Войбокало и Шум в День Победы 2018 года

Опубликовано 22 мая 2018 года

Для меня уже стало традицией ежегодно в День Победы посещать места боёв Великой Отечественной войны в Ленинградской области. Это своеобразный формат отмечания праздника: можно посетить какие-либо мероприятия в городе, а я предпочитаю выехать за город, побывать в местах, где ковалась Победа, а заодно и на природе — подышать майским воздухом, и просто увидеть новые места. На это девятое мая я сел в электричку и поехал на без малого сто километров на восток, в Кировский район Ленинградской области — до станции Войбокало, посетив одноимённый посёлок, а также село Шум.

Электричка идёт с Московского вокзала, но я решил садиться на станции Рыбацкое, что у одноимённой конечной станции метро. До Войбокало ехать полтора часа, и народу в электричке было на удивление мало — после станции Жихарево в вагоне кроме меня остался только один пассажир.

2. Ну вот и доехал. Это станция Войбокало. Электричка поехала дальше на восток, причём конечная у неё, как ни странно, не крупная станция Волховстрой, а маленькая станция Пупышево, что чуть ближе.

3. Электричка уехала и скрылась вдалеке, немногочисленные пассажиры ушли, и стало тихо. В поле зрения, помимо станции и леса вдалеке, виден лишь небольшой посёлочек. Который называется так же, как станция.

4. Но это только сначала тихо. Довольно быстро потом понимаешь, что тишиной в этом месте особенно не насладишься. Но в то же время и не соскучишься, если любитель железнодорожной техники. Грузовые поезда по стальной магистрали грохочут здесь с завидной регулярностью. Вот, под электровозом ВЛ10 на запад идёт грузовой с контейнерами. Явно в морской порт — либо в Питер, либо в Усть-Лугу.

Войбокало… Довольно причудливое название. Но ни к какому "вою бокалов" оно не имеет отношения (хотя одна народная легенда и даёт топониму именно такое объяснение, но оно не выдерживает элементарной исторической проверки), а кроме того, хотя это и не очевидно, ударение в этом названии падает на первый слог. Да, так и произносится — ВОйбокало. И происхождение этого названия финно-угорское — из ижорского языка. Войбокало впервые упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины. Но историческая деревня Войбокало находится не здесь, а в четырёх километрах восточнее. Здесь же — посёлок при станции, возникший при постройке железной дороги Петербург — Вологда — Вятка, открытой в 1906 году.

5. С времён постройки дороги на станции сохранилась водонапорная башня. Точно такая же есть на станции Бабаево и ещё нескольких. Учитывая, как часто бомбили станцию в войну, даже удивительно, что она уцелела.

6. И именно о войне в истории этой станции напоминает вот эта стела рядом с платформой. Дело в том, что во время блокады Ленинграда станция Войбокало, находясь в тылу, была важным, как мы бы сейчас сказали, логистическим пунктом на Дороге Жизни. А именно — по направлению к Ленинграду Дорога Жизни здесь уходила с магистральной железной дороги к Ладожскому озеру. И в первые месяцы здесь происходила перегрузка с поездов на автотранспорт, а в конце января и начале февраля 1942 года в срочном порядке была проложена временная железная дорога от Войбокало на север, к деревням Лаврово и Кобона, и до Кареджской косы на берегу Ладоги, где появилась станция Коса: оттуда Дорога Жизни продолжалась уже по Ладоге в сторону Ленинграда. На постройку тридцати километров железной дороги в условиях зимы и постоянных бомбёжек ушло меньше месяца. Трудно оценить приложенные для этого усилия.

Железная дорога эта действовала до января 1943 года, когда была прорвана блокада, и появилась Дорога Победы вдоль побережья Ладоги на освобождённой от нацистов территории. Линия Войбокало — Коса была разобрана. До сих пор местами по её трассе идёт автомобильная грунтовка, но я в ту сторону не ходил. Впрочем, посещение Лаврово и Кобоны в мои планы ещё входит.

7. Выхожу в посёлок. В основном он примерно такой. Население его, по последним данным, составляет 325 человек.

8. Погода очень традиционная для девятого мая в наших краях — солнечная, но прохладная. В майскую пору природа потихоньку окрашивается в зелёный цвет — уже пробилась трава, на деревьях появляются листья. Но пока ещё весна — от земли веет холодком, а на дорогах пыльно.

9. Изба рядом со станцией. Вот такая форма фронтона с полукругом под коньком крыши (не знаю точно, как это называется) характерна для этих мест — именно между Питером и Волховом. На этом доме даже указали год постройки — 1957.

10. Соседняя улица (кадр сделан уже вечером, перед отъездом обратно, поэтому свет другой).

11. Много довольно красивых домиков. А эту кучу кирпичей у ворот я издалека сначала принял за дрова.

12. Через посёлок протекает речка Сарья, название которой происходит от финского (в широком смысле) Saari — "остров" (то есть "островная река"). Речка маленькая, но с быстрым течением, неподалёку отсюда она впадает в реку Лаву. В кадре виден железнодорожный мост.

Одной из моих целей в Войбокало была братская могила к северу от посёлка, в двух километрах от станции, но туда сходить я решил в конце. А сначала решил посетить село Шум, прилегающее с южной стороны, за железной дорогой.

13. За спиной остался железнодорожный переезд. За путями Войбокало, а с этой стороны уже Шум. Железная дорога служит их границей.

14. Водоём на краю села. Не знаю, пруд это или естественное озеро.

15. А в канаве с мутной водой плавают утки:

16. Начинается Шум. Да, в самом прямом смысле слова. Но шум с маленькой буквы здесь в основном эпизодический — когда проходят поезда.

Войбокало и Шум. Довольно забавное топонимическое соседство. Особенно если учесть, что поблизости есть ещё и деревня Пиргора. Вышеупомянутая народная легенда связывает эти названия с Петром I. Мол, в честь победы над шведами царь устроил в этих местах пир горой, на котором стоял вой бокалов, а шум раздавался на всю округу. Но это не более чем народное творчество. Шум впервые упоминается тоже в 1500 году (в том же историческом документе), и сначала село носило название Сари или Шуари (от речки Сарьи), где второй вариант постепенно трансформировался в Шум. Название Шум впервые фигурирует уже в XIX столетии. Сейчас это довольно крупное село (полторы тысячи жителей).

17. Сразу видим, что здесь немало многоквартирных домов. Есть и по четыре этажа.

18. И у дороги, рядом с чьими-то домами, вот такой скромный мемориал напоминает о страшных днях сорок первого года. На переднем плане два противотанковых надолба, дальше — памятная стела. Венки, скорее всего, были возложены в тот же день с утра.

О роли этого места в трассе снабжения Ленингрда уже сказано выше. Временная железная дорога к Ладоге была построена уже позже, в начале 1942 года. А в декабре 1941 гитлеровцы, не сумев выйти восточнее к реке Волхов, и будучи отброшены из Тихвина, прорвались к Шуму, и попытались отсюда выйти к берегу Ладоги, и тем самым замкнуть второе кольцо блокады и перерезать Дорогу Жизни. Фронт висел на волоске, но советским войскам удалось остановить врага в полутора километрах от Шума, и перейти 18 декабря в наступление. Силами 54-й армии немцы были к 30 декабря отброшены к Киришам, и это наступление было частью Тихвинской наступательной операции, которая стала первой стратегической победой наших войск под Ленинградом.

19. Мемориальная доска на стеле явно новая. Только непонятно, почему в неё вписали 1943 год, когда бои шли уже не здесь, а западнее.

20. Напоминания о войне и происходивших здесь боях нам ещё встретятся. А это — центр села. Местные жители, или приехавшие в гости питерцы, гуляют в солнечный и праздничный майский день. Много детей. Благодаря тем, кто тогда воевал, люди и могут сегодня здесь радоваться жизни.

21. Администрация Шумского сельского поселения:

22. Напротив неё — "Магнит". Даже тут он есть. И "Пятёрочка" тоже.

23. А вот школа:

Будучи селом, внешне Шум (да, забавная игра слов) похож скорее на посёлок. Здесь есть небольшой арболитовый завод, благодаря которому, видимо, заурядное село и выросло в позднесоветские годы (и тогда же этот квартал домов был построен). Его я не запечатлел, но выглядит он полузаброшенным, хотя, вроде, всё-таки как-то работает.

24. Возле домов всё довольно чисто и аккуратно. Я, к сожалению, не знал, что в конце этой улицы есть ещё памятник павшим на войне уроженцам Шума, и не дошёл до него.

25. Идём дальше. Рядом с администрацией есть ещё вот такая покосившаяся и вросшая в землю пятистенная изба.

26. И снова Сарья. Вода бурая, торфяная. Девятого мая на реках ещё не ушло половодье. Здесь, правда, это не очень заметно, поскольку речка маленькая, но из окна электрички я по пути видел Ижору, Тосну и Мгу, в которых уровень воды был ещё явно выше, чем летом.

27. В Шуме ещё есть Покровская церковь. Сама она была построена в середине 1990-х, а колокольню пристроили буквально только что. Видно, что вход ещё не успели доделать.

28. А вот так выглядит старый Шум. Вполне возможно, что некоторые дома построены ещё до войны, и помнят декабрьские бои 41-го.

29. Дома симпатичные. Хочется кадр озаглавить "Изба в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии".

30. Новый трёхэтажный дом:

31. Выходим из леса. В южном направлении ведёт грунтовка, которая через несколько километров заканчивается тупиком в деревне Падрила.

32. С этой стороны находится шумское сельское кладбище:

33. И на нём есть братская могила погибших здесь в сорок первом красноармейцев:

Скорее всего, утром здесь было какое-то праздничное мероприятие, но сейчас людей не было. Понятно, что в День Победы есть парад, и даже много их в разных местах, есть различные торжественные празднования в больших городах, но и о таких местах, как здесь, тоже надо помнить. Рядом село и просёлочная дорога, лес, весенняя природа. И тихое место с братской могилой. Памятник скромный, сдержанный.

34. Интересно, что указана цифра 1944 — имеется в виду год окончания блокады Ленинграда.

35. И имена. Много-много имён…

"Выпьем за тех, кто зимою холодною
В мёрзлых лежал блиндажах,
Бился на Ладоге, дрался на Волхове,
Не отступал ни на шаг!

Будут в преданьях навеки прославлены
Под пулемётной пургой
Наши штыки на высотах Синявино,
Наши полки подо Мгой"

36.

37. Дорога ведёт дальше. И где-то тут в декабрьские дни сорок первого проходила линия фронта. Отсюда началось наступление советских войск.

38. Вдалеке лес. Именно из него тогда и вышли немцы, рассчитывая быстрыми темпами провести наступление к берегу Ладоги, но ещё не зная о том, что им предстоит отступать назад, в лютый мороз через чащобы, снега и замёрзшие болота.

39. Вон виднеется деревня Овдакало. Она уже была в оккупации. Фронт проходил где-то по вот этому полю.

40. Но сегодня здесь мирное небо.

Я пошёл обратно в Войбокало, чтобы ещё посетить братскую могилу в двух километрах севернее станции.

41. Снова перехожу железную дорогу. К станции в тот момент подъезжала электричка в Питер.

42. И почти сразу пошёл грузовой со стороны Питера. Участок от Мги до Волховстроя очень загружен.

43. И это снова Войбокало. Автодорога ведёт на север — к трассе Петербург — Мурманск. Солнце уже близится к закату, хотя времени прошло не много — просто я поехал сюда не с утра, а уже ближе к середине дня.

44.

45. Красивая резьба на доме. И тоже год постройки указан.

46. Металлома нет! И хорошо, что собака (наверное) предупредила о злом хозяине.

47. Я дошёл до конца посёлка и свернул на дорогу вдоль опушки леса:

48. Здесь находится школа:

49. А вон там, внизу, течёт Сарья. Эта часть посёлка — бывшая деревня Эхново, ныне присоединённая к Войбокало.

50. Один единственный домик на этом берегу. Моста тут, кстати, нет — чтобы попасть на другой берег, надо делать крюк в два километра.

51. Майский лес:

52. Дорожка ныряет в лес, но довольно быстро выводит на поляну.

53. А на ней вот такой мемориал с ещё одной братской могилой. Надпись гласит "Героическим защитникам Ленинграда", но шрифт неудачный.

54. И снова бесчисленное множество имён…

55. А вокруг тихий лес, и поют птицы. И солнце светит сквозь еловые лапы.

Короткое видео:

56.

Посидев здесь немного, и подкрепившись, я пошёл обратно к станции. В итоге я оказался на ней в точности к приходу обратной электрички в Питер. Ехал я назад также до Рыбацкого (причём конечной станцией электрички было Обухово, а не Московский вокзал), после этого успев в десять часов вечера посмотреть на праздничный салют в городе. Правда, смотрел я его не у Петропавловской крепости, где он проводится, а издалека, от Ушаковского моста (поблизости от моего дома). Парой фотографий салюта я этот рассказ и закончу.

57. Небо, на самом деле, было светлее. Это уже издержки настроек фотоаппарата.

58.

Вот так отметил я в этом году День Победы. Хоть и рассказ этот публикую уже спустя две недели после него, но, безусловно, это праздник, важный для нас постоянно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *