Сенгилей. Волжская глубинка

Опубликовано 28 сентября 2018 года

Обычно Среднее Поволжье представляется густозаселённым и промышленно развитым регионом. Оно и понятно, ведь даже сама Волга всюду перекрыта плотинами и расширена водохранилищами, уже мало где имея естественную ширину. Однако между отдельными крупными городами по-прежнему есть и настоящая глубинка. Одно из таких мест — городок Сенгилей в Ульяновской области, маленький (6 с половиной тысяч жителей) и глуховатый. В него я и съездил во второй день пребывания в Ульяновске.

Тот день (11 марта) выдался здесь морозным. Ночью температура опускалась ниже -20 градусов, да и днём, даже при уже греющем мартовском солнце, было, прямо скажем, не тепло. Придя на многолюдный автовокзал, я купил там билет, успел ещё перекусить, а потом сел в классический ПАЗик.

2.

По Волге до Сенгилея около 50 километров, а по дороге — целых 70. Автобус ехал через уже знакомый мне Железнодорожный район, а потом на юг, по шоссе в сторону Сызрани, вскоре свернув на восток, на второстепенную дорогу. Потом начались холмы, которые становились всё выше. Чтобы попасть в Сенгилей, нужно проехать через горы. Ну, горы — это, конечно, громко сказано. Но всё же, гряда меловых холмов вдоль Волги именуется Сенгилеевскими горами, а отдельные из них имеют высоту до трёхсот метров над Волгой. Поэтому в определённый момент пазик вдруг начинает напряжённо гудеть мотором и тащиться в гору со скоростью 20 км/ч (и даже на такой скорости у меня всё равно слегка заложило уши из-за подъёма). Заснеженная лесостепь перемежается довольно густым хвойным лесом, что даёт возможность почувствовать, будто я еду где-то по Ленинградской области или Карелии. Проезжаем крупное старинное село Тушна, стоящее в живописном распадке, потом опять лес, и спуск к маленькому городку. Буквально через пару минут после въезда в город автобус останавливается на главной площади. "На автостанцию никому не надо?" — спрашивает водитель оставшихся пассажиров. Я решаю, что мне тоже не надо, и выхожу из тёплого автобуса скрипеть сенгилеевским снегом. Через три часа автобус поедет обратно в Ульяновск, так что времени предостаточно.

3. Площадь 1 мая — и есть главная. В кадре — администрация Сенгилеевского района (да, важно помнить, что прилагательное от названия этого города — именно через "-ев").

4. Белый, как сугробы вокруг, Ленин на фоне типового кинотеатра:

5. А рядом с администрацией вот такие три флага. Про тот, что в середине, и так всё ясно, а слева и справа — флаги, соответственно, Ульяновской области и Сенгилеевского района. На последнем, как и на гербе города, изображены две тыквы. Чуть ниже поясню, почему.

Сенгилей — самый маленький город в области. Свою историю он отсчитывает с 1666 года, когда был основан волжскими казаками в качестве трёх слобод, которые затем слились в село Покровское, ставшее в 1780 году городом Сенгилеем. Как водится, вместе со статусом города ему дали герб, на котором изобразили две тыквы, обозначавшие "изобилие сего рода плода" в этих местах. В общем, был Сенгилей уездным городом Симбирской губернии и типичным купеческим городком на Волге, а в советские времена своё значение утратил, будучи даже ненадолго разжалован в село (городской статус был восстановлен в 1943 году). Между прочим, сейчас в Сенгилее живёт в полтора раза (!) меньше людей, чем сто лет назад.

6. Школа на площади, и двухэтажные дома. В городе нет ни одной пятиэтажки.

7. У школы — бюст Героя Советского Союза Николая Вербина. Родом он был не отсюда, а с Кубани, но вернувшись с войны, жил в Сенгилее и был директором этой школы.

8. Детский сад:

Сенгилей — тихий городок с духом настоящей глубинки. Под ногами скрипит снег, когда остановишься — вокруг тишина. При этом порой поддувает ветерок с Волги, что довольно ощутимо в морозную погоду.

9. Сенгилеевские горы подступают вплотную к городу, и их хорошо видно. И именно вот это расположение "за горами" придаёт городу какую-то отрешённость.

10. Возможно, летом Сенгилеевские горы смотрятся интереснее: по летним фотографиям даже возникают какие-то ассоциации с сюжетами прошлых веков волжской вольницы. Оно и недаром — всё же и отряды Степана Разина тут тоже побывали.

Хоть и основная часть Сенгилеевских гор является охраняемым памятником природы, немного территории там выделено и под карьеры по добыче мела, известняка, кварцевого песка и доломита. Добытые породы используются как сырьё для различных предприятий района. Это, например Сенгилеевский цементный завод в посёлке Цемзавод рядом с городом (фактически его с нуля построили в 2010-е годы на месте старого советского). А в посёлке Красный Гуляй на западе района находятся недавно построенные стеклозавод и Ташлинский горно-обогатительный комбинат. В общем, район не депрессивный, но большинство промышленности расположено не в райцентре.

11.

12. Мартовский кот:

13. В сторону выезда из города от площади ведёт улица Красноармейская с пешеходной аллеей.

Из-за тыкв на гербе и флаге Сенгилей стали называть "тыквенной столицей России" — впрочем, даже и не знаю, в чём это проявляется. А в последние годы город претендует быть не только тыквенной, но ещё и блинной столицей. Местная легенда говорит о давних традициях выпекания блинов в этом городе. Не знаю, имеет ли она серьёзные исторические подтверждения, но для привлечения туристов — почему бы и нет. Но пока что, например, кафе соответствующей направленности в городе нет, хотя, может быть, это впереди. Да и на разных местных праздничных мероприятиях "блинная тема", насколько я знаю, часто используется.

14.

15. Снеговик-собака:

16. Теперь пойдём от площади к Волге — по улице Ленина. Здесь небольшой исторический центр. Есть дореволюционные домики.

17.

18. Дом купца Кирюхина, ныне краеведческий музей. А за ним — какое-то офисное новодельное здание. Рядом есть ещё несколько магазинов, и именно это место мне показалось самым оживлённым в городе.

19. Но в целом, жизнь тут неторопливая, и городок немного сонный.

20.

21. Ну а вот и Волга. Точнее, Куйбышевское водохранилище. До другого берега — 6 километров.

Нетрудно догадаться, что сегодняшний Сенгилей уже не тот, что раньше, — при заполнении Куйбышевского водохранилища больше половины старого города оказалась под водой, а нынешний исторический центр, на самом деле, был раньше западной окраиной (похожая история, как и с Весьегонском). Часть деревянных домов перед затоплением была перенесена, а то, что попало в зону затопления — снесли. Какие-то фундаменты на дне до сих пор сохранились.

22. Услышал я какой-то шум на Волге. Оказалось — снегоход.

23. Рыбак вдалеке (спасибо ультразуму):

24. В сквере рядом — бюст уроженца Сенгилея, лётчика Виктора Носова, который погиб в феврале 1945 года в небе над Балтийским морем, совершив таран вражеского самолёта. В советское время ему звание Героя не присвоили, поэтому он Герой России (хотя памятник советский ещё).

25. У берега Волги есть небольшая площадь с мемориалом местным уроженцам, погибшим на войне.

26. Рядом есть и маленький и менее тривиальный памятник воинам-речникам. Уже постсоветский.

27. А это автостанция — послевоенное здание. Интересная деталь: площадь и место посадки на автобусы — справа (и там же вход), а главный фасад при этом выходит на другую сторону.

28. А разгадка проста — изначально это был речной вокзал, и фасад его обращён к реке. Из него мог бы получиться совмещённый авторечвокзал, но пассажирского речного сообщения здесь уже нет. А вот круизных теплоходов на Волге летом много — может быть, какие-то из них и останавливаются в Сенгилее.

29. А о прежнем предназначении этого здания я догадался не только по ориентации фасада, но ещё и по вот этому барельефу.

30. У Волги тут даже сделали короткую благоустроенную набережную, что не так уж и часто в таких городах бывает.

31. А это Покровская церковь. Здание больше похоже на обычный дом, и в прошлом так и было — тут под церковь в 1990-е годы переделали бывший купеческий дом 1895 года постройки. А в былые годы в Сенгилее был большой Покровский собор, который был снесён в 1954 году, поскольку попал в зону затопления.

32. Авто-раритет в сугробе:

33. Ещё немного старой уездной застройки:

34.

35.

36. Встречается и красивая деревянная резьба:

37. Самое, наверное, выдающееся старое здание города — уездная земская управа (конец XIX века). Сейчас там МФЦ.

38. За ним — бывшая типография примерно того же времени. Сейчас — редакция местной газеты.

39. Ещё поблизости есть вот такое необычное деревянное здание. К сожалению, заброшенное. По форме похоже на бывшую церковь, но таких сведений найти не удалось. Так что я так и не выяснил, что это.

40. Педагогический техникум:

41. Рядом — ручей Каранинский, возле устья ставший заливом водохранилища.

42. За ручьём — районная больница, самое высокое здание города.

43. Одним из больничных корпусов служит дореволюционное здание уездной больницы.

44. Типичный сенгилеевский пейзаж:

45. Сделав небольшой круг, я вернулся к главной площади, от которой решил сходить на южную сторону города, куда ведёт улица Гая.

46. Южную часть от остальной отделяет речка Сенгилейка — приток Волги, устье которого тоже стало заливом. По этой речке город и получил своё название. Сенгилей с эрзянского мордовского языка буквально переводится довольно странно — "приток-река".

47. За речкой город вот такой. Здесь только частный сектор.

48. Здесь же — памятник офицеру Красной армии Гая Дмитриевичу Гаю (настоящее имя — Гайк Бжишкян), имя которого нам уже знакомо по Ульяновску: под его командованием красные заняли большую часть Симбирской губернии и сам Симбирск, и Сенгилей тоже.

49. В этом месте я решил закончить осмотр города и возвращаться на автостанцию, чтобы уже садиться на обратный автобус, на который я заранее купил билет. Для разнообразия и сокращения пути решил дойти туда напрямик по льду Сенгилейки — благо, вся речка была исчерчена протоптанными тропинками. Бывший речвокзал виден за деревьями. У берега до сих пор сохранилась пристань.

50. Вид обратно — на заречную часть города. Красивый пейзаж, благодаря лесистым холмам на дальнем плане.

Вот таким я и увидел этот малоизвестный волжский городок, о котором многие люди и не слышали. Тихим и спокойным, укутанным в белые сугробы.

51. У автостанции собралась толпа в ожидании автобуса на Ульяновск. Вскоре подъехал тот же самый пазик с тем же водителем. Ехать пришлось стоя (билеты с местами уже закончились). Впереди была снова та же дорога через горы.

До автовокзала в Ульяновске я не поехал, сойдя поближе к центру города. Приехал я туда аккурат на закате солнца (который так и не успел запечатлеть), и моё мартовское путешествие в Поволжье подходило к концу. Предстояло мне скоротать вечер в Ульяновске, а потом поехать на вокзал и в полночь сесть на поезд до Петербурга. Следующий пост, последний в этой серии, будет с вечерними видами Ульяновска.

Добавить комментарий