Осмотрев в предыдущем рассказе город Сланцы, теперь прогуляемся немного по ближним его окрестностям с северо-западной стороны. В этот раз увидим сланцевскую "пригородную" деревню Большие Поля, а также одну малоизвестную достопримечательность рядом с ней. В конце я вкратце расскажу о необычной дороге домой в Питер.
3. Через Большие Поля проходит дорога, идущая кружным маршрутам по деревням запада Сланцевского района, и, вроде бы, нумерация домов тут сквозная по всей деревне. Большинство домов — вот такие, на две семьи.
4. В целом всё довольно аккуратно и ухоженно. Деревня достаточно многолюдная. По крайней мере, в жаркий выходной день.
5. И цветёт сирень. Всюду чувствуется её запах.
Из написанного выше следует, что деревня Большие Поля гораздо старше Сланцев. До революции тут был довольно глухоманный Гдовский уезд Санкт-Петербургской губернии (а город Гдов теперь в соседней Псковской области). Эта деревня тогда называлась просто Поля (название Большие Поля, как официальное, фигурирует впервые уже в советское время — видимо, до этого оно было просто разговорным). Здесь проходил почтовый тракт Псков — Гдов — Нарва, и в Полях имелась почтовая станция, а в 1916 году вдоль старого тракта была проложена железная дорога с тем же маршрутом.
6. Из деревни видна текущая внизу река Плюсса. На другом берегу, правее кадра, находится деревня Малые Поля.
7. Вдалеке можно увидеть и город. Хорошо просматривается церковь Серафима Саровского, которую я показывал вблизи.
8. Есть в Полях и вот такие симпатичные избы. Возможно, некоторые построены ещё до войны. Вроде, не вся деревня в войну сгорела.
9. Несколько раз попадались и пятистенные избы. В Ленинградской области они более характерны для восточных районов, тяготеющих к Русскому Северу, но иногда попадаются и на юго-западе.
После революции и отделения Эстонии от России железная дорога на Нарву оказалась прервана государственной границей, и сквозное движение по ней прекратилось. Теперь именно на станции Поля она и заканчивалась. Потом появились Сланцы, к ним от станции Веймарн в 1940 году была построена новая ЖД ветка, связанная со старой мостом через Плюссу, и имеющая разветвлённую сеть подъездных путей по сланцевым шахтам. Станция Поля, оказавшись в ненужном тупике, была закрыта. При этом насыпь бывшей магистрали на Нарву до сих пор сохранилась, и по ней идёт грунтовая дорога. В Больших Полях приблизительно можно определить место бывшей станции, но каких-то напоминаний о ней там не видно — наверное, что-то разобрали, что-то в войну сгорело.
10. А своё название деревня оправдывает. За ней действительно большие поля.
11. И в природном пейзаже ближних окрестностей Сланцев то и дело можно увидеть шахтные и заводские терриконы.
12. А вон вдалеке видны трубы не действующего сланцеперерабатывающего завода, построенного после войны. Дорога, на самом деле, не такая кривая — это издержки зума.
Город построен был с нуля на месте нескольких деревень среди леса и болот. Вот так суровая промышленность неожиданно ворвалась в среду патриархальной русской глубинки. Но окрестные деревни продолжили жить по-прежнему, и, находясь в них, наверное, и не подумаешь о близости шахт с отвалами и рабочего городка с заводскими трубами.
13. Равно как и глядя на местные густые леса:
14. Посмотрев на запад, можно разглядеть вдалеке над лесом ещё две высоких трубы (фото сделано с сильным зумом, тогда как невооружённым глазом они не так заметны). До них по прямой 16 километров, и находятся они уже в Эстонии, что само по себе интересно — увидеть издалека объект, расположенный за границей. Это трубы Балтийской ГРЭС рядом с Нарвой, построенной в начале 1960-х годов, и высота их — 250 метров.
Эта самая электростанция и была основным потребителем добываемых здесь горючих сланцев, но после распада СССР постепенно отказалась от них, перейдя на эстонские сланцы, добываемые в Кохтла-Ярве. Именно это и стало основной причиной полного прекращения добычи в Ленинградской области. По ту стороны границы сланец с переменным успехом добывают и сейчас, хотя и в Эстонии эта отрасль за постсоветские годы сильно деградировала.
15. Немного художественного баловства:
16. А на север от Больших Полей идёт вот такая лесная грунтовка. Это не что иное, как насыпь той самой железной дороги на Нарву. За Полями — уже тот участок, который проработал всего несколько лет, и был разобран после революции. Да, вот тут, где я иду, сто лет назад ходили поезда.
17. А дальше начинается погранзона. До границы с Эстонией отсюда 11 километров на запад. За этим знаком у дороги стоит деревянная будка, но она была заколочена, и на этом посту никого не было. Пограничников я так и не встретил. Только на обратном пути в город видел проехавшую мне навстречу их патрульную машину.
18. А чуть дальше — лесная поляна:
19. А на ней стоит вот такая простенькая деревянная церковь.
Это церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1899 году, и изначально стоявшая не здесь, а в селе Низы примерно в 18 километрах севернее, которое после революции оказалось в Эстонии, что позволило церкви остаться действующей, а в 1950 году, при постройке Нарвской ГЭС, было затоплено водохранилищем. История этой церкви удивительна тем, что её не только не закрыли при советской власти, а ещё и вывезли из зоны затопления на новое место (пусть и в глухой лес), где она все последующие годы действовала.
20. При мне ворота были заперты. Наверное, сейчас церковь открыта только во время служб.
21. Вокруг живописный лес. Хоть пиши картину.
22. А грунтовая дорога уходит дальше на север. Это по-прежнему насыпь бывшей железной дороги, которая шла по почти идеально прямой линии, поскольку строилась во время Первой мировой войны. Через 11 километров на север грунтовка закончится, а бывшая насыпь уйдёт под воду Нарвского водохранилища.
Затем я пошёл обратно в Сланцы, ещё немного прогулявшись по центру, а также съездив в район Большие Лучки на востоке города, который произвёл на меня мрачное впечатление. Об этом я уже писал в рассказе про город. Ближе к вечеру пришло время ехать домой в Питер. Но проблема в том, что последний автобус из Сланцев в Питер уходит в 16-30 (а дизель-поезд, на котором я сюда приехал, и того раньше, и вариант на нём возвращаться я даже не рассматривал). Также есть маршрутки, которые ходят и позже, но я о них справки вовремя не навёл. Решил ехать через Кингисепп — сначала до него на местном пригородном автобусе (более крупный и благополучный Кингисепп отчасти является центром притяжения для Сланцевского района, поэтому и автобусы туда есть), а оттуда в Питер маршрутки точно ходят часто.
23. От Сланцев до Кингисеппа я ехал вот на этом автобусе. Это ПАЗик самой новой модели (320412), оказавшийся очень даже неплохим. Забавно, что у автобуса почему-то номера Брянской области (в сочетании с оформлением, посвящённым Ленинградской). Фото сделано уже в Кингисеппе.
В Кингисеппе я был после восьми вечера, и уже не было понятно, ходят ли ещё маршрутки в Питер. На обычном их месте отправления у бывшей автостанции (оттуда я уезжал в ноябре прошлого года) я ждал примерно полчаса, но маршрутка так и не появилась. И тут я решил доехать совсем уж необычным способом. Я вспомнил, что где-то после девяти вечера здесь проходит поезд Таллин — Петербург — Москва, в котором, к тому же, есть недорогой сидячий вагон. Посмотрел сразу на сайте РЖД — билеты есть, и немало. Пошёл на вокзал и купил билет за 50 минут до отправления, заодно получив в кассе в составе сдачи новую купюру в 200 рублей, которая попалась мне впервые. Отправление поезда в 21-42, прибытие в Питер на Московский вокзал — в 23-54. Очень даже удобно получилось.
24. Пока было время до поезда, я немного прогулялся по Кингисеппу. Здесь я уже был в ноябре 2017 года (часть 1, часть 2), но тогда была пасмурная и промозглая поздняя осень, а сейчас тёплый (почти) летний вечер, и город смотрелся не так хмуро, как тогда.
В этот раз обратил внимание (почему-то не заметил этого в первый приезд) на большое количество в городе людей в форме Таможенной службы (граница близко, хотя на ней находится Ивангород, где я пока не был). Один раз даже видел такую форму вывешенной на балконе одной из пятиэтажек.
25.
26. В половину десятого я пришёл на вокзал.
27. Народу на платформе собралось много. Этот поезд даёт возможность, не утруждая себя пересадками в Питере, за ночь доехать поездом от Кингисеппа до Москвы. И даже в мой сидячий вагон садились пассажиры в основном до столицы (хотя я и не был единственным, кто едет 140 километров от Кингисеппа до Питера).
28. С запада прибывает мой поезд.
29. В голове — питерский тепловоз ТЭП70БС. Здесь электрификации нет, но через 14 километров, в Веймарне, она начнётся. А тепловоз этот цепляют, скорее всего, в Ивангороде или Нарве, так что почти весь свой отрезок на маршруте этого поезда тепловоз его тянет под контактной сетью.
Поезд стоит две минуты, но пассажиров было много, и пока все сели, прошло минут пять. До Петербурга ехать чуть больше двух часов, но в окно я не фотографировал — уже начинало темнеть. Из интересного — маршрут захода на Московский вокзал со стороны Гатчины. Проехав Гатчину, поезд, через станцию Владимирская, зашёл в город через Витебский ход, затем уйдя на Московский вокзал через соединительную линию и станцию Волковская. Это единственный пассажирский поезд, который ходит по этой почти исключительно грузовой перемычке.
30. Сидячий вагон был из новых. Поэтому интерьер его довольно необычен.
31. И вот на часах почти полночь, и я доехал до Питера. Поезд стоит на Московском вокзале больше часа, меняя направление движения, а затем в ночь уезжая в Москву. Это единственный поезд на этом вокзале, для которого он не является конечной станцией.
Дальше — вокзал, вестибюль метро и дорога домой. Так завершилась однодневная и насыщенная поездка в Сланцы.
СЛАНЦЫ — МАЙ 2018:
По железной дорогй от Петербурга до Сланцев. С историей местных железных дорог
Город Сланцы
Ближние окрестности Сланцев