Начав рассказ о Бресте с его монументального и внушительного железнодорожного вокзала, отправимся теперь в город. В современном Бресте живёт около 350 тысяч человек, и главная его достопримечательность — безусловно, Брестская крепость. Но про неё я расскажу отдельно, а пока что посмотрим городские улицы и дома.
Сразу нужно сказать, что в Бресте я, кроме крепости, посмотрел только центр города. Потому как выделять на этот город один неполный день (в 12 часов я приехал сюда поездом из Питера, а в 9 вечера уже стало темнеть) было не самым лучшим решением. Хотя это выразилось больше в том, что я не посмотрел различные периферийные районы. Ну а исторический центр в Бресте весьма невелик для столь древнего города.
Немного о географии Бреста. Формируют её реки Западный Буг и его приток Мухавец, у слияния которых он в своё время и возник, а также железные дороги. Центр города можно считать как район, ограниченный главной железной дорогой (где находится вокзал) и Мухавцом с севера и юга, а также ЖД веткой на юг и Брестской крепостью с востока и запада. Ну а западная граница города, проходящая по Бугу, совпадает тем самым с… государственной границей Беларуси и Польши. То есть Брест — город приграничный настолько, насколько это только возможно, что среди крупных городов бывает редко. От центра Бреста до границы ближе, чем до восточного края города.
2. Начал я смотреть город с привокзальной местности. Это — улица Орджоникидзе.
3. Довольно необычный подъездной путь одного из заводов. Увидеть бы, как из подворотни на улицу выезжает тепловоз.
Брест — один из самых древних белорусских городов. Упоминается он впервые в 1019 году (то есть через год будет отмечать тысячелетие) под названием Берестье, которое город носил большую часть своей истории. И первоначально Берестье находилось в междуречье Буга и Мухавца у их слияния (это место ещё увидим в рассказе про крепость). С 1319 года город был в составе Великого княжества Литовского, где первым из городов современной Беларуси получил магдебургское право. И был затем достаточно значимым городом в ВКЛ и, соответственно, Речи Посполитой. И трансформация в русском языке названия Берестье в Брест произошла именно от кальки польского названия Brześć (произносится примерно как "Бжещч"), причём этот вариант потом перешёл из русского в белорусский язык (Брэст). В 1795 году, при третьем разделе РП, город оказался в составе Российской империи, где стал называться Брест-Литовск.
4. Церковь Николая Чудотворца (1906 год). Углубляемся в исторический центр. Часть фотографий сделана вечером (когда я вернулся из крепости).
5. Один из домов времён Российской империи. Тогда город своё былое значение утратил, будучи лишь уездным в составе Гродненской губернии. Но именно в XIX веке, в связи с постройкой Брестской крепости, город и вырос на своём нынешнем месте, так как был фактически перенесён к востоку от неё.
Кстати говоря, именно в Бресте и была, по сути, поставлена точка в истории Российской империи. Речь, разумеется, идёт о Брестском мире 1918 года (в крепости сохранились руины здания, где он был подписан). Потом была гражданская война, и до 1939 года город находился в составе Польши, где назывался Брест-на-Буге (Brześć-nad-Bugiem), затем уже став советским и белорусским.
6. Брестский университет в здании бывшей мужской гимназии (1903, верхний этаж явно надстроен в советское время):
7. Рядом, чуть в стороне, находится автовокзал:
8. А возле него многоэтажки. В Бресте, как уже говорилось, маленький исторический центр: шаг влево, шаг вправо, и выходишь к позднесоветским кварталам.
9. Фасад старого дома поблизости:
10. Новый корпус университета. Главный в наше время.
11. Вплотную к автовокзалу прилегает городской рынок, который запомнился мне как не самое приятное место в городе, из-за хаотичной торговли и концентрации маргинальных личностей (примерно то же можно сказать про площадь перед автовокзалом).
12. А ещё иногда в Бресте попадались вот такие напоминания, что я нахожусь на западе Беларуси, у её границы. Впрочем, насколько я знаю, в соседней Западной Украине такое встречается намного чаще.
13.
14. Главной, наверное, точкой притяжения в центре Бреста с недавних пор стала пешеходная Советская улица. Довольно приятный такой променад, с фонарями, скамейками и разного рода городской скульптурой. Ну и магазинами и кафе, конечно. А главная фишка — это настоящие керосиновые фонари, которые каждый вечер зажигает фонарщик. Но этого я не понаблюдал, поскольку при наступлении темноты уже был в хостеле (на следующее утро вставать надо было рано).
15. Типичная дореволюционная застройка:
16. В середине дня здесь очень многолюдно. Но скамейки были заняты, как правило, только те, которые в тени. Жара в тот день приближалась к тридцати градусам.
Кстати, что касается погоды и климата. Брест — это почти самое тёплое место в Беларуси, из-за расположения на юго-западе. Если летом это не очень заметно, то зимы здесь тёплые даже по белорусским меркам (средняя температура января -3 градуса, примерно как в Ростове-на-Дону), а весна наступает на пару недель раньше, чем, скажем, в Витебске, что выражается, например, в появлении листвы уже в середине апреля (что мне, как петербуржцу, представить трудно). Да и в октябре, когда я это пишу, в Бресте +20 градусов. Ну а в плане окружающей природы — здесь Полесье с глухими болотами и лиственными лесами, но подробно по нему я пока не путешествовал.
17. Панно на стене одного из домов, с изображением архитектурных доминант города. Узнаются (справа налево) Никольская церковь, башня вокзала, ЦУМ и ворота Брестской крепости.
18. На перекрёстке улиц Советской и Гоголя стоит памятник "Тысячелетие Бреста", поставленный почему-то с опережением в 10 лет — в 2009 году. Сверху — ангел, а вокруг колонны — скульптуры и барельефы, символизирующие историю города. В общем, задумка явно отсылает к "Тысячелетию Руси" в Великом Новгороде.
19. Продолжение пешеходной улицы. Всем она хороша, но только вот её застройка — в основном, либо аляповатые новоделы "под старину" (как на минской Зыбицкой улице), либо такая же реставрация старых зданий "под новодел".
20. По соседству находится площадь Свободы с очень скромным памятником Великой Отечественной войне (впрочем, в городе есть место и более масштабным мемориалам):
Роль Бреста в той войне хорошо известна. Героическая оборона Брестской крепости в течение месяца стала одним из символов подвига советских войск. В результате, звание Героя получила именно крепость, а не сам город, который, из-за своего пограничного расположения, был оккупирован нацистами, фактически, в первый же день войны. А освобождение города произошло 28 июля 1944 года.
21. Рядом находится несколько кварталов старой застройки с тихими улицами и симпатичной дореволюционной архитектурой, не испорченной безвкусной реставрацией, и не разбавленной новоделами. Здесь красиво и уютно, и этот уголок Бреста мне, пожалуй, больше всего понравился.
22. Областной краеведческий музей:
23.
24. Не менее интересно заглядывать в довольно атмосферные дворы:
25. Сквозят черты модерна:
26. Видите кошку?
27. Интересно, какого времени эта дверь:
28. В целом, архитектура довольно скромная, и без изысков. Видно, что Брест в то время был небогатым городом.
29.
30. В общем, имперский уездный Брест-Литовск тут сохранился в довольно целостном виде.
31.
32. Через эти старые кварталы можно выйти на проспект Машерова (бывшая Московская улица) — одну из главных улиц Бреста. В кадре виден ЦУМ (1975 год). А ещё по проводам видно, что в городе есть троллейбус (как и во всех белорусских облцентрах). А вот неприятно удивило меня в Бресте засилье маршруток. Такой вакханалии, как в Ульяновске, здесь, конечно, нету, но по белорусским меркам их много. Впрочем, я по Бресту только пешком ходил.
33. Кстати, к теме городского транспорта. Видел в Бресте вот такую социальную рекламу с нежно любимым мной ЛиАЗом-677. Причём и его фотография, и нового автобуса — почему-то отзеркалены.
34. Кафедральный Свято-Симеоновский собор. Построен в 1865 году.
35. По соседству — сквер Пограничников, с соответствующим памятником: не забываем о пограничном расположении города, хотя гуляя по Бресту, можно о нём и не вспомнить, поскольку мало что напоминает, кроме иногда попадающихся людей в зелёных фуражках.
За сквером находится городской парк, а дальше течёт Мухавец, за которым уже спальные районы. Но я туда не ходил.
36. Новодельный "под старину" торговый центр:
37. Чуть дальше по проспекту находится Брестская ТЭЦ, открытая в 1938 году. Высокая труба точно должна быть видна из Польши. Здесь уже совсем рядом крепость.
38. На север от Машерова идёт улица Ленина (бывший Бульварный проспект) — ещё одна из главных улиц города.
39. А вот и напоминание о польском периоде 1920-39 годов в истории города — довольно типичный польский домик. Но в целом, зданий, построенных "за польским часом", в городе не очень много.
40. А это снова российская дореволюционка:
41. Драматический театр. Это советское довоенное здание 1940 года.
42. Напротив него — кукольный театр. На переднем плане виден новый корпус, который только-только достроили.
43. На перекрёстке с уже знакомой нам улицей Гоголя стоит бюст писателя:
44. По соседству на бульваре — ещё несколько скульптур на тему его произведений. Вот, например, "Нос".
45. Идём дальше. Это — костёл Воздвижения Святого Креста. Построен в 1856 году.
46. Сразу за ним — площадь Ленина, с различными административными зданиями (в основном, сталинской постройки). Дальше улица поднимается на путепровод над железной дорогой (тот же, с которого я фотографировал вокзал).
47. Памятник Ленину. Справа от него — Брестский облисполком. Здание, кстати, тоже построено поляками (1938 год), но нормальным ракурсом я его не запечатлел. Впрочем, оно довольно невыразительное.
48. А это уже городской исполком, советское здание. Здесь рядом я увидел группу польских туристов, которых идентифицировал по первой услышанной фразе "To bardzo dobrze jest".
49. За горисполкомом — небольшой и довольно уютный польский квартал, построенный в 1920-е годы архитектором Юлианом Лисецким, так называемая "Правительственная колония". То есть дома для чиновников местной администрации. Такое довольно часто встречается в западнобелорусских городах (например, в Столбцах тоже есть), да и, наверное, в самой Польше. Во второй Речи Посполитой Брест был центром Полесского воеводства (статус, аналогичный облцентру), так что и чиновников хватало.
50. Ещё один польский дом, ныне занятый художественной школой:
51. А далше — городской парк культуры и отдыха имени 1 мая. Людей в кадре особенно не видно, но тенистый парк в жаркий день довольно многолюден.
Закончу я этот рассказ ещё несколькими фотографиями железнодорожного музея, сделанными снаружи. Сам музей я так и не посетил: во-первых, он тогда был закрыт на реконструкцию (причём открылся буквально на следующий день после моего приезда), а во-вторых, я бы всё равно не успел в него по времени. Впрочем, вряд ли бы он меня сильно впечатлил после недавно открывшегося нового ЖД музея у нас в Питере, но всё же я хотел бы в следующий приезд восполнить этот пробел. А пока — чуть-чуть взглянул снаружи. Благо, музей под открытым небом, и просто обнесён забором.
52. Музей находится рядом с крепостью. С другой стороны — квартал новостроек.
53. На переднем плане за воротами стоят хорошо знакомые тепловозы ТЭП60 (в России таких уже нет, а на Белорусской ЖД несколько последних доживают свой век) и М62, а справа — экспериментальный грузовой тепловоз 2ТЭ109, который в серию не пошёл (таких всего три было построено).
54. С другой стороны. Ещё один ТЭП60 (справа), и паровозы Л (в центре) и П36 (слева).
И на этом пока всё. Посмотрел я Брест не так подробно, как, возможно, стоило бы, и за более детальным рассказом об этом городе отсылаю к
БРЕСТ:
Вокзал
По городу
Крепость