Пожалуй, нигде больше в России нет настолько красивых деревень, как на Русском Севере. Причём наиболее красивые из них — в Поморье, и, в особенности, в Мезенском районе, что на северо-востоке Архангельской области. Вообще Мезенский район — край удивительный. Глухой и малонаселённый район, куда даже постоянную дорогу построили только в 2008 году, но где при этом люди живут уже пять столетий. Рассказ об этих местах у меня будет состоять из нескольких частей. Там красива и по-своему интересна любая деревня. Одна из них — Кимжа, стоящая по пути из Архангельска в Мезень. Удивительно живописная деревня, органично слитая с окружающей средой, и имеющая очень цельный облик. С неё я начал знакомство с Мезенским районом в ходе путешествия по Русскому Северу в 2018 году.
2. От Архангельска до Кимжи — 340 километров. До Мезени уже все 380. И большая часть дороги — это песчаный грейдер (асфальт заканчивается километров через 80 после Архангельска).
3. Места довольно живописные. Примерно через сто километров после города дорога идёт вдоль берега реки Пинеги, в основном среди лесов, с редкими деревнями по пути.
4. Проезжаем Пинежский район. Возле деревни Голубино дорога проходит сквозь скалы, где находятся карстовые пещеры — вроде, довольно популярные у туристов.
5. А ещё есть вот такой скалистый лог — глубокий распадок между холмами, который с дороги не виден. Я про него не знал, и Михаил сам предложил мне остановиться и посмотреть.
6. Дорога среди тайги. Михаил говорил, что накануне её сильно развезло от дождя, но, к счастью, грейдеры успели подровнять. Так что ехалось по этой дороге вполне нормально — в сухую погоду, как оказалось, вполне можно ехать и 80-90 км/ч.
7. Проезжаем село Пинега (центр Пинежского района, кстати, не она, а село Карпогоры). Тут последняя асфальтовая вставка.
8. От Пинеги до Кимжи остаётся 140 километров. И на них нет почти ни одного населённого пункта — одна тайга и болота (что, впрочем, легко объясняется тем, что на Русском Севере деревни стоят вдоль рек, а эта дорога идёт через водораздел Пинеги и Мезени). Этот участок дороги интересен тем, что построили его только в 2008 году (между прочим, обратно я потом возвращался ровно в день десятилетия его открытия), прежде в Мезенский район круглогодичной дороги вообще не было — только зимник.
9. Дорога в итоге приводит к реке Мезени, пересекает её понтонной переправой, за которой до Мезени-города остаётся всего 40 километров. Но туда я отправлюсь позже: Кимжа находится ещё до переправы, на левобережье (она чуть-чуть в стороне от дороги). Фото сделано уже на следующий день, поэтому свет другой.
Вечером, уже в сумерках, мы приехали в Кимжу (Михаил завёз меня в деревню и поехал дальше в Мезень). На ночлег я там остановился в гостевом доме местной жительницы Тамары Николаевны, который пришлось немного поискать: позвонить и уточнить местоположение я не мог, так как мой оператор в Кимже не ловит, но Михаил, спасибо ему, позвонил кому-то из своих близких, кто живёт в Кимже, и быстро всё узнал. А я , переночевав, утром пошёл гулять по селу.
10. И впечатления, создаваемые Кимжей, на самом деле, трудно передать словами. Атмосфера старинной деревни накрывает здесь с головой. Вот так посмотришь, и с ходу и не скажешь, какой век на дворе. Ну, может быть, если бы не шиферные крыши.
11. Тут чистейший воздух, в котором смешаны и ветер, и запахи трав и сырости от дождя, прошедшего ночью. И тишина, какая бывает только в далёких от больших городов местах, и которую я буквально слышал, когда ложился спать в гостевом доме. Такую картину я наблюдал во всём Мезенском районе, и в каждой деревне по-своему.
12. Почти все дома Кимжи — вот такие вот огромные избы. И если обычно на Русском Севере избы пятистенные, то здесь видим уже шестистенные. Вот тут, например, хорошо видно, что продольный переруб избы — двойной. К тому же, этим двойным перерубом дом разделён на две равных половины (чаще в северных избах одна часть больше другой). Шестистенки широко распространены именно на Мезени.
13. Многие избы — настоящие шедевры:
14. А вот это, видимо, амбар-ледник:
Кимже уже пять веков — она основана в начале XVI века (забегая вперёд, скажу, что в Мезенском районе почти все деревни старше 300 или даже 400 лет). А если учесть преемственность деревянного зодчества, то можно сказать, что Кимжа в своём сегодняшнем облике вряд ли сильно отличается от того, как она выглядела триста или четыреста лет назад. Да и большинству тех изб, что стоят сейчас, уже больше ста лет.
15.
Кимжа — деревня с множеством старых традиций. Когда-то она славилась меднолитейным промыслом, сейчас тут разводят лошадей мезенской породы (мне их довелось увидеть в другой деревне — Лампожне), есть тут и свой хор.
16. Избы с задней, "хозяйственной" стороны:
17. А ещё у Кимжи есть главная достопримечательность — Одигитриевская церковь, построенная в 1709 году. Это храм конструкции "шатёр на крещатой бочке", которая встречается только на Мезени. И недавно изрядно обветшавшую "Одигитрию" капитально отреставрировали методом полной переборки, то есть целиком её разобрали, а потом тот же сруб собрали заново (реставрация длилась довольно долго — с 2008 по 2017 год). Правда, заново собранную церковь обшили снаружи досками, из-за чего она выглядит новоделом, но сруб под досками подлинный, да и пройдёт несколько лет, и доски потускнеют и обретут "благородный" вид.
Кстати, в былые времена Кимжа была одним из основных центров старообрядчества на Русском Севере. Был тут свой храм и у староверов, но он не сохранился.
18.
19. А это река Кимжа, давшая селу название. В нескольких километрах отсюда она впадает в Мезень (но это вид вверх по течению).
20. Именно со стороны реки — самый интересный вид на деревню. Ведь северные деревни строились вдоль рек, которые здесь и были основными дорогами (до сих пор на картах видны цепочки деревень, нанизанные на реки), и в деревнях здесь различают "верхний" и "нижний" концы (я запомнил, как Михаил, уточняя по телефону местоположение гостевого дома, переспросил "А в верхнем конце или в нижнем?"). Избы стоят стройным рядом вдоль реки, у берега — лодки. Красоты добавляет красная щелья — так здесь называют обрывистые речные берега.
21. Деревенский магазин:
22. Избы. Как видно, есть и заброшенные.
23. Иногда красоту Кимжи подчёркивает даже необычная форма деревьев:
24. Встречаются дома размером поменьше:
25. А на этом доме меня заинтересовала табличка:
26. "Паужна" на поморском диалекте — трапеза между обедом и ужином. Это кафе, которое, правда, работает только для организованных групп. Кстати, туристы сюда уже довольно нередко ездят, хотя, конечно, с учётом отдалённости и труднодоступности района, вряд ли туризм здесь сможет стать массовым.
27. Маленький обелиск кимженцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны:
28. Одно из редких в деревне зданий советской постройки. Вроде, фельдшерский пункт.
29.
30. От красоты пейзажей даже фотоаппарат однажды пришёл в замешательство (но быстро исправился).
31.
32. Ещё в Кимже есть две старинные ветряные мельницы-"столбовки". Частично они сохранились с 19 века, но отреставрированы уже в наше время. Самое интересное то, что, по некоторым данным, это самые северные ветряные мельницы в мире.
33. Стоят мельницы на пригорке на краю деревни, у въезда в неё.
34. Соглашусь. Кимжу туда включили абсолютно заслуженно.
35. А это транспортное средство, видимо, служило чьим-то сараем:
36. С пригорка вдали виднеются дома (на самом деле, невооружённым глазом они едва заметны, это я навёл ультразум фотоаппарата). Это село Дорогорское, расположенное в шести километрах по прямой, уже на другом берегу реки Мезень. Оно более крупное, и является центром сельского поселения, в которое входит Кимжа. В нём мне ещё предстояло побывать.
37. Пастораль!
38. Рядом с деревней — привольный луг:
39. А за ним лес, от которого доносится запах хвои.
40. Сельское кладбище на лугу:
41. Выйдя из деревни, я немного погулял по лесу:
42. Сосновый бор:
43. С деревьев лоскутами свисают лишайники. Это признак чистого воздуха.
44. А это, видимо, охотничья заимка в лесу:
45. Лесом я вышел к берегу широкой и неторопливой Мезени:
Мезень — одна из крупнейших рек, впадающих в Белое море (наряду с Северной Двиной и Онегой). Название её происходит из языка коми, и переводится примерно как "река, впадающая в Северный Ледовитый океан". Течёт она сюда именно с северо-запада Республики Коми. И именно вдоль этой реки сформировался Мезенский край, то есть два района — Мезенский и соседний с юга Лешуконский.
46. Просторы!
Просторы здесь действительно впечатляют. В Мезенском районе сейчас живёт 9 тысяч человек (и пять из них в Мезени и посёлке Каменка рядом с ней), но площадь района — 34 тысячи квадратных километра. А это больше Бельгии, и почти половина Чехии.
47. Щелья:
48. А это понтонная переправа через реку (кстати, бесплатная, в отличие от Шенкурска). Зимой её заменяет ледовая переправа, в весеннее половодье ходит паром, а в межсезонья дважды в год в Мезень можно попасть только на самолёте. За переправой развилка: налево — сорок километров до Мезени, а направо — 120 километров до села Лешуконское — соседнего райцентра. Кстати, дорога Мезень — Лешуконское вдоль берега реки построена была ещё в советское время.
49. Створные знаки. Раньше здесь было довольно активное судоходство.
50. На другом берегу хорошо видно село Жердь. Разумеется, тоже старинное — известно с 1602 года. Кроме того, это родина Героя Советского Союза Александра Торцева, погибшего осенью 1941 года в боях под Мурманском.
51. В самой Жерди я не побывал. Только издалека посмотрел.
52. Природа:
53. Вскоре я вернулся в Кимжу:
И, отдохнув и пообедав в гостевом доме, я дождался маршрутку из Архангельска (они частные, и места на них заказывают по телефону), которая довезла меня до Мезени.
54.
55.
Про Мезень — этот город на краю Русского Севера, и будет мой следующий рассказ. Довольно большой, поскольку провёл я там много времени.