Осмотрев в прошлой части Автозаводский район — самый крупный и самый молодой среди районов Тольятти, теперь посмотрим два других — Центральный и Комсомольский. Если Автозаводский район, как следует из названия, вырос при АвтоВАЗе, то другие два специализируются на химической промышленности. И выглядят оба этих района уже совсем иначе.
Как уже говорилось, Тольятти выглядит скорее как агломерация из трёх городов. Потому что три района сильно различаются, и отделены друг от друга массивами леса. Показательно, что в городских маршрутках стоимость проезда разная, в зависимости от района: внутри района 22 рубля, в соседний район — 24, а через один район (Автозаводский — Комсомольский, или наоборот) — 27 (это по состоянию на март 2018 года). При этом в автобусах и троллейбусах стоимость одна по всему городу.
2. Если Автозаводский район состоит из очень широких улиц и многоэтажек, в стенах которых отражается, ещё усиливаясь, шум большого города, то Центральный совсем другой. Застройка тут гораздо плотнее, и дома, в основном, пятиэтажные. А ещё есть даже частный сектор.
3. Ничего похожего на урбанистическую громаду Автозаводского района здесь нет. Центр (или, как его ещё называют, Старый город) смотрится уютнее. В кадре — улица Ленина, главная в районе.
4. Советская мозаика на дворце детского творчества:
5. И ещё на каком-то здании:
6. Улица Ленина приводит к Центральному парку. Отсюда лучами расходятся три улицы — кроме Ленина, ещё Карла Маркса и Победы. Естественно, сам Ленин смотрит на улицу имени себя. Парк — популярное место для прогулок, при мне здесь даже какая-то музыка играла.
7. Внушительных масштабов деревянная горка:
8. За парком — Центральная площадь. На ней — модернистский дворец культуры 1980-х годов.
9. На его фасаде — барельеф с изображением трудового человека, который стремится к светлому будущему даже с большой снежной шапкой на голове.
10. Напротив ДК — сталинское здание городской думы. Интересно, что район, центром которого является Тольятти, до сих пор называется Ставропольским.
11. Часовня Рождества Христова (построена в 2000 году):
12.
13. Как уже говорилось, в Тольятти достаточно хороший парк городского транспорта. Хоть и в городе много маршруток, но в сравнении с Самарой здесь более современные и троллейбусы, и автобусы (к примеру, ПАЗиков в Тольятти я не видел ни разу).
14. В Центральном районе есть немного поздних сталинок (довольно симпатична площадь Свободы с городской администрацией, но я туда не дошёл, увидев её лишь в окно маршрутки на следующий день).
В Центральном районе проживает ныне 155 тысяч человек, а в Комсомольском — 115. То есть они оба, даже вместе взятые, уступают Автозаводскому.
15.
На северо-востоке Центрального района находится большая промзона, до которой я не доходил. Несмотря на то, что Тольятти известен своим автозаводом, промышленность города им далеко не исчерпывается. В Тольятти расположено несколько мощных химических заводов. Это "КуйбышевАзот" и "ТольяттиАзот", производящие аммиак, карбамид, азотные удобрения и прочее подобное; с "ТольяттиАзота" начинается аммиакопровод Тольятти — Одесса, предназначенный для экспорта продукции. Ещё есть СИБУРовский завод синтетического каучука. В общем, Тольятти — важный центр не только авто-, но и химпрома.
16.
17. Здание с советской вывеской:
18. Где-то тут я и закончил прогулку по Центральному району.
В этом месте я сел на троллейбус и поехал в Комсомольский район, посмотрев его, когда уже темнело. Этот район служит, по сути, воротами города. Поскольку на запад от Тольятти дорога идёт только в сёла, а вот со стороны Самары и Москвы въезд в город — с восточной стороны (трасса М5 проходит прямо через город и по плотине Жигулёвской ГЭС). Кроме того, этот район выходит к реке. Здесь находится речной порт и сопутствующее хозяйство. Здесь же и ГЭС и её шлюзы.
19.
20. Церковь святителя Тихона (патриарха), построенная в конце 90-х-начале нулевых. На фоне многоэтажки серии II-60, знакомой нам по Автозаводскому району (в Центральном таких нет).
21. Парк культуры и отдыха Комсомольского района. Здесь много сосен, видимо, оставленных при строительстве города.
22. Парк, вроде, и хорош собой. Если бы не дикое количество галдящих ворон, от которых через несколько минут начинается звон в ушах. Если там такое постоянно, то я не завидую людям, живущим в этом месте.
23. Рядом с парком — деревянная церковь святой Царицы Тамары (2008 год).
24. Рядом ещё квартал сталинских домов, построенных в 1950-е годы (когда город начинал строиться с нуля после затопления старого Ставрополя). Этот квартал строился то ли для работников расположенного рядом порта, то ли для переселенцев из зоны затопления.
25.
26. Школа типового проекта:
27. Дворы. Точно такие же сталинки мне предстояло увидеть на следующий день в Жигулёвске.
28.
Ещё в восточной части Комсомольского района находится ЖД станция Жигулёвское Море, на которую я накануне поздним вечером приехал на электричке из Самары (но не сфотографировал её). Станция, кстати, примечательна своей конфигурацией движения. Через неё проходит поезд Тольятти — Москва, который, прибывая с западной стороны, уходит потом туда же на плотину ГЭС, но не меняет по станции направление движения, а "разворачивается" по петле к востоку от станции.
Закончив вечером прогулку по Комсомольскому району, я сел на маршрутку и поехал обратно в хостел, чтобы на следующий день ехать за Волгу, в город Жигулёвск. В завершение этого поста покажу немного видов на Тольятти, сделанных именно оттуда — с другого берега Волги.
29. Это Волга и плотина Жигулёвской ГЭС, под которой, как водится, река не замерзает. Вдалеке видны многоэтажки Комсомольского района.
30. Комсомольский район вообще хорошо просматривается из Жигулёвска.
31. На переднем плане виден полуостров Копылово, отделяющий судовой ход Волги с его шлюзами от основного русла. На нём — дачи и популярное место отдыха.
32. А тут видны краны речного порта:
33. И сосновый лес рядом с городом. Это так называемый Задельненский бор.
34. А вон и промзона с дымящими трубами. Судя по ракурсу, это — завод синтетического каучука ("СИБУР-Тольятти").
В следующем рассказе отправимся в сам Жигулёвск — на правый берег Волги. Это город-спутник Тольятти, гораздо меньше его по размеру, и намного более тихий. Дорога туда идёт прямо по плотине ГЭС.