Поволжье. Март 2018

Опубликовано 7 апреля 2018 года

В первой половине марта 2018 года я совершил путешествие в города Среднего Поволжья — Самарской и Ульяновской областей. Два новых региона, восемь городов и великая река, представшая передо мной во льду и снегах. Хоть и март — уже календарная весна, но в этом году зима затянулась, и в начале марта я ещё застал вполне зимнюю погоду с довольно сильными морозами. Итак, начну я рассказы об этом путешествии с краткого обзора.

2. Первым пунктом поездки была Самара, куда я поездом выехал из Петербурга 28 февраля — в последний день календарной зимы. Хотя и нельзя сказать, что Самара находится далеко от Питера, поезд туда идёт долго. Путь его весьма не прямой, и занимает 39 часов — дольше, чем до Тюмени. На фото — Ивановская область утром первого марта.

3. А утром второго марта я приехал в Самару, встретившую меня 20-градусным морозом. Который, однако, переносится в более сухом Поволжье заметно легче. На фото — окраины Самары в последние минуты пути следования поезда.

Самара — город-миллионник, девятый по численности населения город России. При таком размере уже понятно, что город многогранен и разнообразен. Но при этом ощущение цельности и упорядоченности здесь размыто, и городская среда Самары оставляет впечатление довольно хаотичного симбиоза всего и вся (причём необязательно в плохом смысле). За четыре дня я успел рассмотреть Самару с разных сторон. Частично я это делал в компании моего школьного друга Валеры, который сейчас живёт именно в этом городе.

4. Исторический центр Самары, он же Старый город. Здесь множество дореволюционных зданий, и дух губернского волжского города. Самара основана в 1586 году, но с той поры в городе ничего не сохранилось.

5. Своего рода, историческое начало города — вот здесь. Это устье реки Самары, давшей городу название. Сейчас в обиходе реку называют Самаркой.

6. Но основная река, разумеется, Волга — широкая и величественная. Её ширина здесь превышает километр, и это короткий участок естественного русла: ниже по течению уже начинается Саратовское водохранилище, а выше стоит Жигулёвская ГЭС. Я приехал в конце зимы, когда все водоёмы ещё крепко скованы льдом, и по ним можно спокойно ходить. Между прочим, Самара, несмотря на свой большой размер, вся расположена только на одном берегу Волги. Противоположный берег — луга, леса, Жигулёвские горы и редкие деревни. Из Самары даже нет моста на другой берег.

7. Волжские торосы и острова с речными протоками. Это первый день, когда температура варьировалась от -21 до -14 градусов. Да, Самара прилично южнее Питера, но зима здесь холоднее. Хотя южный характер растительности и природных пейзажей заметен даже в это время года.

8. Улицы Старого города. По Самаре до сих пор вовсю ездят "ламповые" трамваи Татра Т3.

9. Это довольно типичный самарский вид. Такое хаотичное скопление старых зданий и новоделов.

10. И гуляя по городу, можно увидеть как такую картину:

11. …так и вот такую. И иногда бывает, что старые обветшавшие домики со стеклянными высотками соседствуют вплотную. Эта особенность (помимо Волги, конечно) делает Самару похожей на Нижний Новгород.

12.

13. Иверский монастырь — одна из наиболее известных достопримечательностей Самары. Дымящие трубы на дальнем плане — не менее известный Жигулёвский пивзавод.

14. Ещё одна запоминающаяся достопримечательность Старой Самары — костёл Пресвятого Сердца Иисуса.

15. Речной фасад Самары с Волги. Исторический центр находится справа. Надо полагать, за последние лет двадцать этот вид изменился существенно. А ещё, по облику исторического центра, да и по каким-то не всегда уловимым особенностям атмосферы, Самара, как и Нижний Новгород, оставила у меня впечатление такой "уменьшенной Москвы". Конечно, Самара при этом воспринимается как провинция, но в центре чувствуется ритм, свойственный мегаполисам.

16. Как водится, ближе к окраинам город становится преимущественно многоэтажным.

17. Типичный вид в самарских спальных районах:

18. Как и в Нижнем Новгороде, в Самаре непривычно для миллионника много частного сектора. Но так вышло, что его я подробно не осматривал.

19. Есть и советские промышленные районы со сталинской архитектурой. Не забываем, кстати, что в советскую эпоху город назывался Куйбышев. Немало заводов сюда было эвакуировано во время войны из более западных областей, и затем они в городе и остались, за счёт чего Куйбышев в те годы заметно поднялся. Впрочем, в войну городу даже была отведена роль "запасной столицы".

20.

21. А ещё в Самаре есть метро. Но оно не только очень маленькое (10 станций), а ещё и очень плохо встроено в городскую среду. Если в Нижнем Новгороде хотя бы есть станция у вокзала и станция в центре города, то в Самарском метрополитене нет даже этого, и охватывает он (при этом весьма избирательно) исключительно советские районы. Интервалы между поездами составляют здесь 7-8 минут (как, впрочем, и в Нижнем), а по пассажиропотоку самарское метро занимает последнее место в России.

22. Особняком от всех районов Самары стоит Куйбышевский, расположенный за рекой Самарой. Здесь особенно интересен соцгород нефтезавода — самый, пожалуй, оторванный от остального города район, живущий своей жизнью. День прогулки по этому району был самым тёплым за всю поездку (температура приближалась к нулю), и тогда же разыгралась метель, стихшая только через сутки. За 24 часа в Самаре выпало 10 сантиметров снега.

23. Эта же метель сопровождала меня на следующий день, когда я поехал в промышленный город-спутник Новокуйбышевск (103 тысячи жителей). Это город, возникший при ещё одном нефтезаводе, с приятным советским центром, немного напомнившим мне Северодвинск.

24. Ещё один посещённый мной промышленный город в Самарской агломерации — Чапаевск. В нём я побывал в тот же день, но погода буквально за час кардинально изменилась — небо полностью прояснилось, и снова начало подмораживать.

Следующим пунктом путешествия стал город Тольятти. Бывший Ставрополь, затопленный Жигулёвским водохранилищем, и заново построенный уже под новым названием в советское время. Сейчас это крупнейший город России, не являющийся областным центром (710 тысяч жителей).

25. Тольятти известен, прежде всего, благодаря АвтоВАЗу. В этом кадре именно Автозаводский район, и "Лада" в кадр попала не по забавному совпадению — их в городе действительно огромное количество.

26.

Город чётко разделён на три района, между которыми большие массивы леса (из-за этого Тольятти по ощущениям воспринимается как цепочка из трёх городов). Это Автозаводский, Центральный и Комсомольский районы.

27. Двор в Центральном районе. Эта часть города специализируется уже не на автомобилестроении, а на химических производствах.

28. А это третий район — Комсомольский, который я частично осмотрел уже вечером.

29. На следующий день я переехал Волгу и оказался в Жигулёвске ­— спутнике Тольятти на другом берегу. Он небольшой (55 тысяч жителей), а после шумного и многоэтажного Тольятти вообще казался тихой глубинкой.

30. Жигулёвск находится на внутренней стороне Самарской луки — большой излучины Волги, огибающей Жигулёвские горы. И собственно, у этих самых гор он и расположен, будучи обязан им и своим названием, и, можно сказать, своим существованием: до 1950-х годов здесь были только сёла, а потом началась промышленная разработка месторождений известняка и доломита, породившая город. Один из карьеров, кстати, хорошо виден в этом кадре в перспективе улицы.

31. А ещё из Жигулёвска — точнее из одного из его районов, есть интересный вид на Волгу и плотину Жигулёвской ГЭС. На другом берегу по-прежнему виден Тольятти, а выше плотины начинается Жигулёвское море — Куйбышевское водохранилище, которое тянется вверх по течению на сотни километров.

32. Замкнув круг по Самарской луке, я приехал затем в Сызрань. Она совсем не такая, как Тольятти или Жигулёвск. Это старинный уездный город, раньше процветавший за счёт купечества, а в советское время поднявшийся на промышленности, и насчитывающий сейчас 175 тысяч жителей. Город красивый, и, наверное, именно Сызрань мне больше всего понравилась в этой поездке. В кадре, кстати, не Волга, а её приток река Сызранка, с устьем впадающей в неё речки Крымзы. Формально Сызрань стоит на Волге, но фактически обращена к ней задворками (это как раз то, что в этом городе разочаровывает).

33. Также Сызрань известна как город с самым маленьким в России кремлём. Вот он весь — Спасская башня слева.

34. Улица Советская (бывшая Большая) — главная улица города с красивым ансамблем дореволюционной архитектуры.

35. Затем я переместился на двести километров на север и приехал в Ульяновск — ещё один волжский облцентр, причём довольно крупный (625 тысяч человек). В прошлом это губернский город Симбирск.

36.

37. Известен он, разумеется, и как родной город Ленина, в честь которого и получил нынешнее название.

38. Дом-музей Владимира Ильича:

39. Кирха Святой Марии (1913 год) — одно из наиболее запоминающихся зданий в историческом центре.

40. И снова Волга. Ульяновск находится выше Самары по течению, но река здесь шире — её ширина превышает три километра даже в самом узком месте. Дело в том, что здесь это Куйбышевское водохранилище, которое образовано той самой Жигулёвской ГЭС. В кадре — Императорский мост, совмещённый автомобильно-железнодорожный. Я проезжал по нему, когда ездил поездом на Южный Урал, но в этот раз не довелось.

41. Хотя Ульяновск, в отличие от Самары, перешагнул на другой берег. Немаленькая часть города находится за Волгой, но я, к сожалению, в ту половину города так и не съездил.

42. Но я был и в других районах города, помимо исторического центра. Вот это, например, район Ульяновского автомобильного завода (УАЗ).

43. А это поблизости от ЖД вокзала (который находится далеко от центра и на отшибе).

44. А это Ульяновск многоэтажный. Надо сказать, что хоть и Ульяновская область бедная, но сам областной центр какого-то депрессивного впечатления не производит.

45.

46. А во второй день в Ульяновске я съездил в Сенгилей — крошечный (6.5 тысяч жителей) и тихий городок у берега Волги ниже по течению.

47. С восточной стороны Сенгилей открыт перед Волгой. Кстати, всё то же Куйбышевское водохранилище частично затопило старую часть этого города.

48. А с западной стороны город закрывают меловые Сенгилеевские горы, которые надо преодолеть по пути сюда. Хоть они и невысокие, но заметно усиливают в городке некую атмосферу отрешённости.

Погуляв по Сенгилею, и вернувшись в Ульяновск, я в полночь сел на пассажирский поезд Уфа — Санкт-Петербург (а точнее, прицепной вагон Ульяновск — Санкт-Петербург), который ходит по одной нитке с самарским (только в другие дни), и поехал домой. Всё той же длинной не прямой дорогой, через Нижний Новгород, Иваново и Ярославль.

Пока на этом прервёмся. А затем продолжу я подробными рассказами об этом путешествии. Первым делом — про дорогу от Питера до Самары на поезде.

Добавить комментарий