Железнодорожный район Ульяновска расположен, как и Ленинский, в междуречье Волги и Свияги, но к югу от центра. Как следует из названия, в этом районе находится вокзал и многое другое, что связано с железной дорогой. Это уже почти полностью советский район, выросший на месте прилегавших к городу деревень.
Коль скоро район зовётся Железнодорожным, то я решил для начала показать на карте устройство железных дорог в городе. А оно, как и сама география города, не совсем обычно. Через Ульяновск проходит, пересекая Волгу, не электрифицированная железная дорога Инза — Ульяновск — Бугульма — Чишмы, по которой часть поездов (например, Москва — Челябинск) идёт на восток мимо Самары. Строилась она в несколько этапов: в 1898 году она с запада пришла в Симбирск (это и была первая железная дорога здесь), в 1902 от левого берега Волги стала строиться на восток, и, продлеваясь в несколько этапов, только в 1914 году дошла до станции Чишмы недалеко от Уфы. А в 1916 году открылся уже показанный мной Императорский мост через Волгу, который сделал эту дорогу сквозной. А железнодорожный узел в Ульяновске образовался уже во время Великой Отечественной войны: в 1942 году была открыта ветка на север, до Казани, а в 1943 — на юг, в Сызрань.
Взглянем на карту. Главный вокзал — станция Ульяновск-Центральный, расположен весьма неудобно, аж в семи километрах от центра. Но первый вокзал был ближе — это станция Ульяновск-1. Она находится в тупиковом аппендиксе, а пути шли дальше, и до постройки моста заканчивались на станции Ульяновск-2 (не выяснил, как она тогда называлась), рядом с речным портом, откуда потом и продолжились на мост. Нынешний вокзал открылся уже в 1970 году, а до этого был станцией Киндяковка. Не очень понятно, почему нельзя было сделать главный вокзал на Ульяновске-2, который гораздо ближе к центру. А ещё в наше время те поезда, которые идут дальше на восток, делают в черте города вторую остановку на станции Верхняя Терраса в Заволжском районе, существенно облегчая жизнь пассажирам оттуда. Но на поезд до Москвы им всё равно приходится долго ехать до главного вокзала (хотя могли бы и сделать конечную за Волгой). Также, как видим, есть станция Ульяновск-3 на Казанском направлении, в Засвияжском районе (я видел её на следующий день), но дальние поезда там не останавливаются, а пригородных в ту сторону вообще нет.
2. Железнодорожный район начинается так. Новая высотка справа находится на показанной в прошлой части улице Минаева. А эта местность называется 4-м микрорайоном.
3. Немного сталинок. На этот стиль Ульяновск на удивление беден.
4. И дальше на юго-запад идёт улица Кирова — главная магистраль района. Трамваи идут по выделенной линии. Застройка разнообразная — и многоэтажки, и частный сектор.
5. Дома серии 111-75, которая наиболее широко распространена в Карелии. В этой же поездке я видел её в Сызрани.
6. Уютные заснеженные дворы среди типовой застройки:
7. Этими дворами я вышел к Старому вокзалу. Это и есть станция Ульяновск-1, расположенная в боковом тупике (отмечено на карте выше). В прошлом — главный вокзал города, остававшийся таковым даже после открытия моста, вплоть до 1970 года: поезда, идущие дальше на восток, всё равно заходили сюда, затем дважды меняя направление движения. Существующее здание вокзала построено уже в начале 1950-х, и напоминает мне вокзал Дно в Псковской области. Станция по-прежнему используется для отстоя вагонов (они немного видны слева), а в здании бывшего вокзала — различные железнодорожные ведомства.
8. Перед вокзалом — пустынная ныне привокзальная площадь, с небольшим ансамблем сталинских домов. А улица по-прежнему называется Железнодорожная.
9. А напротив вокзала — памятник 17-летнему Володе Ульянову. В этом возрасте он покинул Симбирск, поступив в Казанский университет. Но железной дороги в Симбирске тогда ещё не было, так что уезжал он не отсюда.
10. Двор:
11. Посмотрев старый вокзал, я вернулся на улицу Кирова. Трамвайные пути, уходящие влево, ведут к до сих пор действующему кольцу у старого вокзала.
Я дождался трамвая и поехал к главному вокзалу. Улица Кирова дальше переходит в Локомотивную, которая долго идёт вдоль корпусов моторного завода и ряда других предприятий (уже не все из них работают), потом начинается привокзальный микрорайон Киндяковка. Трамвайная линия проходит возле вокзала, а многие проходящие поезда в Ульяновске стоят долго, давая возможность за время стоянки прокатиться на трамвае. Что я и сделал летом 2011 года, проезжая здесь по пути в Челябинскую область. А в этот раз я, как и тогда, вышел из трамвая на улице Инзенской — следующей после вокзала остановке.
12. Улица Инзенская (названа в честь города Инза на западе области), и до безобразия типичные для Ульяновска маршрутки. Кстати, ушлые ульяновские владельцы маршруток, пользуясь тем, что электротранспорт поздно вечером ходит плохо, ещё и ввели отдельный вечерний тариф — после 9 вечера проезд на маршрутках стоит на 2 рубля дороже. Такого я больше нигде не встречал.
13. Маленькая новодельная мечеть среди частного сектора. В Ульяновской области около 12% населения составляют татары, и в городе они довольно заметны (пару раз я слышал татарскую речь).
14. Вторая магистраль района — проспект Гая, который уходит дальше на юг и переходит в шоссе на Сызрань (и я въезжал в Ульяновск именно через эту часть города).
15. Кинотеатр "Современник" (1977). На площади — памятник Гая Дмитриевичу Гаю, в честь которого назван проспект. Это красноармейский полководец, командовавший взятием Симбирска в 1918 году. Странное имя — на самом деле, псевдоним от настоящего армянского имени Гайк Бжишкян. В 1937 году он был расстрелян, а при Хрущёве реабилитирован.
Киндяковка — это бывшая деревня, вошедшая в городскую черту (и частично сохранившаяся в частном секторе). Основанная в начале 18 века, она сначала называлась Винновка, став потом Киндяковкой по фамилии владевших ей дворян Киндяковых. С открытием в 1898 году железной дороги она стала превращаться в пристанционный посёлок, став впоследствии районом железнодорожников (ещё в период работы старого вокзала значительная часть ЖД хозяйства уже была здесь).
16.
17. Сталинский ДК "Киндяковка" — в прошлом ДК Железнодорожников.
18. Улица Державина и типовые двухэтажки:
19. Некоторые из них отремонтированы:
20. Улица выводит к вокзалу:
21. Вокзал построен, как уже сказано, в 1970 году (думаю, понятно, к чему было приурочено его открытие). Недавно он претерпел реконструкцию, и стал выглядеть более современно.
22. Соседнее здание — управление Волго-Камского региона Куйбышевской ЖД:
23. А это фото вокзала до реконструкции — в июле 2011 года:
24. Тогда же. В этот раз я, к сожалению, не посмотрел, сохранили ли эту надпись при реконструкции.
25. Вернёмся в март 2018 года. Интерьер вокзала. На следующий день я два часа сидел здесь поздним вечером в ожидании поезда на Питер.
26. На втором этаже раньше был "Ленинский зал" (видимо, для каких-то торжественных мероприятий), а сейчас — музей истории железных дорог региона (не посещал).
27. Стену украшают панно на тему истории города:
28. А также портреты известных земляков. Вот герои Великой Отечественной войны — Александр Матросов (по одной из версий, он был родом из этих мест, но это не точно) и лётчик Иван Полбин.
29. Семья Ульяновых (будущий Ленин слева). Есть здесь и другие земляки, но всех я не заснял.
30. Боковой фасад вокзала. Фото 2011 года.
31. А это вид за железную дорогу. За путями в низине — река Свияга (а до Волги всего 2 километра, то есть водораздел очень узкий), и дома вдалеке уже в Засвияжском районе.
Упустил я паровоз-памятник недалеко от вокзала (лишь видел его из окна трамвая). Ещё из не посещённого мной здесь есть памятник природы Винновская роща — сохранившийся участок реликтового дубового леса, выходящий к высокому берегу Волги. Но времени туда сходить уже не было, поскольку начинало темнеть. Я поехал обратно в центр.
32. В трамвае. Это старая и ламповая Татра Т3.
В следующей, заключительной части рассказа об Ульяновске отправимся в Засвияжский район. Правда, посмотрел я лишь половину его — жилой район Ульяновского автомобильного завода.