Посмотрев в прошлой части небольшой, но красивый исторический центр Сызрани, теперь отправимся в другие районы города, выросшие в разное время: от 18 века до позднесоветских десятилетий. Сызрань — город старинный, но сильно выросший в 20 веке, став важным промышленным центром.
3. Много симпатичных домиков с резьбой. Но многие из них ветшают.
4. И над ними возвышаются многоэтажные новостройки. В этой части города всё довольно хаотично.
5. Есть и несколько кварталов сталинок, напоминающих о том, что город сильно вырос во время и после войны. Сейчас крупнейшее предприятие города — Сызранский НПЗ (вид на который издалека есть в первой части). Есть ещё и такое важное предприятие, как Сызранский завод тяжёлого машиностроения (он же СЗТМ или просто "Тяжмаш"), но до него я не доходил.
6. Улица Московская приводит в итоге к вокзалу. Здесь небольшой городской рынок, в рядах которого затерялся маленький автовокзал. А дальше — железная дорога. ЖД вокзал в Сызрани расположен необычно: дорога разделяется на два хода, и вокзал при этом находится на том, который дальше от основной части города. В итоге Привокзальная площадь зажата между путями, и въезд на неё — по вон тому горбатому путепроводу, который виден в кадре.
7. Для пассажиров же есть подземный переход — тусклый и грязный. К вокзалу я ходил ещё накануне вечером (поэтому свет другой), и мне показалось, что подземным переходом вообще мало кто пользуется, а в основном люди просто переходят пути.
8. Это грузовой обход станции. Кроме него, кстати, есть ещё и разворотная петля к западу от станции.
9. Привокзальная площадь из-за своего расположения не стала городским центром притяжения, и вообще выглядит такой слегка отрешённой и по-своему уютной. Вокзал в Сызрани построен в конце XIX века (точный год я не выяснил).
А вообще здесь очень масштабный железнодорожный узел. От Сызрани расходятся аж шесть направлений. На запад — в Пензу, Тулу и, в итоге, Вязьму (историческая Сызрано-Вяземская ЖД, построенная в 1871 году для связи Волги с западными губерниями, и ставшая первой железной дорогой в Сызрани), на северо-запад — в Москву (1898 год), на восток — в Самару (дорога в 1877, а длинный ЖД мост через Волгу рядом с Сызранью построен в 1880), на юг — в Саратов (1931), на север — в Ульяновск (1943), а на северо-восток — в Жигулёвск и Тольятти (самая поздняя, в 1962 году).
10. Вокзал поближе. Монумент никак не подписан, но будем считать, что эти люди указывают на город.
Значение железнодорожного транспорта в Сызрани на порядок выше, чем в Тольятти и Жигулёвске — вроде, и в Самару здесь в основном ездят на электричке, поскольку автодорога идёт не напрямую. Но так сложилось, что я и приезжал (из Жигулёвска), и уезжал (в Ульяновск) на автобусах, поскольку именно эти направления на ЖД наименее деятельные. Кроме того, вокзала в городе два. Если здесь Сызрань-1, то на южном (Саратовском) направлении находится станция Сызрань-Город (называется так, поскольку расположена близко к центру), которая, к тому же, ещё и станция стыкования: в сторону Саратова идёт переменный ток.
11. Паровоз-памятник у вокзала. С семафором.
В общем, узел здесь очень крупный, и можно сказать, что железная дорога в Сызрани тоже является одним из крупнейших предприятий.
12. После вокзала посмотрим тихие деревянные кварталы к северу от центра. В основном они вот такие.
13. Высокие сугробы, мартовское солнце, и капель. Но температура пока ещё ниже нуля, и весенняя грязь не началась.
14. Сызрань мне запомнилась, как такая младшая сестра Самары. Она и меньше её, и действительно младше, и выглядит порой как "уменьшенная Самара" — волжский город старины и крупной промышленности, с красивым историческим центром и смешанной хаотичной застройкой в большинстве районов.
15.
16. Встречаются и тут интересные образцы старой архитектуры. Как каменные…
17. …так и деревянные. Это — дом купца Чернухина, построенный в 1910 году. Сейчас в нём выставочный зал.
18. Улица уходит за речку Крымзу. Старый город находится слева.
19. Ледовый дворец, построенный в 2016 году известной компанией, владеющей Сызранским НПЗ. Вроде, такой же есть в Новокуйбышевске.
20. В междуречье Крымзы и Сызранки — тихая деревянная слобода, где сто лет назад жило большинство населения города — поуютнее, подальше от широкой Волги. Сейчас, правда, этот район показался мне довольно трущобным.
21. Дома, сугробы и коты. Ну и газовая труба.
22. Вот и кирпичный домик попался. Выход на балкон почему-то кирпичом заложен.
23. А на другом берегу Крымзы виден Старый город. Но улицу Советскую-Большую с красивыми купеческими особняками отсюда не видно.
24. И стрелка Крымзы и Сызранки, прямо открыточный вид. Тут всё уже знакомо: Казанский собор, Спасская башня, Рождественский собор, а справа — железнодорожный мост через Сызранку. Как нам уже известно, на стрелке когда-то стоял Сызранский кремль. Но берег тогда был гораздо выше. Вернее, наоборот — вода была ниже. А в 1960-е годы низовья обеих рек стали заливом Саратовского водохранилища. Часть городской застройки тоже оказалась затоплена.
25. Ну а дальше на пути у меня Вознесенский мужской монастырь, основанный в 1685 году (то есть на два года позже, чем сам город). И, как ни странно, у меня более нормального кадра не нашлось, хотя монастырь я даже посетил.
Дальше находится мост через Сызранку (вернее, их там два, и я так и не понял, зачем). А сама Сызранка перед этим местом делает очень крутой изгиб, называемый Сызранской лукой — это такая младшая сестра Самарской луки на Волге. На ней находится Сызранская ГЭС, построенная по плану ГОЭЛРО в 1920-е годы. Причём собственно электростанция стоит на подводящем канале, который соединяет два участка русла реки, лишив полуостров у излучины приставки "полу-".
26. Выглядит она вот так:
Более впечатляющее сооружение — водосбросная плотина, которая стоит на самой реке, в начале излучины, но до неё я не дошёл. Её можно увидеть, например, здесь.
27. Вид назад с моста через Сызранку. Слева виден Вознесенский монастырь, а справа виднеется Стрелка.
За мостом — предместье Засызран, состоящее почти целиком из частного сектора. Находясь здесь, легко подумать, что это уже край города, и дальше есть только промзона. Но это не так. Я в этом месте сел в маршрутку на юго-запад города. И после дороги среди массива частного сектора вдруг начинается неожиданно большой и довольно уютный многоэтажный район.
28. Это так называемая Монгора. Странноватое название — лишь сокращение от "Монастырская гора" (историческое название местности, которое пошло, опять же, от Вознесенского монастыря). Район сильно обособлен от остального города, и вряд ли о его существовании можно догадаться, не зная заранее. Но при этом здесь живёт, наверное, около половины всех сызранцев. И, вроде как, квартиры здесь одни из самых дорогих в городе.
29. Монгора состоит из пяти микрорайонов, и начала строиться в конце 1960-х (как понимаю, для переселенцев из зоны затопления Саратовского водохранилища). Застроена эта часть города в лучших традициях позднесоветского градостроительства — многоэтажки, широкие улицы, много деревьев. Основные улицы Монгоры — параллельные проспекты Гагарина и 50 лет Октября, которые в итоге сливаются и продолжаются в автодорогу вдоль Волги, на Хвалынск и Саратов.
30. Здесь есть и сосновый лес среди многоэтажек. С очень приятным воздухом.
31. Справа видна высотка серии II-60, уже знакомой мне по Тольятти. Вроде, в Сызрани одна такая только одна.
32. А ещё на Монгоре есть панельные девятиэтажки серии 111-75, хорошо знакомой мне по Карелии. Только там дома этой серии выглядят иначе, поскольку разные ДСК производили (но в карельском исполнении эта серия смотрится интереснее).
33. Строящаяся церковь. Похоже, сейчас строительство заморожено.
34. Торговый центр, названный в честь района:
35. И "символ глобализации" в Сызрани тоже есть.
36. 2-й микрорайон. Пятиэтажки, сосны, снег, солнце. Выглядит всё очень уютно.
37. Есть сосны и во дворах. Тут мне даже вспомнился сибирский посёлок Черёмушки на Енисее.
38. Градостроительная тематика, как оказалась, не чужда и оформлению домов в этом районе.
39.
40. В ещё одном сосновом лесопарке нашлась такая неожиданная достопримечательность, как Красная Звезда в честь 100-летия со дня рождения маршала Жукова (1996 год). Почему — так и осталось для меня загадкой. Биография маршала с Сызранью, вроде, никак не связана.
41. Где-то тут я и завершил свою прогулку по Монгоре и по Сызрани вообще. Город я посмотрел неплохо: из крупных жилых районов остался неохваченным, пожалуй, только военный городок на северо-западе города.
Сев на Монгоре в городской автобус, я поехал обратно к автовокзалу, с которого почти сразу уехал в Ульяновск на автобусе. Если точнее, на микроавтобусе. Поначалу он был целиком заполнен, но я оказался, вроде, единственным пассажиром, который ехал весь путь. Почти все вышли постепенно в разных деревнях вдоль шоссе, а ближе к Ульяновску снова стали появляться пассажиры. В итоге в соседний областной центр я приехал вечером, когда уже стемнело. Сойдя с автобуса в центре города, сразу поехал в хостел (до которого было три остановки на трамвае), чтобы на следующий день смотреть город. Об Ульяновске я и расскажу позднее.