В первой части рассказа про зимний Минск я показывал места, где и раньше бывал многократно. Теперь же — немного прежде незнакомых мне мест. В этом посте — окрестности станции метро "Партизанская" с типовой советской застройкой, а также расположенная недалеко от вокзала улица Октябрьская со старой промзоной и довольно интересным стрит-артом.
2. Начнём с метро "Партизанская". Это юго-восток Минска, в городском административном делении выраженный как Заводской район: именно в нём расположено большинство крупных промышленных предприятий белорусской столицы. На фото — Партизанский проспект, главная транспортная ось района. Это рядом с метро, вид в сторону центра города.
3. Улица Плеханова и минский трамвай. Вообще надо сказать, что в Минске трамвайная сеть очень куцая, в противовес хорошо развитой троллейбусной. По сути, одна осевая линия с двумя ответвлениями, и всё. Причём заметные сокращения она претерпела ещё в советские годы. Но курсируют трамваи исправно: вот, в один кадр аж четыре попало.
4. Двухэтажные сталинки на улице Плеханова. Этот небольшой микрорайон в народе носит название "Шарики": это соцгород Минского шарикоподшипникового завода (он остался у меня за спиной, и я не доходил до него), основанного в 1948 году. В общем, это такая "уменьшенная версия" Тракторограда — жилого района тракторного завода, который расположен по соседству.
5. Улица Корицкого с перспективой на школу:
6. Тут, разумеется, всё намного скромнее, чем в парадном сталинском центре Минска.
7. Во дворах люди практикуют зимнюю сушку белья 🙂
8. А у кого-то велосипед рядом с подъездом:
9. Вид на улицу в створе. Даже в столь скромной застройке законы архитектурной симметрии соблюдены.
10. А смотрит на эту улицу кинотеатр "Комсомолец". Это типовой проект.
11. Улица Жилуновича (названа в честь белорусского советского писателя). Здесь дома посолиднее.
12. А тут довольно интересные лоджии у домов:
13. Возвращаюсь на улицу Плеханова. Она после уютного соцгорода приводит в Серебрянку — сферический в вакууме минский спальный район, по которому можно изучать местные серии типовых домов. Серебрянка разделена на микрорайоны с номерами (самый интересный, вроде, Серебрянка-9 с полукруглыми домами, но туда я не ходил).
14. При этом в самом начале Серебрянки я увидел необычное — костёл святого Иоанна Крестителя, построенный в начале 2010-х. Довольно оригинальное решение — такой синтез неоготики и хай-тека. Подумалось, что эти мотивы архитектору навеял известный костёл в Гервятах в Гродненской области (но я пока там не был, и сужу только по фотографиям).
15. Серия М-464 — одна из самых массовых серий домов, сходивших с конвейера Минского ДСК. Да и до сих пор дома этой серии в городе строят.
16. Проспект Рокоссовского:
А теперь перенесёмся ближе к центру города. Недалеко от железнодорожного вокзала (только на другой стороне Свислочи) есть улица Октябрьская, проходящая через небольшую старую промзону, которая сложилась здесь ещё в конце XIX и первой половине XX веков, а сейчас своё значение утратила: часть производств отсюда вывели на другие площадки, а несколько заводов закрылось или в разы уменьшило свою мощность. Бывшие заводские помещения теперь заняли всяко-разные арт-пространства и бары, а также офисы и магазины. Такого рода преображение отслуживших своё заводов распространено в европейских городах, встречается и в России. Как видим, до Минска эта мода тоже дошла.
17. Я, правда, был здесь в середине буднего дня (да ещё и зимой), поэтому особой движухи не заметил — напротив, здесь было довольно тихо. Но обилие стрит-арта не заметить невозможно. В этом кадре — конструктивистский корпус станкостроительного завода имени Октябрьской революции (на части территории он по-прежнему работает).
18. Тоже бывшее заводское здание:
19. Снова бывший станкостроительный завод:
20. На Октябрьской, как видно, лежат трамвайные пути. В конце улицы — кольцо. Но трамваи сюда уже не ходят.
21. Без зубра здесь тоже не обошлось. Беларусь всё-таки.
22.
23. Во дворе:
24.
25. Сейчас улица выглядит в основном так. Вроде, есть даже проект сделать её полностью пешеходной.
26.
27. Старопромышленная архитектура. Это здание пока, видимо, пустует.
28. А это уже новодельная стилизация — гостиница, построенная несколько лет назад.
29.
30. В общем, довольно интересный уголок Минска тут сложился. Напоследок ещё — рисунок с природным пейзажем на трансформаторной будке недалеко оттуда.
31. И уже более прозаичный вид. Слева виден ЖД путепровод рядом со станцией Минск-Восточный. Ещё совсем недавно тут можно было увидеть тепловозы ТЭП60.
И на этом пока всё про Минск. Но находясь там в зимний приезд, я совершил две вылазки в область. В следующий раз отправимся в бывший городок, а ныне большую деревню Раков, что недалеко от Минска, с западной стороны.