Миоры

Опубликовано 25 мая 2018 года

Миоры — маленький (8 тысяч жителей) городок среди озёр Западной Витебщины, на пути между Полоцком и Браславом (но туристами, несмотря на это, обычно проезжается мимо). Довольно простой провинциальный райцентр, хотя и по-своему интересный. Для нас с Андреем этот город стал последним пунктом трёхдневного путешествия по Западной Витебщине.

В предыдущей части мы дошли пешком по просёлочной дороге от Слободки до Иказни, где сели на автобус Браслав — Витебск. Дорога петляла между озёрами, и через сорок минут, проведённых в забитом до отказа маленьком автобусе, мы вышли на автостанции в Миорах. Автобус через несколько минут поехал дальше в Полоцк и Витебск.

2. Первый взгляд на Миоры был примерно таким. Тихая улица Дзержинского с типовыми позднесоветскими пятиэтажками. А справа видна невзрачная автостанция.

3. Внутри неё — интерьер "а-ля восьмидесятые". И пустынно. Только изредка заходили люди купить какой-нибудь билет, а остальное время было тихо, и откуда-то из служебных помещений слышались голоса кассирш.

4. Расписание автобусов. Миоры исправно сообщаются с Витебском и Минском, а ещё есть даже международные рейсы в Даугавпилс.

5. У нас были тяжёлые рюкзаки, и, за отсутствием камеры хранения, кассирша разрешила нам оставить их у неё в комнате. У двери в неё находится загадочное хранилище маршрутных досок автобусов.

6. Выходим в город. Рядом с автостанцией стоит маленькая церковь, построенная в 1990-е годы (фото сделано вечером).

7. Кроме того, поблизости находится ещё более тихий и пустынный железнодорожный вокзал, с которого мы вечером уезжали обратно ночным поездом (я в Минск, а Андрей в Витебск). На самом деле, до обоих городов можно быстрее добраться автобусами, но мы особые любители железных дорог. К тому же, малодеятельные железные дороги Западной Витебщины для нас были отдельной целью.

8. Это уже знакомая нам тупиковая ветка Воропаево — Друя, построенная поляками в 1933 году. Её мы видели в начальном пункте и в Шарковщине. В кадре — вид в сторону Друи, куда мы так и не доехали, поскольку получить пропуск в погранзону у меня не выгорело. Фото сделано уже вечером, перед прибытием поезда (он даже виден вдалеке). Собственно, одним поездом до Друи, из двух прицепных вагонов (минского и витебского), всё пассажирское сообщение здесь и исчерпывается. Пригородных поездов нет.

9. Интерьер вокзала. В отличие от автостанции, выглядит современно (даром, что значение железной дороги здесь гораздо ниже). Виден стенд с информацией на тему близлежащей границы и погранзоны. До тупиковой станции Друя у границы с Латвией отсюда всего 20 километров.

10. Ещё один стенд. Забавно, что заголовок на белорусском языке, а всё остальное на русском.

11. Было ещё несколько часов до поезда, и купить билеты на него мы решили заранее, прежде, чем идти гулять по городу. Сюрпризом стало то, что станция Миоры не подключена к электронной системе "Экспресс", и билеты кассир здесь выписывает от руки на бланке, перед этим позвонив по телефону диспетчеру. На станции Друя такая же система. На Российских железных дорогах такое ещё недавно было на некоторых станциях тепловозной магистрали Москва — Великие Луки — Рига; не знаю, осталось ли сейчас.

12. Итак, билеты на обратный путь куплены, и на вокзал мы вернёмся уже к поезду. А теперь отправляемся в город. Привокзальная местность выглядит примерно так.

13. А ещё тут есть улица с вот таким чудным названием. Историю Миор сейчас отсчитывают с 1514 года, но видимо, в советское время за основу брали какую-то другую дату.

Белорусское название городка — Мёры, и местные бабушки, садясь в автобус, и оплачивая проезд водителю, говорили "Да Мёраў". Нынешний русский вариант появился от неверного прочтения польского написания Miory (которое, на самом деле, тоже произносится как "Мёры") — точно такая же история произошла с посёлком Лиозно недалеко от Витебска. Особенно интересно, что такой "искажённый" вариант вторично перешёл в белорусский язык, и долгое время официальным белорусским названием было Мiёры (причём его можно увидеть на трёх фотографиях выше, так как заменили его недавно). Происхождение названия предположительно финно-угорское. Долгое время Миоры были местечком. В Российской империи входили в состав Дисненского уезда Виленской губернии. А статус города Миоры получили уже довольно-таки недавно — в 1972 году. Население города сейчас составляет 8 тысяч жителей.

14. Пятиэтажные дома в городе есть, вроде, только позднесоветских времён (и ещё немного новых). Да и их только небольшой квартал на улице Дзержинского.

15. Миорский райисполком:

16. Идём дальше. В Миорах есть и такая экзотика для столь маленького города, как пешеходная улица. Роль таковой выполняет короткий отрезок улицы Дзержинского. Там же мы пообедали в столовой, где кроме нас, больше почти никого не было.

17.

18. Вид обратно. Вдалеке виден ЖД вокзал.

19. Детский сад. Мельница прилагается.

Всё довольно аккуратно и чисто. Хотя в то же время и бедность тут заметна — Миорский район, по статистике, один из самых бедных в Беларуси, и по зарплатам занимает второе место с конца после соседнего Шарковщинского. Пожалуй, больше всего городок напомнил мне райцентры Псковской области.

20.

21. Пешеходная улица приводит на центральную площадь города. Слева стоит типовой сталинский дом культуры (пересветил фото, к сожалению), справа какое-то административное здание.

22. Рядом нходится сквер с братской могилой погибших здесь в войну красноармейцев. Миоры находились в нацистской оккупации с 5 июля 1941 по 4 июля 1944 года.

23. А ещё есть городская (или районная) доска почёта:

24. Отсюда выходим на набережную Миорского озера. И перед нами предстаёт костёл Вознесения Девы Марии — главная достопримечательность города. Отчасти, Миоры — город одной достопримечательности (как, например, Приморск в Ленинградской области).

25. Забавные моменты местной жизни. На набережной сушат грабли, и внешне похоже, как будто они используются вместо удочек.

26. А вот у кого-то в окне игрушечный домик. Может быть, это даже ночной светильник.

27. Какое-то сталинское здание на набережной. Не помню, что там.

28. На полуострове в озере находится городской парк. Туда мы тоже скоро дойдём.

29. Костёл Вознесения Девы Марии. Он построен в 1905-1907 годах, в стиле неоготики (но при этом по-простому, без изысков). Выглядит, в общем, достаточно красиво.

30. Боковой фасад:

31. Территория костёла. Справа можно увидеть памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (у белорусских костёлов памятники ему встречаются часто).

32. Здание рядом. Явно дореволюционной постройки — скорее всего, одного времени с костёлом. Может быть, изначально это был какой-нибудь дом причта.

33. Объявление на входе в костёл. Такой вот церковный юмор (я, кстати, встречал такое и на православных церквях в России).

34. Бросаем последний взгляд на храм:

35. И идём в парк на полуострове. За озером, кстати, территория города уже заканчивается. В парке в тёплый летний день было довольно многолюдно. Тут тенистые аллеи, скамейки, детские площадки. В общем, всё, что нужно для прогулки.

36. Ещё есть летняя сцена. Видимо, здесь разные праздничные мероприятия проводятся.

37.

38. В конце парка есть пляж на озере:

39. Парк, пляж, в озере тёплая вода. Разумеется, и купающихся немало. На другом берегу видна набережная.

Прогулявшись по парку, и отдохнув там на скамейке, мы пошли обратно. Снова мимо костёла, по набережной, через главную площадь. На пути обратно к вокзалу мы посмотрели ещё несколько мест в городе.

40. В стороне от улицы Дзержинского с её пятиэтажками большая часть Миор выглядит, на самом деле, примерно так:

41. Кирпичный дом дореволюционной постройки. Из той эпохи, когда Миоры были местечком.

42. На одном из фасадов нашлась вот такая рукописная табличка. Район был основан в 1940 году, после присоединения Западной Белоруссии (включая Миоры) к СССР. Так что этот юбилей был в 2015.

43. Ещё попадалось вот такое. Не знаю, о том же самом ли юбилее идёт речь.

44. Позднесоветское здание, включающее почтамт и детскую библиотеку:

45. Здесь же находится площадь Павших Бойцов (необычное название, однако) с мемориалом Великой Отечественной войне.

46. Рядом есть ещё мемориал Воинам-интернационалистам с БМД-1 и миниатюрной часовенкой.

47. Идём дальше:

48. Школа:

49. А большинство застройки города — это частный сектор. И дороги зачастую без асфальта. Есть, правда, ещё квартал новых домов ближе к северному краю города, но туда мы не доходили.

Вечерело. До поезда время ещё было, но город мы более-менее осмотрели, да и успели к тому времени устать от длительной (в течение всего дня) пешей ходьбы, и поэтому пошли обратно на вокзал. Сначала забрали рюкзаки на автостанции, посидели там в зале ожидания, а потом перебрались к железной дороге.

50. На станции вечером стояла автомотриса АС1А, которая из-за маленького размера ассоциируется с узкоколейками. На фото — вид в сторону Воропаево и всей остальной железнодорожной сети.

51. А в половине девятого вечера, когда на платформе собралось небольшое количество людей, раздался гудок, и на второй путь прибыл наш поезд — тепловоз М62 и два плацкартных вагона: первый в Витебск, а второй в Минск. При этом в минский вагон садилось гораздо больше пассажиров (видимо, потому что туда ещё есть смысл на поезде ехать, а до Витебска всяко проще и быстрее на автобусе, поскольку по железной дороге туда слишком большой крюк выходит).

С Андреем мы сели в разные вагоны (поскольку он ехал в Витебск, а я в Минск). И поезд поехал по этой малодеятельной ветке. Об истории местных железных дорог я уже рассказывал здесь, а о комбинации движения прицепных вагонов — здесь. На обратном пути всё зеркально: в Воропаево наш поезд забирает прицепной вагон Лынтупы — Витебск, а ночью в Крулевщизне вагоны расцепляют к встречным поездам Минск — Витебск и Витебск — Минск. Самое интересное, что минский вагон на своём пути длиной чуть больше трёхсот километров аж три раза меняет направление движения (Воропаево, Крулевщизна и Молодечно).

52. Какое-то из озёр по пути:

И короткое видео из окна поезда:

Я ещё успел увидеть знакомые по первому дню Шарковщину и Воропаево. А потом лёг спать и даже не слышал перецепку вагона ночью в Крулевщизне. Ранним утром пасмурной погодой меня встретил Минск, казавшийся после поездки по витебской глубинке огромным мегаполисом. Так завершилось августовское путешествие на Западную Витебщину, рассказ о котором я на этом завершаю.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава
Слободка и Иказнь
Миоры

Добавить комментарий