Пинск. Часть 2

Опубликовано 3 октября 2019 года

Первую часть рассказа о Пинске я закончил у набережной. Теперь пройдём на восток вдоль реки, затем вернёмся в центр, а в конце — к вокзалу. Если в первые два часа после приезда мы с Андреем осматривали Пинск при живописном рассвете в лучах восходящего солнца, то ближе к семи часам утра погода стала меняться, солнце ушло за тучи, а потом и вовсе зарядил дождь на весь день. Поэтому во второй части многие фотографии будут выглядеть совсем по-другому, будто и сделаны в другой день, — уже не мягкий солнечный свет с густым туманом, а в основном серое небо и дождь.

2. Впрочем, туман рассеялся не сразу. Это уже знакомая нам река Пина, на берегу которой ранним утром стоят рыбаки. На другой стороне реки виден небольшой затон.

3. Восточнее старого города начинается советская многоэтажная застройка. А набережную тут, похоже, годов с 80-х не ремонтировали.

4. Гостиница "Припять" тоже имеет весьма советский облик:

5. Прямо на набережной сохранился советский дот. Построили его, вероятно, в 1940 или в начале 1941 года, когда, после присоединения Западной Белоруссии к СССР, советская граница была сдвинута далеко на запад, и укрепрайоны вдоль старой границы утратили своё значение, в связи с чем стали строиться новые на недавно присоединённых территориях. Этот дот принимал участие в Великой Отечественной войне.

6. Рядом стоит памятник скоростному теплоходу "Ракета". Хотя вообще-то это не памятник, а раньше там, вроде, кафе было.

7. Пина — река судоходная. Но пассажирского транспорта, как такового, здесь (как и вообще в Беларуси) уже не осталось. Но есть прогулочные теплоходы, и на набережной висит их расписание. Речевые обороты, конечно, доставляют: "расписание пассажирскому теплоходу", "запечатлеть на фото- и видеосъёмку".

8. Город у реки заканчивается. На другом берегу Пины — лес и болота. И пляж ещё есть.

9. Клумба у набережной. Сквозит тематика реки и судоходства. Всё-таки Полесье — более "речной" край, чем остальная Беларусь. Через полесские реки по-прежнему немало паромных переправ, а в иные деревни ещё лет 30-40 назад и дорог толком не было, и попасть можно было только по воде.

10. А ещё тут стоит якорь в честь 300-летия Военно-морского флота России. Что интересно, оно отмечалось в 1996 году, то есть памятник поставлен уже при независимой Беларуси (но и слово Россия на памятнике не упомянуто). В советское время в Пинске располагался учебный отряд ВМФ СССР, сформированный на базе Днепровской военной флотилии, участвовавшей в освобождении Пинска в 1944 году. Как мне подсказали в комментариях к первой части, это была единственная в Союзе военно-морская часть на суше (ну, можно сказать, на реке), где каждый день поднимали флаг. Расформировали учебный отряд в 1992 году, но, вроде, День ВМФ в городе по-прежнему празднуют. А в наше время в не имеющей выхода к морю Беларуси военного флота нет (зато аббревиатура ДОСААФ сохранилась); есть, правда, узел связи ВМФ России недалеко от Вилейки, но это другая история.

11. Тенистая набережная с каштанами:

12. Дальше она уже более благоустроена:

13. Вновь взглянем на реку. В этом месте Пина сливается с Припятью — главной водной артерией Полесья.

Но почти сразу же их русла расходятся опять, образовывая фигуру в виде буквы К. Это следствие поэтапного искусственного изменения русла Припяти в XVII-XVIII веках. Исторически Припять протекала южнее, но сначала, в XVII веке, её соединили каналом с Пиной (фактически именно он и виден на фото), а в XVIII веке был построен Днепро-Бугский канал, соединивший Пину и Мухавец (то есть, соответственно названию, бассейны Днепра и Западного Буга — Чёрного и Балтийского морей), и для обводнения водной системы русло Припяти окончательно отвели к Пинску. Река Пина же остаётся притоком Ясельды, которая, в свою очередь, впадает в Припять раньше, чем впадала изначально (так как Припять течёт по старому руслу Ясельды). Участок Припяти от Пинска до устья Ясельды — наполовину искусственный, а наполовину протекает по руслу ещё какой-то маленькой речки.

14. У набережной находится мемориал освободителям Пинска. На постаменте стоит бронекатер Днепровской военной флотилии.

15. А чуть выше есть и вечный огонь:

16. Рядом — памятник Воинам-Интернационалистам:

17. К которому прилагается БМД:

18. Сквер с советской скульптурой:

19. У медведицы какие-то странные глаза:

20. За мемориалом ещё есть небольшая площадка с военной техникой. Тут на переднем плане — плавающий танк ПТ-76 и дивизионная пушка Д-44.

21. Чуть поодаль стоит самолёт Су-27:

22. На спортивной площадке рядом занимались дети. На часах было уже пол восьмого.

23. Церковь Рождества Богородицы. Построена несколько лет назад.

24. А вот это выглядит как-то двусмысленно 🙂

25. Стадион. Как видим, погода меняется: небо уже затянуло тучами.

26. Интересное название у улицы. Это в честь 55-й гвардейской стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Иркутске, а наименование "Пинская" получила уже после участия в освобождении Пинска.

27. Улица эта уводит дальше на восток, где переходит в улицу Лунинецкую и в шоссе на город Лунинец. Дальше в ту сторону мы уже не ходили.

28. Тут же находится завод "Пинскдрев", у которого в тот момент уже стояли работники, ожидавшие открытия проходной. Это предприятие довольно известно и за пределами Беларуси. Основная его продукция — мебель, также он производит спички.

29. От "Пинскдрева" мы решили идти обратно в центр города. Из примечательного поблизости — польское здание окружного суда, построенное в 1920-е годы. Ныне там педагогический колледж.

30. Деревянные дома соседствуют с советскими пятиэтажками:

Было уже около восьми часов. Где-то в эти минуты начался дождь. И начался он так, что продолжался весь оставшийся день вплоть до самой ночи, периодически становясь то слабее, то опять сильнее, но не прекращаясь. Как я потом узнаю по архиву погоды, за тот день в Пинске выпало 22 мм осадков, что составляет треть месячной нормы. В общем, по этой причине дальнейший осмотр Пинска был затруднён погодными условиями, и ряд мест в городе мы не посмотрели, и на всех следующих фотографиях в этом посте погода будет дождливой.

31.

32. Многоэтажки совсем близко к старому городу. В Пинске, как уже говорилось, живёт 138 тысяч человек, и это десятый по населению город Беларуси. Так что и по площади он немаленький.

33. Доска объявлений. Как видим, есть даже реклама перевозок в Белосток. Ещё на одной такой доске я видел много рекламы "Работа в Польше", что часто можно увидеть и в Бресте.

34. Один из исторических районов города — бывшее еврейское предместье Каролин. В начале XX века еврейская община Пинска была одной из крупнейших в Российской империи — евреи тогда составляли здесь около 75% населения (27 из 36 тысяч жителей в 1910 году). И как и во всех белорусских городах, большинство из них убили нацисты во время войны. А оставшиеся в основном уехали потом в Израиль.

35. Костёл святого Карла Борромео, построенный в 1782 году. С 1960-х годов и поныне он не действует, и там концертный зал.

36. Ещё один корпус Полесского государственного университета. Жаль, мозаику поближе не снял.

37. А это кафедральный собор святой великомученицы Варвары. Бывший костёл Архангела Михаила ордена бернардинцев 1782 года постройки, переделанный в православный храм после польского восстания 1831 года.

38. Есть и такой интересный ракурс на этот храм:

39. А вот этот дом явно польской межвоенной постройки:

40. Есть в Пинске и интересные сталинские дома. Как я уже упоминал в первой части, Пинск в 1940-54 годах успел побыть областным центром. Поэтому и застраивать его после войны стали в соответствии статусу — пока не упразднили область.

Было уже понятно, что дождь на весь день, и много ходить по городу мы уже вряд ли сможем. Вместе с тем, времени у нас было — вагон и маленькая тележка. Автобус в деревни, куда мы ехали дальше, отправлялся только в 4 часа дня. Пока пошли в кафе на пешеходной улице у костёла (причём пришлось ждать его открытия в 9-00, сидя на стульях под тентом на улице). Там мы, не торопясь, поели, а я ещё и, оказавшись в тёплом помещении и расслабленной обстановке, начал ощущать, как мало спал ночью, и засыпать, сидя за столиком. Посидев там, мы пошли в костёл, который рано утром ещё был закрыт.

41. Улица и костёл теперь выглядят совсем иначе. Уже не розовый рассвет и таинственный туман, а хмурое небо и дождь.

Потом сходили в обувной магазин, где Андрей купил себе кеды, а дальше решили посетить музей Полесья, который находится в уже показанном в первой части Иезуитском коллегиуме, построенном в XVII веке. Ходили по музею долго и вдумчиво — торопиться ведь абсолютно некуда. Музей достаточно неплохой, хотя чего-то сильно выдающегося я не запомнил. Кроме основной экспозиции, посетили ещё и временную выставку живописи. Внутри я не фотографировал.

42. У входа в музей стоит памятник трактору ХТЗ 1940 года:

В музее мы были довольно долго и вышли из него уже почти в час дня. Но времени по-прежнему было много, и даже если бы погода была нормальной, у нас его всё равно был бы немаленький избыток, который мы бы, наверное, потратили на посещение каких-нибудь окраин. Но дождь продолжал лить, и мы решили потихоньку двигаться обратно к вокзалу. Самое интересное в Пинске мы всё равно посмотреть успели.

43. Пешеходная Первомайская улица (старое название, кстати, Санкт-Петербургская). Тут есть немного уездной дореволюционной архитектуры. По сохранности старой застройки Пинск обычно ставят на второе место в Беларуси после Гродно (в котором я пока не был), но надо понимать, что это по меркам Беларуси, которая очень сильно пострадала от войны.

44.

45. А это Свято-Варваринский женский монастырь (к нему же относится собор святой Варвары) и его собор Воскресения Словущего (мы его уже видели ранним утром издалека). Построен он недавно, но внимательный глаз, разбирающийся в советской архитектуре, легко узнает в портике храма… типовой проект кинотеатра архитектоа Зои Брод, очень широко распространённый в городах бывшего СССР.

А дело здесь в том, что монастырь уже был на этом месте раньше, но его снесли в 1950-е годы: надо, кстати, сказать, что масштаб сносов храмов при Хрущёве в Белорусской ССР был выше, чем в других союзных республиках, а по многим историческим свидетельствам, и гонения на религию в Белоруссии были сильнее. На месте снесённого монастыря построили кинотеатр, а в 2000-е годы решили вот так нетривиально возродить монастырь, перестроив сталинский кинотеатр в собор.

46. Ещё немного старых домиков:

47. Тут фасад, увы, испортили вывесками. Яркий пример, как делать не надо.

48. Уже знакомой дорогой, под дождём и по лужам, возвращаемся на вокзал, по пути зайдя в магазин купить провизии. Как уже говорилось, нынешнее здание вокзала построено десять лет назад (а вот автовокзал здесь старый, с интерьером в стиле 80-х).

Мы расположились в многолюдном зале ожидания, вскоре забрав рюкзаки из камеры хранения. Я снова успел поспать, после чего избавился от сонливости, которую до конца дня больше не ощущал. Дождь на улице всё лил, правда, на короткое время перешёл почти что в морось.

49. Пинск хоть и крупный город, но станция здесь небольшая — видимо, потому что не узловая (узел в Лунинце). Через Пинск проходит тепловозная линия Брест — Гомель — Брянск, которую иногда называют Полесской магистралью. На фото вид на запад — в сторону Бреста. Люди на платформе ждут дизель на Брест.

Эту линию построили в конце XIX века в составе так называемых Полесских железных дорог. В Пинск железная дорога пришла в 1882 году из Бреста (вернее, из Жабинки, откуда она начинается непосредственно), спустя два года её продлили до Лунинца, в 1886 году — до Гомеля, а в 1887 — до Брянска. В то же десятилетие были построены и другие ветки Полесских ЖД — в Ровно, Вильно и Белосток.

50. Вокзал:

51. Вид на восток — в сторону Лунинца, Гомеля и, в итоге, Брянска (кстати, пейзажи брянской части Полесской магистрали можете увидеть у здесь и здесь).

52. Ближе к автовокзалу стоит водонапорная башня времён постройки железной дороги. Она довольно необычная — двойная. Такие есть ещё на паре станций между Барановичами и Брестом.

53. За железной дорогой, куда мы не ходили, находятся массивы частного сектора и многоэтажные микрорайоны. Из интересного вдалеке виден собор святого Феодора Тирона. Построен в 2001 году.

Железной дороги у нас в этой поездке уже не будет до самого её конца, то есть до Житковичей. Ближе к четырём часам мы пошли на автовокзал. Ну а вскоре и пришло время ехать дальше. На небольшом автобусе мы час с небольшим ехали до села Овсемирово, которое находится уже в соседнем Столинском районе. За окном по дороге были леса, поля, болота и аисты. В следующем рассказе погрузимся в сельскую среду Полесья.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030