Сельское Полесье. Овсемирово и Тырвовичи

Опубликовано 5 октября 2019 года

Ознакомившись с городом Пинском, столицей Западного Полесья, отправимся теперь в полесские сёла. Они живописны и довольно своеобразны, как и весь здешний край. Деревянные хаты, старые церкви, аисты, а где-то поблизости — болота и реки. Мы с Андреем выехали из Пинска и отправились дальше на восток, в сторону города Столин. Вечером первого и утром второго дня путешествия по Полесью мы посетили две деревни (как мне показалось, тут в ходу слова и "село", и "деревня") — Овсемирово и Тырвовичи, и ночевали в поле у дороги между ними.

Автобус Пинск — Овсемирово отправлялся в 16-00. С самого утра шёл дождь, от которого и в Пинске нам приходилось прятаться то в музее, то на вокзале. Впрочем, на автобусе мы ехали почти полтора часа (он ехал медленно — расстояние всего 45 километров), и дождь нам пока помешать не мог.

2. Вот и Овсемирово. Этот зелёный автобус и привёз нас сюда. К его прибытию в центре деревни происходит явное оживление. Кто-то домой приехал, кто-то, может быть, в гости из города. Ну а мы — два человека с большими рюкзаками, направляемся куда-то в поле.

3. Первое знакомство с Овсемирово было примерно таким. Но подробный осмотр деревни мы решили отложить на завтрашнее утро, поскольку дождь продолжает идти и прекращаться пока не планирует. Была бы погода получше — может быть, мы бы и не только две деревни посмотрели, а сходили бы и, например, в Рухчу или Вуйвичи.

Но раз уж такая погода, мы решили, хоть и на часах ещё нет и шести вечера, идти искать место для стоянки и ставить палатки. В конце концов, и день для нас начался сегодня в четыре часа. Пошли по просёлочной дороге в сторону Тырвовичей. Дождь всё накрапывал и стал уже привычным.

4. Пройдя с километр от деревни, встали мы в итоге вот тут. Это уже утреннее фото — видны характерные следы в виде примятой травы.

Как только мы выбрали место и начали располагаться, дождь предательски усилился. Наверное, ещё ни разу я не устанавливал палатку настолько быстро, как в этот раз 🙂 Хотелось побыстрее туда всё побросать и залезть внутрь, чтобы спастись от дождя. В такой спешке я пренебрёг установкой растяжек с колышками для ветроустойчивости, и это мне потом аукнулось: часа через два, когда дождь уже заметно ослаб, не на шутку разошёлся ветер. Несколько порывов сбивали с земли одну дугу палатки, из-за чего пришлось её поправлять. А не будь меня в тот момент внутри, палатку бы наверняка опрокинуло. Хотя вообще-то она ветроустойчивая, но колышки ставить всё-таки надо. Из палаток мы вечером уже не выходили. Дождь закончился только к ночи, когда мы, вероятно, оба уже заснули, встав потом после семи часов утра.

5. Было пасмурно и пока что прохладно, но дождя наконец-то не было (и вообще в этой поездке его больше не было). Палатки у нас, конечно, были мокрые, и их пришлось в таком виде укладывать в рюкзаки, но это дело обычное.

6. Собравшись потихоньку, мы наконец отправились смотреть деревни. Сначала идём в Тырвовичи — вон они уже за лугом видны.

Овсемирово находится в Столинском районе, а Тырвовичи в Пинском (причём судя по карте, мы ночевали ровно на границе районов). В Тырвовичи тоже ходит автобус из Пинска, но не каждый день, и идёт он другой дорогой. Две соседние деревни связывает узкая полевая грунтовка. по которой явно ездят редко.

7. В Тырвовичах издалека видна церковь. К ней мы ещё подойдём поближе.

8. Полесские хаты под раскидистыми дубами и берёзами. Живописная деревня.

9. Главная улица деревни. И магазин стоит. Народу почти не видно, в деревне тихо. Пару раз с нами собаки знакомились, да ещё бабушки выглядывали из хат, полюбопытствовать о нашей сущности.

Полесье раньше было достаточно глухим краем. Из-за большого количества болот было мало дорог, во время войны родные болота и леса были надёжным укрытием для партизан, а у жителей Полесья сложилась несколько особая идентичность. Некоторое количество деревень и в наше время находится в болотной глуши, но в такие места мы уже не добирались. Впрочем, самобытность чувствуется и здесь.

10.

11. В Полесье, помимо традиционных для Беларуси жёлто-зелёной и жёлто-синей расцветок деревенских домов, часто встречается ещё и тёмно-оранжевая.

12. На деревянном столбе аисты свили гнездо (впрочем, самих аистов мы не видели). В Беларуси их можно увидеть часто, но в Полесье — особенно. В иных деревнях они могут быть почти на каждом столбе. А ещё у дома деревянный крест стоит, обвязанный цветными ленточками — таких мы тоже увидим ещё много.

А ещё у местных жителей весьма выразительный говор, который я впервые услышал ещё вчера утром, от бабушек в очереди в кассу на пинском автовокзале. Лингвисты иногда относят западно-полесский диалект не к белорусскому языку, а к украинскому. И не без оснований, поскольку фонетически он куда больше похож именно на него. До границы с Украиной отсюда по прямой всего 15 километров, и ареал говоров общий с Волынью. Иной раз я прислушивался к речи местных жителей и думал "Да они же, считай, по-украински говорят". Например, в Тырвовичах у одной бабушки, которая выглянула из хаты, спросили, что было в заброшенном доме напротив неё (из-за висящей на нём затёртой таблички мы приняли его за бывший магазин). Она ответила: "А ничого нэ було… Хата, в ний люды жилы. А таблычка — там вэтэран жив. А тэпэр нэма його, вин вже помэр давно. Деревня раней бильше була. А тэпэр… ну може, шестьдесят пять чоловик тут живе, и в лито з города на дачу прийизжають".

13. Дом со ставнями:

Кстати, и фамилий на юге Брестской области много таких же, как на украинской Волыни — с окончаниями "-ук", "-юк". Но считают себя местные жители именно белорусами, и родным языком называют белорусский (впрочем, соотношение количества белорусскоязычных людей в переписи населения Беларуси (которая как раз сейчас проводится) с реальным их количеством — разговор отдельный). Однако Полесье могло в своё время и стать частью Украины: во время гражданской войны эти земли больше года были под контролем УНР, но потом их отбили красные, а затем и вовсе их завоевала Польша. А после присоединения к СССР западных Белоруссии и Украины в 1939 году обсуждался вариант отдать Западное Полесье в состав Украинской ССР, что, в частности, предлагал сделать Хрущёв. Наверное, украинские националисты фантомные боли о Пинском Полесье испытывают до сих пор 🙂

14.

А ещё существовали попытки выделить на основе местного диалекта отдельный полесский язык, на котором в 1907 году в Пинске издали букварь (но тогда дело дальше не пошло), а в конце 80-х и начале 90-х в Бресте издавали газету. Но в итоге развития в качестве отдельного литературного языка западно-полесский диалект не получил (впрочем, его и белорусский язык-то получил весьма относительно). Иногда этот диалект называют микроязыком.

15. В Тырвовичах есть Покровская деревянная церковь. Простая и скромная. Лет ей много: по разным сведениям, она построена либо в XVIII веке, либо в середине XIX. Стоит в окружении крепких сосен.

Таких церквей в Полесье много. А в этом треугольнике "Пинск — Столин — Лунинец" — вообще почти в каждой деревне такая есть. Они не такие впечатляющие, как деревянные церкви Русского Севера, но всё же цепляют чем-то. Все они обшиты досками и покрашены в синий или голубой цвет — так исторически сложилась традиция. Такое вот белорусское деревянное зодчество.

16.

17.

18. Ещё одна особенность полесских хат — у многих под крышей резьба с узором в виде солнца. Таких домов мы ещё много увидим.

19. Колодцы-журавли у чьих-то домов:

20. А тут жили когда-то раньше. Хаты уже нет, видны остатки сараев и садовые деревья.

21. Деревня закончилась. Грунтовка уводит дальше, к сосновому лесу.

22. Посмотрев Тырвовичи, возвращаемся назад и теперь идём в Овсемирово, немного уже знакомое нам по вчерашнему дождливому вечеру. В поле у Тырвовичей стоял конь.

23. Дошли до Овсемирово — между деревнями километра два. Крайняя хата заброшена.

24. Тут часть домов стоит вдоль улицы "ёлочкой" — как это часто бывает в Западной Беларуси. И, кстати, снова гнездо аистов на столбе.

25.

26. Слева видна хата с черепичной крышей (не знаю, правда, из какого материала). Да, такое здесь ещё можно увидеть, но уже редко, и почти только на заброшенных домах.

27. Многие дома просто из брёвен, не покрашенные, но при этом наличники у них покрашены в голубой цвет. А ещё — снова видны кресты с ленточками.

28. Поклонный крест в центре деревни. Если в других областях Беларуси я видел на них только светлые рушники (здесь тоже такой есть на иконе), то специфически полесская особенность — вот такие цветные ленты, которые иногда ещё и привязывают к ограде. Выглядит необычно.

29. А дальше мы видим, что такие кресты стоят у многих домов во дворах.

30.

31. Иной раз их можно увидеть сразу несколько одновременно, как тут. Вообще сложилось впечатление, что народ в этих местах довольно религиозный, что в целом для Западной Беларуси более характерно, чем для Восточной.

32. Снова хата с черепицей. А на заднем плане сарай с крышей из соломы! Вот такого я не видел раньше ещё нигде.

33. Овсемирово покрупнее Тырвовичей. Тут и школа есть.

34. Пройдя через всю деревню, мы дошли до кладбища. Оно без деревьев, что с недавнего времени почему-то распространено в Западной Беларуси. Но в глаза бросается другое: тут и к надгробиям привязаны цветные ленточки! Из-за этого кладбище приобретает необычайно пёстрый вид.

35. Здесь тоже есть синяя деревянная церковь — Архангела Михаила, построена в XIX веке.

Церковь была открыта, и мы увидели её и изнутри, заодно поговорив немного с работницей храма, женщиной лет 60-ти. Нам она немного рассказала историю этой церкви, а заодно и о местной жизни, посетовав, что одни старики в деревне остаются, а молодёжь уезжает в города; заодно мне она сказала, что "и в Питере люди из нашей деревни есть".

36. Довольно неожиданно, но кроме православной церкви, в Овсемирово есть ещё и община адвентистов седьмого дня. Вот это их молитвенный дом.

37. Окраина Овсемирово. Хата и колодец-журавль.

38. Это, видимо, колхоз:

39. И овцы:

Наконец, прощаемся с деревней. Теперь нам дорога дальше — в районный центр Столин. Но прежде того, нам надо дойти пешком до дороги Пинск — Столин, по которой идёт автобус. От Овсемирово дотуда 6 километров, и идти нам пришлось быстрым шагом, поскольку время до автобуса уже поджимало.

40. Леса Полесья. Вчера мы ехали тут на автобусе.

Последние километра три мы подъехали автостопом. Машин здесь мало, но на нашу удачу первая же остановилась. За рулём был мужчина лет 55-ти и с ним мальчик (видимо, внук). Пока ехали, чуть-чуть побеседовали.

41. Вот и "большая дорога". Это вид обратно — в сторону Пинска. Виден поворот на Овсемирово, а левее находится деревня Колодное, но в неё мы не ходили.

42. И вид в сторону Столина. На автобусной остановке справа мы провели где-то полчаса. Раз повезло с автостопом, то теперь торопиться некуда. Немного и отдохнули заодно.

А потом приехал микроавтобус Брест — Ольшаны. И достаточно быстро мы на нём домчали 27 километров до маленького города Столина. Именно о нём я расскажу в следующий раз.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030