Брест. Железнодорожный вокзал

Опубликовано 2 октября 2018 года

Город Брест — западные ворота Беларуси, а в недавнем прошлом и Советского Союза. Город древний, и с очень насыщенной историей, сейчас — белорусский областной центр с населением 350 тысяч жителей. Свой рассказ об этом городе, каким я его увидел в июле 2018 года, я решил начать с отдельной части про вокзал. Рассказать тут есть о чём, поскольку вокзал в Бресте — больше, чем обычный вокзал в областном центре. И для меня знакомство с городом началось именно отсюда — в Брест я приехал прямым поездом из Питера, а на следующий день ранним утром отсюда же уехал на перекладных на свою дачу под Минском.

И хоть и моя дача находится относительно Минска на Брестском направлении, в самом Бресте я до этого года ни разу не был. Решил в этот раз ехать сюда сразу из Питера. Привычный мне Витебский вокзал, поезд из голубых вагонов "Беларускай чыгункi", потом давно знакомая дорога — все эти Сольцы, Дно, Новосокольники, где-то ночью Витебск. Непривычно было рано утром Минск проезжать мимо. А от Минска до Бреста ещё четыре часа пути, где дальше станции Столбцы я прежде поездом не ездил. Ближе к концу пути немного изменяется природный пейзаж — начинается Полесье с его болотами и густыми лиственными лесами (хотя полесские пейзажи на юго-востоке Брестской области, насколько я знаю, интереснее). В общем, в полдень, после 1209 километров и 17 часов пути, в том же окне, в котором я вчера вечером видел дебаркадер Витебского вокзала и питерские пейзажи, показалась станция Брест-Центральный.

2. Ну вот и Брест. Наконец-то доехал поездом до этого города, про который с детства знал, что туда идут поезда мимо моей дачи. Дальше на запад уже Польша. Платформа наводнена пассажирами, а ещё я заметил, что у каждого вагона (или каждых двух) стояли сотрудники белорусской Пограничной службы, внимательно следившие за выходящими из поезда пассажирами. Хоть здесь и не погранзона, но, видимо, у кого-то и могут проверить документы и спросить цель приезда (но я такого не видел). В этом кадре можно увидеть девушку в камуфляже у соседнего вагона. Город расположен вплотную к польской границе, и от вокзала до неё — три с половиной километра (ближе, чем до восточной окраины города).

3. Вокзал здесь имеет островное расположение. Есть Московская и Варшавская стороны. Между ними, как водится, площадь с автостоянкой. А здание вокзала — шикарный образец сталинского ампира. Построен в 1949-57 годах. Почему здесь такой солидный вокзал — догадаться нетрудно. Это были парадные ворота Советского Союза для въезжающих из Европы.

4.

5. Зал ожидания — тоже парадный и торжественный. Но показался пустоватым (но дело тут, скорее, в размерах самого зала). Здесь же я обменял валюту, а среди пассажиров успел заметить двух человек, которые говорили по-украински (всё-таки граница с Украиной, причём Западной, здесь тоже недалеко).

Теперь немного истории. Гудок паровоза старинный Брест-Литовск услышал впервые в 1871 году, когда здесь прошла магистраль, связавшая Москву, Минск и Варшаву. После революции и гражданской войны, как известно, Западная Белоруссия оказалась в составе Польши (и пограничной советской станцией тогда было гораздо более близкое к Минску Негорелое), став советской в сентябре 1939 года. Ну а во время войны, помимо широко известной героической обороны Брестской крепости, была ещё и оборона брестского вокзала — хоть и не такая продолжительная. После войны уже был построен нынешний вокзал, и хоть и нет уже той страны, воротами которой он служил, но граница двух культурных пространств проходит здесь по-прежнему.

6. Московская сторона, вид на восток, откуда я приехал. Справа виден мой поезд. А первая платформа — высокая, одна из немногих таких в Беларуси.

7. Небольшой "двор" в центре вокзального комплекса. Есть и подземный переход.

8.

9. Скульптурная композиция с расстояниями до крупных городов:

Брест — не только пограничная станция, но ещё и крупный железнодорожный узел. Основная его ось — магистраль Москва — Минск — Варшава (она же и единственная здесь электрифицированная линия). На север от Бреста уходит линия в городок Высокое и дальше в польский Белосток, а на юг — на Западную Украину, в Ковель (построены обе в 1873 году в составе так называемых Полесских железных дорог), с ответвлением на юго-запад до тупиковой станции Влодава у польской границы (1876 год). Ещё одно направление — восточное, Полесская магистраль до Гомеля (1882-86), но она начинается не от Бреста, а от Жабинки. Ещё одна интересная особенность Брестского ЖД узла — небольшая его часть отделена границей. Дело в том, что одна из соединительных веток примыкает к основному ходу уже в польском Тересполе.

10. Вид на запад по московской стороне. То здание, которое видно в этом кадре, — это польский вокзал, построенный в 1920-е годы.

11. Он же с автомобильного путепровода:

12. С путепровода — лучший ракурс на вокзал:

13. Вид на Варшавскую сторону. Она скрыта дебаркадером.

14. Вид на восток с пешеходного моста. Эта и некоторые другие фотографии сделаны вечером на закате, когда я ходил на вокзал ещё раз.

15. Варшавская сторона. Её первый и второй пути отличаются от всех остальных, так как имеют "европейскую" ширину колеи — 1435 мм.

Вот эта стыковка двух видов колеи — "русской" (1520 мм) и "европейской" (1435 мм) — это, так сказать, техническое воплощение проходящей здесь границы двух цивилизаций. Поездам, идущим через границу, в Бресте меняют тележки: сначала поезд прибывает на путь русской колеи, потом его отгоняют в ангар на западе станции, где производят смену тележек, а потом возвращают на вокзал, уже на путь европейской колеи (на Варшавскую сторону), где проводят пограничный и таможенный контроль.

16. Вот пришёл поезд Варшава — Москва под польским электровозом. Описанные выше манипуляции здесь происходят в обратном порядке.

17. Пригородный вокзал:

18. Вид на северную сторону города:

Расписание поездов здесь довольно большое. Это и поезда внутри страны (до Минска, Гомеля, Витебска и ряда других городов), и в Россию (Москва, Питер), и поезда в Европу, и пригородные. Самый, наверное, странный поезд в местном расписании — Брест — Тересполь. Международный поезд, имеющий протяжённость маршрута 5 километров — я даже не знаю, где ещё такое бывает. Объяснение могу найти только в том, что на автомобильном пункте пропуска бывают длинные очереди, и тогда поезд спасает (но билеты на него очень дорогие).

19. Вечерний вид на Московскую сторону. Отправляется дизель до станции Влодава.

20. Вечернее небо:

21.

В общем, вокзал в Бресте впечатляет. Самый выдающийся на постсоветском пространстве пример железнодорожной станции "на границе двух миров" (особенно если учесть, что на границах с Финляндией и странами Прибалтики нет смены тележек, поскольку там та же колея). Впереди — рассказ о самом Бресте (который я осмотрел не так хорошо, как стоило бы, поскольку, всё же, одного неполного дня на него мало) и его знаменитой крепости.

22.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *