Первым пунктом путешествия на Кольский в декабре 2018 года стал маленький (14 тысяч жителей) город с романтическим северным названием Полярные Зори. Находится он в 250 километрах не доезжая до Мурманска, и интересен двумя вещами. Во-первых, это атомоград, то есть город при атомной электростанции, а во-вторых, это самый северный город, в котором не наблюдается полноценная полярная ночь, что в контексте этой поездки было особенно интересно. В этот город я приехал ранним утром, за более-менее светлые утренние часы успел его осмотреть, после полудня уехав дальше в Мурманск.
2. Из Петербурга в Полярные Зори я ехал 22 часа на «Арктике» — фирменном поезде Москва — Мурманск, а точнее, в не фирменном и более дешёвом белгородском прицепном вагоне. Отправление из Питера было утром, что весьма непривычно для меня, и после без малого суток пути я 21 декабря вышел из тепло натопленного вагона на заснеженный перрон заполярного городка. На часах семь утра, на небе темно. Но пока это не удивляет, ведь в такое время в декабре темно и в Питере. Поезд после пары минут стоянки уехал дальше (и тем же вечером я ещё видел его в Мурманске).
3. Пассажиров из поезда вышло немного, а вокзал, где я решил посидеть и скоротать пару часов, был и вовсе пустынным. В районе девяти утра стали собираться люди, что меня немного удивило: вроде, по расписанию никакого поезда в ближайшее время нет. Наверное, ждут какой-то автобус, который отправляется от вокзала, но потом услышал по громкой связи «На первый путь прибывает рабочий поезд Апатиты — Кандалакша». Да, здесь ведь пускают пассажиров на рабочие поезда.
4. Стрелки часов потихоньку двигаются, но я не тороплюсь. Мой поезд на Мурманск только в час дня, а этого времени за глаза хватит на этот маленький городок. А вот выйдя из вокзала в город, я ощутил непривычные ощущения. На часах уже 9-40, а небо всё такое же тёмное.
5. Но уже начинался медленный-медленный рассвет. Несмотря на кажущееся раннее время, на улицах появляется всё больше людей и машин, а в жилых домах всё меньше горящих окон — большинство горожан уже на работе.
6. Покрытый снегом бюст Владимира Ильича:
Полярные Зори — не что иное, как город мирного атома. Породила его Кольская атомная электростанция, находящаяся в 12 километрах севернее города. Построена она была в 1969-73 годах, и тогда же возник и город, датой основания которого считается 1968 год. Название дали в романтическом духе северных строек тех лет, и спроектировали город тоже по принципу, характерному для молодых позднесоветских городов — с компактной застройкой и лесными массивами среди жилых домов. Кстати, Полярные Зори были долгое время посёлком городского типа, став в итоге последним городом, получившим городской статус в советское время — это произошло в апреле 1991 года. Особенно интересен этот факт в сочетании с тем, что последним городом, основанным в Российской империи, был Мурманск.
7. Типичный пейзаж Полярных Зорь. Хоть и застройка типовая, но своей средой город производит очень приятное впечатление. Выглядит уютным.
Город, к тому же, чрезвычайно компактный. Количество улиц в нём пересчитывается по пальцам, и от края до края города здесь около километра. Оно и понятно — частного сектора нет, и вся застройка многоэтажная. И в таком маленьком по площади городе живёт 14 тысяч человек. И это при том, что население за постсоветские (преимущественно 90-е) годы уменьшилось, а перед распадом Союза насчитывалось и 19 тысяч.
8. Новогодние украшения на заснеженных улицах. Как уже сказано, в домах большинство окон тёмные.
9. Вскоре я дошёл до невыразительной главной площади. В кадре, помимо конусовидной ёлки, виден городской дворец культуры. Время уже перевалило за десять утра, и на небе продолжается длинный медленный рассвет. Тут-то я уже начал понимать, насколько, на самом деле, в Питере светло в декабре (хотя я и так никогда не жаловался на зимнюю темноту).
10. Городская администрация. Полярные Зори, как и большинство городов Мурманской области, образуют городской округ, являющийся, фактически, аналогом района. Кстати говоря, особого визуального влияния градообразующего предприятия я в городе так и не заметил. Кажется, только пару раз попадались плакаты с символикой «Росэнергоатома». А саму Кольскую АЭС я потом только мельком увидел из окна поезда, но не успел заснять.
11. Красиво подсвеченный мемориал Великой Отечественной войне. Молодой город её не застал, так что список имён на плитах — видимо, уроженцы окрестных посёлков, которые старше города.
От этого места начинается Нивский проспект, названный так по протекающей рядом с городом реке Ниве: да, кое в чём Полярные Зори отличаются от Петербурга только одной буквой. По другую сторону от площади находится городская больница, и, пройдя мимо неё, я пошёл в сторону озера Пинозеро.
12. С южной стороны города, между жилыми домами и озером — лесопарк. Фактически просто сохранённый сосновый лес, в котором очень приятно гулять. Я здесь среди сугробов вдыхал полной грудью свежий воздух, и несколько раз встречал гуляющих людей, в том числе и с лыжами, и с палками для скандинавской ходьбы (которая популярна в северо-западных регионах).
13. На часах уже половина одиннадцатого, и сумеречное небо, на котором разошлись облака, стало уже довольно светлым. И чистый снег порозовел от его мягкого света.
14. На этих широтах небо другое. Более яркое и с более насыщенными оттенками. Это я почувствовал в очередной раз.
15. Глобус на лесопарковой дорожке:
16. Светает. Небо играет всё более яркими и, вместе с тем, мягкими красками. А впереди видно замёрзшее Пинозеро. Иду встречать рассвет туда!
17. На аллее, ведущей к озеру, стоят деревянные силуэты лесных зверей.
18.
19. Ну а вот и озеро. Небо почти прояснилось, что даёт мне отличную возможность полюбоваться его цветовой палитрой. Время приближается к одиннадцати. Вот такая она — полярная заря в Полярных Зорях.
20. Я вышел на озеро и решил пройтись по натоптанной тропинке. Пейзажи вокруг живописные. За озером пологие лесистые сопки, характерные для Кольского полуострова. К Пинозеру выходит небольшой горный массив Плесовые горы.
21. Северная безмятежность:
И хоть и находится этот город уже в Заполярье, но полярной ночи как таковой здесь ещё нет. После полудня солнце буквально на 28 минут покажется из-за горизонта (впрочем, из города этого всё равно не видно). Почему это так — я уже писал в общем рассказе о полярной ночи. Но повторюсь: критерий полярного дня — в отсутствии полного захода солнца за горизонт, а полярной ночи — в отсутствии над горизонтом хотя бы верхнего его края. А там, где в конце июня солнце солнце заходит наполовину (а значит, есть полярный день), в конце декабря оно так же наполовину и появится из-за горизонта, а это уже не полярная ночь. Поэтому на широтах от полярного круга (66⁰34′) до 67⁰24′ бывает полярный день, но не бывает полярной ночи, и этот город как раз попадает в этот промежуток, находясь на широте 67⁰21′. Так что это самый северный город, где не бывает полярной ночи. Буквально в 10 километрах севернее (а значит и там, где находится КАЭС) солнце в самые тёмные дни года уже не показывается.
22. Вид обратно, в сторону города. Тропинка по льду озера даже отмечена сосновыми ветками.
23. Пока что 11 утра, и на небе разгорается долгая заря. Снежно-лесные сопки теряются где-то в низких облаках. А здания на другом берегу — это одноимённый озеру посёлок Пинозеро с одноимённой же ЖД станцией.
24. Город стоит на довольно узком перешейке между Пинозером и озером Экостровская Имандра (которое является частью обширной системы озёр). Через Пинозеро протекает речка Нива, впадающая в Белое море в городе Кандалакша. И на Ниве стоит каскад из трёх ГЭС, построенных в 1950-е годы. Одна из них — выше озера, а две — ниже, так что уровень воды в Пинозере несколько выше естественного.
25. Не спеша погуляв по озеру, возвращаюсь на берег. Небо уже стало заметно светлее.
26. Через лесопарк иду обратно в город. Вполне так светло стало. Лес, как видно, облагорожен. Есть и дорожки, и фонари, и детские площадки. Многоэтажный город в сосновом лесу на берегу озера. Этим Полярные Зори напомнили мне карельскую Костомукшу.
27. Тренажёрная площадка:
28. И снова городские улицы. Вроде как и рассвело, да всё же не совсем. По небу видно, что солнце по-прежнему находится за горизонтом. И мне ещё сложно свыкнуться с мыслью, что на часах не половина десятого утра, а уже 11-20.
29. Вдалеке справа видна, скорее всего, Лысая гора (399 метров над уровнем моря), где находится горнолыжный спуск, дающий городу небольшой поток туристов (более популярны горнолыжные курорты Кировска).
30. В Полярных Зорях порадовало использование гранитной крошки для посыпки тротуаров. И никаких тебе реагентов.
Потом я пошёл обедать в столовую, которая явно пользуется у местных популярностью. Непривычно было обедать, когда на небе ещё утренняя заря. Особенно если осознавать, что она плавно становится вечерней.
31. Близилось время восхода солнца — 12-35, после которого в 13-03 оно снова зайдёт. К сожалению, как раз в этот короткий световой день небо в городе стало пасмурным. Но я решил сделать ещё один круг по городу, пока было время до поезда.
32. Дом справа — новый. Только что построен.
33. Вот примерно так выглядел город в один из самых коротких дней в году. А в десяти километрах севернее уже полярная ночь.
34. Сопки за Пинозером:
35. Свято-Троицкая церковь. Построена в начале нулевых годов.
36. Ещё одно уютное место города — пешеходная улица Пушкина.
37.
38. Сквер Строителей, как гласит надпись:
39. Времени до поезда было уже совсем немного, из-за чего я не успел посмотреть памятник самолёту Миг-19 и стелу на круглой площади. Быстрым шагом возвращаюсь к вокзалу. По пути — аллея Памяти и ещё один, уже совсем скромный, памятник Великой Отечественной.
40. И памятник погибшим в локальных войнах:
41. Обгоняя местных школьников, идущих с уроков, я иду к вокзалу. На фото — вид, уже знакомый по утру, когда было темно. В эти минуты краешек солнца зашёл за горизонт.
42. Здание вокзала в Полярных Зорях откровенно невзрачное. А жаль. Могли бы и поинтереснее сделать.
43. Вид станции в южном направлении:
44. На первый путь прибывает пассажирский Вологда — Мурманск. Мне — в самый хвост, в сидячий прицепной вагон Архангельск — Мурманск. Он, кстати, архангельского формирования, и в речи проводницы я даже по нескольким словам уловил нотки поморского говора.
45. Отправление в 13-08, и небо начинает медленно и долго темнеть. До Мурманска ехать пять часов, и пассажиров в моём вагоне оказалось совсем мало. Вскоре после отправления заснял из окна отводящий канал ГЭС Нива-1 (саму ГЭС не видно). Потом я, как уже сказано, немного успел увидеть вдали Кольскую АЭС, но не смог её заснять.
46. Поезд едет на север, ритмично выстукивая километры по Мурманской магистрали. В два часа дня — 10-минутная стоянка в Апатитах. На небе сумерки, что для меня даже было несколько неожиданным: планируя поездку, я думал, что уже вскоре после отправления из Зорь стемнеет, но не учёл длительность заполярных сумерек.
47. И вдалеке на небе всё ещё полоска зари:
48. После Апатитов продолжало темнеть, но небо слегка прояснилось, и я понял, что ошибался, когда думал, что мне так и не удастся увидеть Хибины и Имандру в сумерках. В без десяти три часа дня, когда поезд делал остановку на станции Имандра, на небе всё ещё пылала яркая заря.
49. Освещая заснеженные Хибины, которые виднеются вдалеке. Это место мне знакомо: в июне 2015 года я был на Имандре и погулял по её природным окрестностям.
50. Едем дальше. Мне повезло, что мой вагон в хвосте поезда. Я пошёл в нерабочий хвостовой тамбур смотреть на убегающие рельсы и зарю полярной ночи. Справа видно озеро Большая Имандра.
51.
Короткий видеоролик:
52. Вернувшись на своё место, я задремал в кресле и проспал Оленегорск. Потом, уже в районе четырёх часов, я с удивлением увидел, что заря на горизонте до сих пор видна (хоть и уже стемнело). Ну а в шесть часов вечера вышел из поезда в Мурманске. Видел вышедшую из соседнего вагона толпу новобранцев: во время призыва они есть почти в каждом поезде, идущем в Мурманск.
Теперь мне предстояло знакомство с уже настоящей полярной ночью. Так что дальше я расскажу про Мурманск 22 декабря — в день зимнего солнцестояния.