет в конце тоннеля, видна чья-то фигура?

24. И вот кто это оказался. Да, с лошадью ассоциация не зря возникла. Хотя если честно, увидеть здесь лошадей я не ожидал.

25. А их тут было несколько. Ходят себе спокойно, траву щиплют…

26. А с правой стороны — вода и земля сливаются с небом:

27. И всё новые и новые горы вырастают впереди:

28. Вскоре слева открывается падь Шабартуй (не путать с Хабартуем) с одноимённой речкой. Через речку снова два моста. Действующий путь проходит по бетонному мосту 1914 года.

29. А слева стоит неиспользуемый мост 1904 года. Единственный на КБЖД "перевёрнутый" дугообразный мост.

30. За мостом видна заброшенная электростанция, построенная в 1930-е годы. Одну такую я уже показывал в первой части.

31. Подпорная стена у скалы:

32. А вон впереди маленький посёлок Баклань из нескольких домов. В прошлом одноимённая станция, а ныне остановочный пункт 129-й километр. За ним видна ещё одна галерея.

Там я и закончил пеший поход и сел на пригородный поезд. В общем-то, мог бы пройти и больше, но следующий остановочный пункт находится через 9 километров (посёлок Маритуй), и не факт, что я успел бы до поезда туда дойти. Поезд ходит здесь четыре раза в неделю (понедельник, четверг, пятница и воскресенье), и в народе его называют "мотаня" — мол, мотается туда-обратно.

33. В момент прибытия я "мотаню" не сфотографировал, поэтому приведу кадр уже с конечного пункта. Весь поезд — маневровый тепловоз ТЭМ2 (из депо Зима) и два вагона — один плацкартный и один сидячий (а билеты всё равно одни, поэтому не важно, в какой сядешь). Иногда, впрочем, на маршруте используется дизель РА2 (так называемый "рельсовый автобус"), который я видел накануне (видимо, тогда он был в роли туристического поезда). А конечная станция называется просто Байкал (но в обиходе все говорят Порт Байкал — потому что, само собой, просто Байкал — это озеро)

Я сел в плацкартный вагон. Закинул рюкзак на верхнюю полку, забрался туда сам, и долгое время отдыхал, иногда выглядывая в окно. Фотографировал уже мало, решив, что в целом представление о Кругобайкалке я уже получил во время похода. Хотя пару уникальных объектов я всё же пропустил — Киркерейский комплекс тоннелей с акведуком, пропускающим воду горного ручья над тоннелем (впрочем, это из окна поезда всё равно не увидеть), а также Малая Шумихинская галерея с "итальянской" подпорной стеной. Их вы можете увидеть, например, здесь и здесь.

34. Виды из окна были в основном вот такие. То крутые склоны, за которые еле цепляются редкие деревья, то вот такие мощные скалистые утёсы. На которых, однако, тоже что-то растёт.

35. А с другой стороны всё так же "пред ним расстилался Байкал". Кстати, на Транссибе тоже есть участок, идущий прямо вдоль берега — от Слюдянки до Мысовой (собственно, исторический восточный сегмент КБЖД). Там я в этом путешествии тоже проезжал (по пути в Улан-Удэ и обратно), но оба раза спал.

36. А это посёлок Маритуй. И остановочный пункт 120 километр.

37. Чуть дальше находится одноимённая посёлку станция. Одна из трёх станций на всей КБЖД (наряду с Култуком и Портом Байкал). Раньше их было больше, но после 1956 года все остальные перевели в остановочные пункты, потому что объёмы движения снизились до минимума. Кроме "мотани" здесь ходят ещё туристические поезда (которых летом даже больше), а грузового движения нет. При этом в мотане народу было очень даже много, и большинство пассажиров составляли туристы (местных-то здесь вообще не много).

Здесь можно почувствовать себя пассажиром транссибирского поезда сто лет назад. Благо, скорости с тех времён, видимо, не изменились. Свои 89 километров пути поезд идёт аж пять часов. Ограничения скорости вызваны и тоннелями, и большим количеством кривых. Чтобы повысить скорость, путь нужно было бы реконструировать, что невыгодно при таких объёмах движения. Ну а туристическим поездам высокие скорости, в общем-то, и ни к чему.

38. Остановочный пункт 110-й километр в посёлке Половинная. На платформе идёт торговля байкальскими сувенирами. Видимо, скоро пойдёт туристический поезд, который делает тут длительную остановку.

За посёлком следует мыс Половинный и проходящий через него тоннель Половинный. О происхождении названия догадаться нетрудно — здесь ровно середина дороги. И до Порт-Байкала, и до Слюдянки поровну по 44 с половиной километра. Кроме того, это самый длинный тоннель КБЖД (778 метров).

39. На выезде из Половинного тоннеля. Виден краешек западного портала.

40. Дальше — посёлок Пономарёвка и о. п. 107 км. Тут, как видим, есть даже гусеничный вездеход. В несколько посёлков, стоящих на Кругобайкальской железной дороге, только по ней и можно попасть. Поэтому её и не стали совсем закрывать после изменения магистрального хода Транссиба.

41. Красивый путейский домик. И что-то похожее на борону на его фоне.

42. А это посёлок Шумиха и о. п. 102 км. Здесь находится ещё один центр деловых связей железной дороги.

43. Едем дальше:

44. И снова портал одного из тоннелей. Точно я уже не скажу, какого именно.

Видео. Здесь два фрагмента. За кадром слышны и голоса пассажиров. В первом фрагменте можно услышать, как девушка говорит кому-то про тоннели (видимо, вслух читает путеводитель), а в самом начале второго фрагмента человек говорит своим собеседникам, почему поезд называется "мотаня".

45. Ну вот наконец и показался посёлок Байкал — конечный пункт. Последние метры дороги.

46. Станция Байкал! Дальше дороги нет. Впереди видна Ангара. Когда-то довольно важная станция на Транссибе (собственно, название ей дано, поскольку тут впервые железная дорога встречалась с великим озером), а ныне тупик — он там, за поворотом возле скалы. В конце станции — паровоз-памятник и гидроколонка.

47. И поезд, на котором я приехал. Вся толпа в кадре — это сошедшие с него пассажира. Ребят из одной компании с рюкзаками почему-то насмешила трафаретная надпись на тепловозе "Машинист работает в одно лицо", и они принялись её фотографировать.

48. Вокзал новый — точное воссоздание вокзала 1900 года, который был утрачен в советское время. Даже табличку сделали с твёрдым знаком! Внутри есть маленький музей (филиал музея Восточно-Сибирской ЖД), но он уже был закрыт, а также хорошая недорогая столовая.

Вот так выглядело оригинальное здание вокзала:

49. Паровоз-памятник спереди. Прямо у берега стоит.

50. А вот так из Байкала начинается Ангара. До другого берега — больше километра. Поскольку объём воды в Байкале огромен, Ангара полноводна сразу же от истока. Впрочем, сейчас исток несколько шире естественного, поскольку это водохранилище Иркутской ГЭС. Которое, между прочим, подняло воду на метр и в самом Байкале.

51. На другом берегу начинается Приморский хребет, который тянется дальше на север вдоль западного побережья. Там же просматривается посёлок Листвянка — наиболее близкое к Иркутску, и потому наиболее популярное место на Байкале. Моста нет, и посёлки связывает паромная переправа. Кстати, зимой Ангара в истоке не замерзает, потому что подогревается более тёплой водой из глубинных слоёв Байкала. И поэтому зимой тут, как правило, на порядок теплее, чем в даже близких окрестностях.

52. Прозрачная ангарская вода, которая только что была байкальской:

53. А вот и тупик Кругобайкальской железной дороги:

54. Рядом с тупиком стоят узнаваемые старые путейские домики:

55. И ещё одна явно железнодорожная постройка. Видимо, какой-то погреб.

56. Рельсы заканчиваются. На дне водохранилища их нигде нет — всё было демонтировано перед затоплением. Ангара течёт на северо-запад, через Иркутск, Братск, Усть-Илимск, сливаясь в итоге с Енисеем (причём по факту Ангара крупнее его, но при этом считается его притоком).

57. Вид обратно — на Байкал:

58. И на Листвянку на другом берегу. Вдоль правого берега Ангары идёт автодорога в Иркутск.

59. В Листвянке много всяких новых отелей весьма пафосного вида.

60. Жаль. А так хотелось купить…

61. Порт Байкал с Листвянкой сильно контрастирует и выглядит значительно беднее. Вполне такая обычная глубинка. Но и здесь есть турбазы.

62. Раньше здесь был порт (собственно, Порт Байкал). Но сейчас он почти не используется, и его постройки выглядят в основном вот так.

63. В порту стоит бывший нефтеналивной танкер "Самотлор" (название в честь нефтяных месторождений Западной Сибири), переделанный в судно комплексной переработки отходов с судов.

64. А тут здание вроде бы и заброшено, но крышу положили новую.

65. Ещё есть плавучий док. Не знаю, используется ли он сейчас.

66. "Захвати это!"

67. Основная часть посёлка находится вон там, в отдалении от станции.

68. Причём ещё и на возвышении. И подъём на поселковые улицы довольно изнуряющий. Население Порта Байкал составляет порядка четырёхсот жителей. До 2014 года это был посёлок городского типа.

69. До другого берега Байкала — примерно сорок километров.

70. Из примечательного в посёлке ещё есть Преображенская церковь, пока не до конца достроенная.

71. Вернёмся к станции и причалу. Здесь, покачиваясь на воде, ждёт паром на правый берег Ангары.

Туда и отправимся дальше. О Кругобайкальской железной дороге на этом всё. А следующий рассказ будет про переправу, про Листвянку — посёлок и главный байкальский курорт, и немного про природу возле неё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *