Житковичи

Опубликовано 15 ноября 2019 года

Город Житковичи на западе Гомельской области стал для нас с Андреем финальной точкой трёхдневного путешествия по белорусскому Полесью. Мы приехали туда из маленького, но древнего Турова, расположенного в 25 километрах, проехав по пути мост через Припять. Житковичи — городок с населением 16 тысяч жителей, выросший при открытой в конце XIX века железнодорожной станции (с которой мы потом и уезжали) и ещё нескольких заводах. В общем-то, город мало чем примечательный, застроенный в основном в советское время, и являющий собой "сферический в вакууме" белорусский райцентр. Свои интересные места, впрочем, удалось найти и там. В Житковичах мы провели вечер, на закате предприняв неудачный в итоге поход к узкоколейной железной дороге, а уже ближе к ночи уехали на поезде.

Итак, из Турова в Житковичи мы ехали на автобусе. Затем мы с Андреем ненадолго разделились: Андрей уже однажды был в Житковичах и не захотел ходить по городу подробно, из-за чего поехал до автостанции; ну а я вышел из автобуса вскоре после въезда в город, и начал его осмотр с южной окраины. Затем мы снова встретились на вокзале.

2. При въезде со стороны Турова Житковичи встречают примерно так. Это микрорайон Озёрный, построенный в конце 1980-х годов для работников расположенного рядом с городом моторостроительного завода. Основная ось тут — длинная улица Социалистическая, продолжающая дорогу из Турова.

3. Нетривиальная достопримечательность:

В качестве деревни Житковичи известны с 1500 года. Это было заурядное село в полесской глуши, но в 1886 году рядом прошла железная дорога, и при станции (до которой дойдём позже) стал расти посёлок, который уже в советское время разросся и поглотил бывшее село (примерно такая же история, как у Осиповичей). В 1924 году Житковичи стали районным центром, в 1938 году получили статус ПГТ, а уже в 1971 году — статус города. Ныне это, как я уже написал, донельзя типичный белорусский малый город, который местами не отличишь от тех же Осиповичей или, например, Столбцов (где, кстати, тоже моторный завод). А то и даже легко представить себя в минском спальном районе вроде Уручья или Серебрянки (только масштаб здесь поменьше).

4.

5. В Озёрном микрорайоне есть несколько девятиэтажек распространённой всесоюзной серии 1-464Д.

6. А вот эти характерные крытые балконы с проёмами в форме лепестков выдают Минский ДСК. Так что это ещё и типично белорусские панельки. В Столбцах такие дома тоже есть.

7. Где-то сосновый бор почти во дворах — отличительная черта позднесоветского градостроительства.

8. Есть несколько новых домов. Построены, видимо, в последние 5-7 лет.

9. Стадион на фоне полесских сосен:

10. Можно и такую картину во дворах наблюдать:

11. Симпатичная деревянная часовня:

12. И советское искусство с какими-то национальными мотивами на здании магазина:

13. И современная социальная реклама:

14. Рядом с домами — церковь святого Лаврентия Черниговского, построенная в 2010-е годы.

15. А по соседству с ней — костёл, построенный примерно тогда же, очень простого вида. Интересно, кто здесь его прихожане, если учесть, что это молодой и в основном советский райцентр на Гомельщине. Наверное, в основном приезжие из других районов Беларуси.

16. Впрочем, как написано, мессу служат только по воскресеньям и праздникам. Кстати, даже здесь в объявлениях в костёле присутствует польский язык. Но службы, полагаю, на белорусском.

17. Дальше на север начинается частный сектор. Как и в Турове, здесь зачем-то поставили яркий забор из профнастила на всю улицу. Правда, его бирюзовый цвет мне вообще напомнил Бурятию (там он часто встречается).

18. Боковые улицы:

19. У этого дома меня привлекло интересное оформление фасада. Под крышей, кстати, можно увидеть традиционный для этих мест солярный орнамент.

20. Снова пятиэтажки. Это уже более старая часть города.

21. Рисунок на стене, вроде бы, школы. Тоже что-то на местную полесскую тематику: болото, цапля, солнце…

22. Довольно просторная и пустынная площадь. На заднем плане видны гостиница и кинотеатр, а за ними уже идёт железная дорога. Я уже близко к вокзалу.

23. На другой стороне стоит райисполком — типовая сталинка.

24. И ещё какое-то административное здание:

25. Памятник Ленину. Правее его виден вокзал.

26. Рядом есть мемориал Воинам-интернационалистам. Традиционная БМД-1 на постаменте.

27. А рядом — необычная часовня-памятник с кованой сенью. Таких я больше нигде не видел. Перед ней — мемориальная доска с именами погибших в Афгане местных жителей.

28. Ну а вот и вокзал:

29. За ним ещё есть мемориал Великой Отечественной войне. Монумент на нём тоже нестандартный, но снял я его, к сожалению, не очень хорошо.

30. Рядом с мемориалом ещё есть небольшая выставка военной техники под открытым небом. Это — пушка ЗИС-3, памятник освободителям Житковичей, а точнее — воинам 84-го артиллерийского полка 55-й стрелковой дивизии. Житковичи находились в оккупации с 18 июля 1941 по 6 июля 1944 года.

31. Рядом есть и техника более поздних времён. Вот, например, БТР-70.

32. И танк Т-80У:

33. В конце стоит ракета (не знаю, правда, какая именно — буду благодарен, если кто подскажет). Этот памятник, видимо, связан с располагавшейся в советское время рядом с городом базой РВСН. Сейчас о ней напоминает бывший военный городок (но мы там не были).

Я дошёл до вокзала, где мы снова встретились с Андреем. И на скамейке у вокзала суммарно провели ещё довольно много времени — как до захода солнца, так и после. Оба мы по очереди сходили в магазин, оставляя второго с рюкзаками (которые мы не стали сдавать в камеру хранения на вокзале), и ещё некоторое время просто отдыхали.

34. Так выглядит вокзал со стороны путей. На самом деле, изначально это был типовой вокзал 1950-х годов постройки, но несколько лет назад его реконструировали, изменив фасад до неузнаваемости. И мне не очень понятно, зачем. В отчёте Андрея от 2013 года вокзал имеет ещё оригинальный вид (но как раз там уже видна подготовка к реконструкции).

35. Через Житковичи проходит Полесская магистраль, соединяющая Брест и Гомель. По ней же мы приезжали в Пинск. Этот её участок (от Лунинца до Гомеля) открыли в 1886 году, и станция породила будущий город: вслед за железной дорогой здесь тогда построили и лесозавод, который действует и сейчас. На фото — вид на восток, в сторону Калинковичей и Гомеля.

Хоть и дорога эта вроде и довольно важная, но фактически показалась малодеятельной. За несколько часов грузового движения мы тут почти не увидели (только один грузовой потом пришёл одновременно с нашим поездом, навстречу ему). Из пассажирского тут ходят дизели до Лунинца и Калинковичей, а поездами дальнего следования этот участок Полесской магистрали связан со всеми областными центрами Беларуси, кроме… Минска (туда, видимо, больше на автобусах ездят). Из-за этого ехать в Минск мне пришлось с ночной пересадкой в Жлобине.

36. Вид в контровом свете на запад — в сторону Лунинца, Пинска и Бреста. Виден пешеходный мост над путями.

37. Грузовая платформа какая-то старая:

38. Рядом с вокзалом есть деревянные путейские казармы времён постройки дороги. Это, похоже, всё, что осталось от дореволюционного пристанционного посёлка. В этих домах живут, хотя и некоторые окна заколочены.

39.

40. Нашёлся и один кирпичный дом того же времени:

41. А это уже советские двухэтажки:

Проведя время на вокзале, мы решили сходить к узкоколейной железной дороге Житковичского торфопредприятия, до которой от вокзала два километра. Дойти до неё нам в итоге не удалось, но прогулка получилась атмосферная.

42. Вечереет. Над тихой станцией Житковичи закат.

43. Движения мы тут практически не застали, так что вот хоть маневровый тепловоз я заснял.

44. Перейдя пути, попадаем в залинейную часть города. Первое, что бросилось там в глаза, — жутковатая заброшенная пятиэтажка, на фоне которой дети играют в песочнице, а рядом стоят жилые и ухоженные дома — сюжет прямо как где-нибудь на Воркутинском кольце. Почему этот дом расселили — я так и не понял.

45. Соседние дома:

46. Подъездной путь элеватора. Не знаю, есть ли сейчас движение по нему.

47. Ну а вот тут и начинается узкоколейка. За воротами — перегрузочная площадка, и там же и начальная станция УЖД, которая так и называется — Перегрузочная. Но там закрытая территория, и к путям тут не выйти. Поэтому мы решили пройти дальше и искать проход через лес.

Узкоколейка принадлежит Житковичскому торфопредприятию, которое находится в посёлке Червоное в 20 километрах севернее. И как пишет на своём сайте известный в узких кругах Сергей Болашенко, это самая протяжённая в бывшем СССР (а возможно, что даже и в мире) торфовозная узкоколейка (общая протяжённость, с учётом всех ответвлений, около 40 километров). Идёт она к торфоразработкам на болотах севера Житковичского района, частично заходя и в Минскую область.

48. Мы пошли по вот этой дороге вдоль леса, каждую минуту сверяясь с картой, на которой, вроде как, видны тропинки, позволяющие выйти к УЖД. Солнце уже село, наступали сумерки, а поскольку мы шли с рюкзаками, было ощущение, будто мы идём ночевать и скоро будем ставить палатки (или искать замаскированное место, учитывая, что за объект был нашей целью).

49. Вот, вроде, нашли тропинку. Немного углубляемся в лес.

Но в общем, походив по этому лесу, и постоянно сверяясь с GPSом в телефонах, мы поняли, что к узкоколейке просто так не выйдем. То есть выйти-то можно, но нормальной тропинки туда, по-видимому, всё-таки нет, и идти можно только напролом. И хоть и от узкоколейки нас отделяло всего триста метров, даже не такое расстояние продираться через лес в уже сгущающихся сумерках мы нашли не очень хорошей идеей, и поэтому решили оставить узкоколейку и поворачивать назад в город.

50. Оставалось полюбоваться лесом:

51. На обратном пути обратили внимание на этот лозунг на заборе Перегрузочной. Как раз возле озера Червоное находятся торфоразработки.

52. В вечерних сумерках было красивое небо:

53. Возвращаться к вокзалу решили не через улицы залинейной стороны, а прямо вдоль путей. Это горловина станции, вид на восток.

54. И вид в закат, то есть на запад:

Пока шли к станции, зажглись фонари. Мне в тот момент вспомнилась Вилейка, где я точно так же подходил к вокзалу от переезда вдоль путей в вечерних сумерках, и тоже в тот момент загорелись фонари. Только это было зимой, и было шесть вечера, а не девять.

55. Вечер на станции Житковичи. Перед этим нам навстречу отправился поезд Гомель — Гродно.

Ну а потом были два часа ожидания нашего поезда. Первый час мы сидели на уже обжитой нами в тот вечер скамейке, а потом, когда уже стало прохладно, перебрались внутрь вокзала, где на наш же поезд уже собирался народ, и к 11 часам было многолюдно. Наш поезд — Брест — Витебск. Их таких два: на одном, который идёт через Минск — Барановичи — Лунинец, мы ехали в Пинск, а этот идёт через Калинковичи — Жлобин — Могилёв. Поезд отправлялся в 23-15, и мы ехали уже в разных вагонах: Андрей прямо до Витебска, а я до Жлобина. После отправления немного посозерцал за окном густые леса Полесья, и лёг спать, когда проезжали соседнюю станцию Копцевичи.

56. Прибытие в Жлобин в три часа ночи. Поспать я немного успел. Эта станция мне уже хорошо знакома. В Жлобине я был в 2015 году (причём тоже совместно с Андреем, и приезжали мы сюда в почти такое же время).

После я почти три часа ожидал своего поезда на Минск. Спать как-то не хотелось, но и идти в город тоже. Поэтому всё время я провёл на вокзале. Дальше уже наступило утро, за окном рассвело, а в зале ожидания погасили свет. Ну и наконец, в шесть утра пришёл фирменный поезд Киев — Минск, в хвосте которого гомельские прицепные вагоны — на одном из них ехал я.

57. При отправлении заснял из окна паровоз-памятник серии Су:

До Минска ехать два с половиной часа — прибытие в пол девятого (а Андрей в Витебск приехал в десять). В поезде меня уже начало клонить в сон, поэтому вскоре после отправления я лёг, и так заснул, что проснулся, когда поезд уже стоял в Минске, и пассажиры шли к выходу. На этом трёхдневная поездка в Полесье и завершилась.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030