Помимо самого Кириллова и расположенного в нём Кирилло-Белозерского монастыря, в окрестностях есть ещё несколько интересных мест. В первую очередь, опять же, старинных монастырей. Самый близкий к городу из них — Воскресенский женский монастырь в селе Горицы, на берегу реки Шексны. Дотуда от Кириллова всего 7 километров. Автобус в Горицы ходит только в будние дни, а тут как раз была суббота. Решил добраться в Горицы пешком, на обратном пути рассчитывая на автостоп (чтобы не слишком уж много идти).
2. Итак, вперёд! За спиной остаются башни Кирилло-Белозерского монастыря. Через два километра от него я перехожу объездную Кириллова. Дорога дальше идёт в Белозерск, до которого 40 километров, но почти сразу нужно повернуть налево — моя дорога идёт до Гориц, и там и заканчивается (хотя ещё есть отворотка к более мелким деревням).
3. На пути автобусная остановка у деревни с вот таким необычным названием, в котором уже в шутку видится что-то испанское. Но на самом деле, ударение падает на первый слог, да и происхождение названия не самое приятное: восходит оно к вепсскому слову "šidta", обозначающему "навоз" (подозрительное созвучие с близким по смыслу английским словом).
4. Семь километров пешком — вроде и немного, но выматывают подъёмы на пути. Впрочем, Горицы — они на то и Горицы, название говорит само за себя.
5. Зато виды с этих гориц довольно живописные.
6. Где-то вдали виднеются и другие холмы:
7. И леса Русского Севера. Когда я здесь проходил, откуда-то из глубины леса доносился глуховатый рокот квадроцикла.
8. Хорошо видна гора Маура, с которой Кирилл Белозерский обозревал окрестности, выбирая место для основания монастыря. Я на неё так и не пошёл. Хотя может быть и зря — виды, наверное, оттуда поинтереснее, чем с дороги.
9. Ну а потом впереди показался резкий спуск дороги, за которым виднеется водная гладь реки Шексны.
10. И дома видны. Вот и Горицы. Само село я подробно не осматривал, сразу направившись к монастырю.
11. Горицы известны с XVI века (всё-таки удобное расположение у берега судоходной реки). В том же веке, в 1544 году, здесь был основан Воскресенский женский монастырь, после чего село превратилось в монастырскую слободу, и в начале XX века оно официально фигурирует под названием Горицкая Слобода.
12. А сейчас — довольно обычное и живописно расположенное село на Русском Севере.
13. Слева появляется каменная монастырская стена, и дорога спускается к берегу Шексны.
14. У берега видны дома недешёвого вида — явно дачи.
15. Шексна. Я стою спиной к монастырским воротам.
16. Возле них, на пригорке, стоит Введенская церковь, построенная в 1812 году. Она к монастырю не относится, являясь приходской (и так и было изначально). Люди, которые видны в кадре, — тоже приезжие паломники. А человека вдалеке на крыльце церкви я заметил только при просмотре фотографий.
17. Захожу в обитель. Ворота изнутри:
18. Горицкий монастырь гораздо меньше Кирилло-Белозерского, и здесь нет такого величия и мощи, как там. В нём чувствуется запустение, из которого обитель выбирается, судя по всему, довольно медленно.
Горицкий монастырь основала в 1544 году княгиня Ефросинья Старицкая, судьба которой в итоге была трагичной: в 1563 году, после доноса Ивану Грозному, её сослали в этот же монастырь, а через шесть лет казнили, утопив в Шексне. В последующие годы сюда в заточение в виде принудительного монашеского пострига попали Анна Колтовская и Мария Нагая — четвёртая и седьмая жёны Ивана Грозного, а в 1606 году, по указу Лжедмитрия I, — Ксения, дочь Бориса Годунова.
19. Старейший храм монастыря — Воскресенский собор, построенный в 1544 году, когда обитель и была основана. Сейчас в довольно плохом состоянии, и не действует. Видна вялотекущая реставрация.
20. Западная часть, вместе с колокольней, пристроена уже в 17-м веке.
21. Второй храм, в наше время основной — собор Святой Троицы, построенный в середине XIX века.
При советской власти монастырь успел продержаться даже до 1932 года, после чего был закрыт. После войны и до начала 90-х здесь находился дом инвалидов. Снова действующим монастырь стал в 1999 году.
22. Келейный корпус и Покровская церковь (1832 год):
23. А вот этот двухэтажный дом — возможно, советского времени.
24. Монастырский огород. Неожиданно здесь нашёлся целый подсолнух — на Вологодчине, однако. Правда, судя по его виду, расти ему тут не очень хорошо.
25. Часть реставрации, как оказалось, финансирует "Северсталь". Пожалуй, Вологодской области повезло с этой компанией — меценатством в сфере культуры она занимается довольно широко.
26. За грядками и монастырской стеной открывается хороший вид на Шексну.
27. Просторы! Зеленеет лес на другом берегу, на реке мелькают лодки. Шексна, как видно, здесь непривычно широка. Дело в том, что это водохранилище: ниже по течению на реке стоит Шекснинская ГЭС, построенная в 1960-е годы. Частью водохранилища стало и Белое озеро, из которого река начинается. Здесь, по этой реке, проходит Волго-Балтийский водный путь.
28. Сельское кладбище рядом с монастырём:
29. Иду обратно в село. Наступает вечер.
30.
Обратно в Кириллов, как уже сказано, я решил добраться автостопом, поскольку идти ещё 7 километров было бы уже довольно утомительно. С этой целью я и пошёл на выезд из села. Но мне как-то феноменально не везло. Машины не так уж и редко проезжали (здесь хоть и тупик, но село довольно большое), но я завис на полчаса, и уже хотел было махнуть рукой и опять идти пешком (всё равно стемнеет ещё не скоро). Но остановился человек на Жигулях и подвёз меня 4 километра (он ехал не в город, а поворачивал в сторону Белозерска), после чего оставшиеся три я всё-таки прошёл пешком. В Кириллове я отправился в гостиницу, ещё потом погулял вечером по городу, ну а утром следующего дня покинул Кириллов и поехал в Ферапонтово — ещё одно село со старинным монастырём. О нём и расскажу в следующий раз.