Вплотную к Мурманску с южной стороны примыкает город Кола. Сейчас это маленький (9 с половиной тысяч жителей) пригород Мурманска, но при этом он его гораздо старше. Тот факт, что этот город дал название Кольскому полуострову, уже явно намекает на его высокое в прошлом значение для этого региона. И это действительно так: Кола — старейший город Мурманской области, известный с XVI века, и долгое время являвшийся вообще единственным городом на современной её территории. Правда, к сожалению, от старого города сохранилась только одна церковь, которой чуть больше двухсот лет, а в остальном Кола выглядит как обычный город Мурманской области.
Разумеется, полярная ночь ограничивает временные промежутки, подходящие для осмотра тех или иных мест. И в Коле я был примерно с половины первого до трёх часов дня. Попасть в Колу из Мурманска очень легко — многочисленные автобусы и маршрутки до города-спутника идут от ЖД вокзала по главному проспекту города: сначала это проспект Ленина, который южнее центра переходит в длинный Кольский проспект — название указывает на направление. И только заканчивается Мурманск, сразу начинается Кола. Города почти срослись, и Кола едва ли не стала отдалённым районом Мурманска, официально, впрочем, всё же оставшись отдельным городом. Наверняка многие жители Колы работают в Мурманске. Для полноты картины не хватает только троллейбусной линии в Колу.
Кола расположена у слияния рек Колы (давшей название городу) и Туломы, которые тут обе впадают в Кольский залив Баренцева моря. Часть города (которая как раз и соприкасается с Мурманском) находится восточнее реки Колы, но там в основном промзона и заброшки, а жилых домов мало. С той же стороны от реки проходит Мурманская ЖД магистраль, и находится станция Кола, где останавливаются все поезда дальнего следования (причём пассажиру, которому надо попасть в южные районы Мурманска, удобнее выходить на ней).
2. Маршрутка, высадив меня, уехала дальше в посёлок Мурмаши, возле которого находится аэропорт. А моё первое знакомство с Колой было примерно таким.
3. Главный транспортный узел города — вот эта треугольная площадь. Справа проходит проспект Виктора Миронова (назван в честь Героя Советского Союза, лётчика, погибшего при обороне Заполярья в 1943 году) — часть автодороги Мурманск — Мурмаши. Слева видна коробка администрации Кольского района: Кола — не только отдельный от Мурманска город, а ещё и районный центр (ему подчиняется в том числе и Териберка).
4. И ещё через площадь проходит железнодорожный путь. Сначала кажется, что это подъездной путь какого-то завода, но на самом деле это 185-километровая ветка до посёлка Никель — одна из самых северных железных дорог мира, по которой я ещё надеюсь как-нибудь проехать (официального пассажирского движения по ней нет с 2016 года, но, насколько я знаю, пассажиров берут на рабочие поезда).
5. Углубляюсь в город. Это довольно уютный Советский проспект, который можно считать главной улицей Колы.
Кола — главный хранитель старины Мурманского побережья. По официальной версии, датой первого упоминания Колы считается 1565 год (хотя есть версия об упоминании города уже в 1517 году). Это был в то время главный русский форпост Заполярья. Здесь стоял хорошо укреплённый Кольский острог, и велась активная торговля с западноевропейскими странами. Острог был упразднён в конце XVIII века, когда Кола стала уездным городом в составе Архангельской губернии. Территория Кольского уезда почти совпадала с современной Мурманской областью, и полуостров тоже был назван Кольским. В 1899 году центр уезда перенесли в основанный тогда же у ворот Кольского залива город Александровск (ныне закрытый город Полярный), ну а в 1916 году был основан Романов-на-Мурмане, то есть Мурманск, который в советские времена так разросся, что старинный город Кола остался глубоко в его тени.
6. Старой застройки в Коле почти не сохранилось. Практически весь город был деревянным.
7. Советский проспект привёл меня на небольшую площадь. Ещё издалека я слышал здесь громкую музыку и множество детских голосов. Оказалось, здесь накануне новогодних каникул проводили детскую ёлку.
8. Забивака — талисман ЧМ-2018 по футболу, здесь тоже присутствовал.
9. В торце площади — "Магнит" в бывшем сталинском ДК, уродливо зашитом в сайдинг.
10. Ленин, застрявший в глыбе:
11. Ещё одна сталинка:
12. Дворы Советского проспекта. Похоже, некоторые из этих домов ещё довоенной постройки.
13. И среди дворов стоит главная достопримечательность Колы — единственное, что осталось от старого города. Это Благовещенская церковь, построенная в 1809 году. Даже по российским меркам не такой уж большой возраст, но для такого глубокого Заполярья это уникальный памятник. Это старейшее сохранившееся каменное здание Мурманской области, и вообще российского Заполярья (а старейшее вообще здание области — это деревянная церковь в селе Варзуга на Терском берегу, где я пока не был).
До наших дней храм дошёл, ещё и сильно пострадав в 1854 году от обстрела Колы английской эскадрой во время Крымской войны (да, несмотря на название, бои тогда были не только в Крыму). Значительная часть города тогда была разрушена, и он на несколько десятилетий пришёл в упадок, даже лишившись на тридцать лет уездного статуса.
14.
15. Выхожу на проспект Защитников Заполярья:
Сейчас в Коле проживает 9 с половиной тысяч человек, но было прилично больше: после распада СССР она, как и большинство городов области, потеряла много населения: в конце 80-х Кола насчитывала 16 тысяч. Но внешне это никак на городе не отражается. Город вполне живой, цивильный, довольно уютный.
16. Спорткомплекс, открытый в 2013 году:
17. Так я вышел на берег Туломы. Через реку — довольно интересный мост со стальной фермой. За рекой, вдоль её левого берега, идёт дорога на юго-запад, ведущая в Финляндию.
18. Река заканчивается, переходя в Кольский залив — эстуарий двух рек. По не покрытой снегом чёрной отмели у берега видно, что здесь уже есть приливы и отливы. Сейчас, соответственно, отлив.
19. А вдалеке виден Мурманск. Это обособленная южная часть города. отделённая сопками.
20. Можно разглядеть Кольский мост, соединяющий два берега залива. Построили его в начале 2000-х, существенно облегчив попадание из Мурманска на западный берег (до этого приходилось ездить через Колу и мост, показанный выше).
21. И вид обратно — на Колу. Погода морозная — около -15 градусов, да ещё и с ветром.
22. А в небе — длительные сумерки и заря полярной ночи. Всё-таки даже меня, жителя 60-й параллели, впечатляет, когда такое состояние неба длится часами.
23. Иду обратно в город. У входа в парк стоит лось.
24. Посмешила эта табличка. Какой-то, прости Господи, канцелярит головного мозга.
25. В парке стоит необычный памятник, посвящённый защитникам Колы всех времён. Помимо Великой Отечественной и гражданской, и вышеупомянутой Крымской, это ещё и войны со Швецией.
26. Ещё немного кольских домов и улиц. Типичная пятиэтажка без балконов.
27. Улица Победы:
28. Дворами я снова вышел к берегу Туломы и долго любовался небом. Уж больно красива была заря. Не хотелось уходить, несмотря на холод. На этих снимках — около половины третьего дня.
29. Тулома:
30. Не только залив, но и река здесь не замерзает. Причина в том, что в 10 километрах выше на ней стоит Нижнетуломская ГЭС. Но температура воды в реке, видимо, выше, чем в заливе, из-за чего она заметно парит.
31. Девятиэтажки. Как и Полярные Зори, Кола очень компактна по площади благодаря многоэтажной застройке.
32. Вдалеке виднеется посёлок Мурмаши — город энергетиков при упомянутой ГЭС. Туда я сначала тоже думал съездить, но в итоге не поехал.
33. Оранжевые отсветы полярных сумерек в чьих-то окнах:
34. Последний взгляд на Тулому:
35. И я снова возвращаюсь на городские улицы. Уже зажглись фонари.
36. Уже знакомая площадь. Праздничные мероприятия к тому моменту закончились, и люди с детьми как раз расходились с площади.
37. Советский проспект:
38. Иду назад на проспект Миронова и на приехавшей вскоре маршрутке уезжаю назад в Мурманск. На вид кажется, что это вечер, а на самом деле три часа дня.
Оставался финальный пункт путешествия в полярную ночь — село Териберка, что стоит на открытом Баренцевом море. Я там уже был в июне 2015 года в полярный день. Вернувшись из Колы в Мурманск, когда уже окончательно стемнело, я пообедал в городе, и ещё провёл немного времени в его центре. А в шесть часов вечера сел на автобус до Териберки. Про день полярной ночи на Баренцевом море я и расскажу в следующий раз.
Полярная ночь. Декабрь 2018:
Про полярную ночь в общих чертах
Полярные Зори
Мурманск. День полярной ночи (22 и немного 25 декабря)
Мурманск. Разное
Кола
Териберка