На пути из Иркутска в курортную байкальскую Листвянку находится музей "Тальцы" — своё название он получил от близлежащей деревни у берега Ангары. Это довольно типичный такой музей для своей категории: под открытым небом здесь собраны разные постройки, свезённые сюда из разных мест области, с частичным воссозданием цельной сельской застройки. Примерно как вологодское "Семёнково", архангельские "Малые Корелы", и некоторые другие. У музея "Тальцы" очень удобное расположение: рядом проходит Байкальский тракт, который ведёт из Иркутска в Листвянку — самое, пожалуй, популярное место на байкальском побережье. Поэтому народ обычно мимо не проезжает. Я же, напротив, ехал обратно в Иркутск из Листвянки, поскольку возвращался в него по круговому маршруту, через Слюдянку и Кругобайкальскую ЖД.
2. Попасть в Тальцы легко. Маршрутки по Байкальскому тракту между Иркутском и Листвянкой ходят, кажется, каждые полчаса. Сам по себе Байкальский тракт очень живописен из-за своей холмистости: он проходит по отрогам Приморского хребта, вдоль дороги — таёжный лес, а где-то рядом течёт Ангара, которую из окна маршрутки периодически становится видно. Местами уклоны на дороге очень крутые, и при подъёмах даже закладывает уши. Ну и стоит ли говорить, что порой даже чаще пассажирских маршруток на шоссе можно увидеть туристические автобусы.
3. Итак, начнём осмотр музея. Билет в него сейчас стоит 150 рублей (фотосъёмка — за отдельную плату, хотя по факту никто этого не проверяет). Миновав входные ворота, попадаем в такую берёзовую рощу. Территория музея довольно большая (67 га), и все экспонаты вписаны в частично сохранённую природу. Основан музей был в 1969 году, и с тех пор в разные годы пополнялся, и продолжает расширяться и сейчас.
4. Большинство экспонатов — это, конечно, постройки из русских сёл Приангарья. Но маршрут осмотра проложен так, что сперва мы видим культуру народов, живших в этих краях ещё до прихода русских. Здесь перед нами — летнее эвенкийское стойбище.
Хоть и эвенки (они же тунгусы) больше ассоциируются с Красноярским краем, где есть Эвенкийский район (который в прошлом был целым автономным округом), но живут они и в Иркутской области (а также и в Бурятии, Якутии, Амурской области) — в северных её районах, в основном, в бассейнах Лены и Подкаменной Тунгуски. И многие топонимы тех мест, вроде Бодайбо и Ербогачён, происходят именно из их языка.
5. Чум под ветвями берёз. Поскольку традиционно эвенки живут в тайге, то здесь деревья и не вырубили.
6. По соседству с ним — навес для хранения лодок, вёсел и рыболовных сетей. Очень похожие я видел в ханты-мансийском музее "Торум Маа".
7. А это, скорее всего, укрытие от непогоды во время охоты. Сложено из жердей и древесной коры.
8. Рядом ещё есть стойбище тофаларов — ещё одного восточно-сибирского народа. Они живут южнее — в Нижнеудинском районе, через который даже проходит Транссиб; но при этом их селения расположены в стороне от него, в предгорьях Саян, и в ту часть района нету дорог — попасть можно только на вертолёте. Тофаларов осталось очень мало — по данным 2010 года, их около 800 человек. Самое забавное, что, по данным 2001 года, аж 18 тофаларов проживало на Украине — аж интересно, кто эти люди.
9. Таёжная охотничья избушка:
10. От стойбищ жителей тайги переходим к русскому деревянному зодчеству, которое и занимает большинство экспозиции музея. Перед нами — каскад водяных мельниц рубежа 19 и 20 веков из села Владимировка под Братском, затопленного Братским водохранилищем.
11. В музейном антураже мельницы уже не действуют (нету здесь ручья), но стоят по склону, как и стояли в естественной среде. Вдалеке внизу видна Ангара.
12. В английском переводе позабавило слово "The selo". Жаль, что нигде не увидел "The derevnya".
13. Ангара. Территория музея выходит прямо к берегу реки, и на неё очень красивые виды. Но ширина её здесь больше естественной, так как это Иркутское водохранилище. Если оказаться здесь в первой половине XX века, то река была бы заметно меньше, а по другому берегу проходила бы Транссибирская магистраль.
Между прочим, именно строительство каскада ГЭС на Ангаре и стимулировало создание этого музея. Многие постройки, находящиеся в нём (включая уже показанные мельницы), вывезены из зоны затопления Братского и Усть-Илимского водохранилищ, образованных в 1960-е и 70-е годы соответственно.
14. А эта часть музея называется "волостное село". Тут, в общем-то, всё понятно. Воссоздана обстановка крупного восточно-сибирского села, где избы и заборы выстроены в одну линию. Кое-где можно такое увидеть и в наше время. Хотя с сельской метсностью Иркутской области я познакомился мало.
15. Ворота открыты, зайдём во двор (этот же дом, кстати, виден на заглавном кадре). Крыша у дома четырёхскатная: такие и сейчас в Сибири (в том числе и в Западной) очень распространенны.
16. Вид поближе:
17. Во дворе сокрыто многое, чего не увидишь, проходя мимо по улице. Как ни странно, в Сибири, несмотря на холодную зиму, не прижились огромные избы северного типа, когда жилая и хозяйственная части объединены в одном здании. Здесь хозяйственные постройки находятся во дворе. Хотя вообще у Сибири много общего с Русским Севером — например, расположение сёл преимущественно вдоль рек. Но многое поменялось с постройкой Транссиба.
18. Здесь много чего. Телеги, бочки, рыболовные сети.
19. А тут звериные шкуры висят. Выглядит всё очень добротно, и наводит на мысли о зажиточности хозяев дома. Что вообще не было редкостью в Сибири, где крестьяне, в целом, были богаче, чем в европейской части страны.
20. Вид этого же двора сзади. Двор окружает заплот — бревенчатый забор. Постройка слева — вероятно, баня.
21. По соседству с этой крестьянской усадьбой есть ещё хлебный амбар. Стоит он специально на ножках — чтобы грызуны не пробрались.
22. Вернёмся к волостному селу:
23. Волостное правление. То, что в советское время называлось бы сельсоветом, а сейчас — администрацией сельского поселения.
24. Внутри воссоздали кабинет волостного старшины. Или кого-то ещё из местных чиновников.
25. Двор волостного правления. Под навесом — телеги, сани, оглобли, и многое другое.
26. Во дворе правления есть одна каменная постройка. Это каталажка, то есть сельская тюрьма, или аналог современого КПЗ. Кандалы на переднем плане — оттуда же.
27. Ещё рядом с волостным правлением есть церковно-приходская школа 19 века. Снаружи я её заснять забыл, поэтому только интерьер.
Эта школа привезена сюда из села Кеуль недалеко от Усть-Илимска. Ныне это село затоплено, но, между прочим, не в советское время, а совсем недавно — в 2013 году, после постройки Богучанской ГЭС.
28. В экспозиции школы неожиданно нашёлся белорусский привет. В виде уже советских тетрадей, сделанных в городе Добруше Гомельской области где-то в 1920-х годах.
29. Идём дальше. Самый, наверное, яркий ансамбль этого музея — Илимский острог. Это бывший город Илимск (не путать с Усть-Илимском), основанный в 1630 году, и затопленный Усть-Илимским водохранилищем в 1975. Сюда привезли Спасскую башню 1647 года — это которая слева. Другие две башни и деревянный частокол острога — это уже новодел. В Спасской башне сейчас небольшая экспозиция археологических находок Илимского острога.
30.
31. Ещё одна постройка из Илимского острога — Казанская церковь 1679 года. Справа, кстати, видна церковно-приходская школа.
32. Следующий ансамбль — деревня-малодворка, то есть обычный населённый пункт, который не был центром волости. Впереди видна Свято-Троицкая церковь (1914 год) из деревни Дядино, которая и сейчас существует: она находится на реке Лене в её верхнем течении.
33. Ещё одна крестьянская изба. Обратите внимание на отверстия в срубе — это указывает на то, что дом топился по-чёрному. Судя по виду дома, его хозяева были небогатыми.
34. Двор. Всё уже знакомо: заплот, навес, под которым хранится различный скарб. Тут же и поленница.
35. Крыльцо амбара. Он, опять же, приподнят над землёй.
36. А вот эта табличка вызвала улыбку у меня, как музеолога по образованию. Не захотели использовать широко известное слово "экспонат", а вместо этого — специализированный термин "Музейный объект", значение которого большинство посетителей не знает.
37. Интерьер избы:
38. В музее в тот день было весьма многолюдно. Как уже говорилось, с точки зрения туристических потоков он расположен очень удобно. Есть в центре музея и кафе, которое для соответствия антуражу названо трактиром. В нём я пообедал, а за соседним столом в тот момент сидела компания поляков, которых я потом встретил в музее ещё несколько раз (и слышал, как они уже по-русски говорили с работниками музея). Иностранцы здесь не редкость.
39. Есть здесь и несколько сувенирных магазинов. Вот один из них в очередной избе.
40. Деревня-малодворка с другой стороны:
41.
42. Изба Якова Непомилуева (19 век) из затопленной деревни Гарманка недалеко от Братска:
43. А вот этот дом сюда привезли из Иркутска. Сейчас он на реставрации, и поэтому верх частично разобран.
44. Чуть дальше находится часть музея, посвящённая бурятам, которые живут, в том числе, и совсем рядом с Иркутском. Перед нами — летний бурятский улус, состоящий из деревянных юрт. Если точнее, то это, по сути, обычная рубленная изба, но в форме юрты — как напоминание о кочевом прошлом. На зиму буряты перебирались в избы. Сейчас, впрочем, живут в избах круглый год (не знаю, остались ли где ещё у бурят юрты).
45. Взглянем ещё раз на Ангару. Невысокие горы на другом берегу — это Олхинское плато.
О музее на этом всё. Как уже говорилось, он продолжает развиваться, и в будущем планируется создать в нём и Ленский сектор, и зимний бурятский улус. Так что, пожелаем музею успехов в этом деле.
46. А я возвращаюсь на шоссе. Это уже вид в сторону Иркутска. Что интересно, эту дорогу построили в 1960 году, к так и не состоявшемуся визиту на Байкал президента США Дуайта Эйзенхауэра.
Сев в маршрутку, я уехал в Иркутск. Таким образом замкнув круг Иркутск — Слюдянка — КБЖД — Листвянка — Тальцы — Иркутск. Я снова заселился в тот же хостел в центре города, где переночевал две ночи, устроив себе один день отдыха (это бывает нужно в длительных поездках), когда просто гулял по городу и почти не фотографировал. А после этого я снова поехал на Байкал, но теперь уже на Ольхон, заехав по пути в посёлок Усть-Ордынский — бывший центр Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Так что — продолжение следует.