Улан-Удэ. Часть 3

Опубликовано 9 июля 2018 года

В заключительной части рассказа про славный город Улан-Удэ посмотрим Железнодорожный район. Это северная часть города, которая отделена от всего остального Транссибирской магистралью. Помимо, собственно, вокзала и его окрестностей, здесь мы увидим соцгород Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода, а в конце — Лысую гору с буддийским дацаном и довольно интересными видами на город с высоты.

2. Начнём с железнодорожного вокзала, или станции Улан-Удэ, стоящей на 5641-м километре Транссибирской магистрали. Вокзал расположен так, что относительно центра города стоит по другую сторону от путей. На машине приходится объезжать, но для пешеходов есть длинный мост, соединяющий улицу Борсоева, где находился мой хостел, с Железнодорожным районом. Как помню, утром при отъезде из Улан-Удэ я вышел из хостела за 20 минут до отправления поезда. Очень удобно.

3. Транссибирская магистраль. Это пока что моя самая дальняя её точка. Этот участок Стального пояса России был открыт в 1900 году. Кроме того, Улан-Удэ является железнодорожным узлом: на юг отсюда уходит Трансмонгольская магистраль, ведущая в Улан-Батор и дальше в Китай. Строилась она поэтапно: в 1938-40 годах была проложена линия от Улан-Удэ до советской пограничной станции Наушки, в 1949 году она была продлена до Улан-Батора, а в 1956 — до Пекина, и соединена с сетью железных дорог Китая. И в наше время и в Улан-Батор, и в Пекин по этой магистрали ходят поезда из Москвы. А до Наушек ходит поезд из Иркутска, на котором я и приезжал в Улан-Удэ.

4. Улан-удэнский вокзал построен в конце 1930-х: новое здание решили возвести именно из-за расширения станции при строительстве Трансмонгольской дороги.

5. Вид по Транссибу "на запад" (фото сделано ранним утром при приезде). Справа видно локомотивное депо ТЧЭ-7 Восточно-Сибирской ЖД, где базируются грузовые электровозы ВЛ80, а также тепловозы 2ТЭ10, работающие на не электрифицированной Трансмонгольской магистрали (возможно, они и в Монголию заходят).

6. Напротив вокзала стоит управление Улан-Удэнского региона ВСЖД. Виден памятник верхнеудинским железнодорожникам-красногвардейцам, погибшим в гражданскую войну.

7. Здесь же — два локомотива-памятника. Паровоз серии Л, поставленный в 2009 году. Семафор прилагается.

8. А более новую эпоху в истории Транссиба символизирует электровоз ВЛ60, и уже со светофором. Этот локомотив действовал до 2013 года, а здесь установлен в 2014.

9. По соседству — церковь Николая Чудотворца. Построена в 2004-2006 годах.

10. Советская мозаика на одном из домов поблизости:

11. Ещё есть ДК железнодорожников, построенный в 1930-е годы. И золотистый Ленин. Да, Голова — это не единственный в городе памятник вождю, есть и более тривиальные.

12. Мозаика на стене ДК:

13. И в окрестностях вокзала — небольшой сталинский район, построенный для работников железной дороги. Здесь, кстати, один из немногих участков сети улан-удэнского трамвая, где он идёт не по выделенной линии, а просто по улице.

14. Более поздняя застройка. Есть и узнаваемые улан-удэнские панельки, о которых я уже писал в предыдущей части.

15. А вот этот район носит народное название Элеватор:

16. Пятиэтажка, построенная в 1966 году, поскольку именно тогда было "Улан 300 Удэ лет".

17. Интересно, какого года надпись на этом доме. Возможно, что и ещё советская.

18. На Комсомольской площади — памятник Воинам Бурятии, а на заднем плане — типовой кинотеатр.

19. Постепенно город меняется. Всё больше новых зданий.

20. Это — новый городской дворец спорта, открытый в 2012 году.

21. А северные окраины города — это большие массивы частного сектора:

22. Но я поворачиваю в соцгород Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода (ЛВРЗ) — изначально паровозоремонтного (из-за чего соцгород до сих пор иногда называют ПВЗ). Завод был построен в 1932-1934 годах, сделав Улан-Удэ важным промежуточным пунктом Транссиба: локомотивы, работающие на востоке магистрали, и нуждающиеся в ремонте, смогли теперь проходить его здесь, не уезжая далеко на запад. Завод работает и в наше время, по-прежнему ремонтируя локомотивы и вагоны, и производя запчасти для них.

23. Ну а соцгород достаточно характерный. Сталинская архитектура, большое количество зелени, и некоторая обособленность района от остального города.

24. И лёгкий налёт запустения. Местами кажется, что район особо не изменился с советских времён, и на фоне весьма современного в целом города это создаёт контраст.

25. В общем, характерный такой рабочий район с атмосферой "советской полудрёмы" — это ощущалось даже в 30-градусную жару. Есть тут и свои архитектурные доминанты.

26.

27. Пройдя чуть дальше, видим, что соцгород немного необычен. Здесь есть немало довоенной застройки, в том числе и конструктивизма. Всё-таки завод основан в 1932 году, так что и район при нём строиться начал ещё до войны.

28. На небольшом бульваре — видимо, советский ещё фонтан, сейчас не действующий.

29. И мемориал в честь работников ЛВРЗ (тогда ещё ПВЗ), погибших на Великой Отечественной войне.

30.

31. Чуть дальше — небольшой новодельный фонтан, а за ним — длинная лестница, которая давно не ремонтировалась. Вблизи она оказалась сильно разбитой.

32. И наверху стоит обшарпанный дворец культуры ЛВРЗ, в плачевном состоянии. До его реставрации всё никак не дойдут. В общем, если центр в Улан-Удэ неплохо благоустроен, то в Железнодорожном районе ещё многое предстоит сделать.

33. Рядом с ДК — ещё один Ленин, в какой-то пьяной позе (правда, памятник типовой).

34. Поскольку ДК находится на возвышении, от него открываются довольно интересные виды (и заглавный кадр сделан отсюда же). На переднем плане, в основном, такая типичная городская изнанка.

35. Посмотрим теперь чуть дальше. Тут на переднем плане видны дома соцгорода, а за ними — Улан-Удэнская ТЭЦ-1, построенная в 1936 году, в одно время с заводом (в общем-то, для него и строилась).

36. А тут на переднем плане — один из цехов самого ЛВРЗ, дальше — многоэтажный Октябрьский район, показанный во второй части, а высокая труба вдали — это ТЭЦ-2 (1991 год). И всё это на фоне живописных гор. А именно — хребта Цаган-Дабан.

37.

38. Спускаюсь обратно в соцгород по той же лестнице. Здесь есть немало интересных домов в стиле конструктивизма.

39.

40. Дворы:

41. А местами виды здесь такие, как будто в маленьком городке находишься. Чем не какой-нибудь Минусинск, например?

42. Ну а самое, пожалуй, впечатляющее здание соцгорода — этом Дом специалистов, тоже довоенный. Он очень большой — вытянут в весь квартал, и одним кадром его не охватить — отдалённо даже напоминает "Бусыгинские дома" в нижегородском Автозаводском районе. Даже арки есть!

43.

44. А вот это было довольно неожиданно:

45. Рядом с этим домом находится трамвайное кольцо (тупик ответвления от кольцевой системы городского трамвая). Там я сел на трамвай №4 и проехал одну остановку до самого завода.

46. Собственно, это и есть заводоуправление и главная проходная Улан-Удэнского ЛВРЗ, который, как уже говорилось, по-прежнему работает по первоначальному назначению, и принадлежит сейчас ПАО "Желдормаш". Здание построено в 1930-е годы, как и сам завод.

47. У проходной — паровоз-памятник серии СО. Сидящие возле него люди — судя по спецовкам, работники завода во время перерыва.

Пропустил я в итоге институт железнодорожного транспорта, стоящий по соседству, увидев его только из окна трамвая, на котором я от завода поехал обратно в центр города. Там, пообедав в столовой на площади Советов, я поехал на маршрутке на Лысую гору, которая находится на севере Железнодорожного района, но уже далеко от железной дороги. На этой горе находится главный буддийский храм Улан-Удэ — дацан Ринпоче-Багша. Путь к нему лежит по извилистым улочкам частного сектора, зато стоит он на вершине горы, откуда виден весь город.

48. Так выглядит вход в дацан (между прочим, дацаном называется вся территория, а, собственно, здание храма — это дуган). Место, как видим, популярное. Дацан посещают и жители Улан-Удэ, и буддийские паломники из Бурятии и других регионов. На плотно заставленной парковке я видел даже машину с номерами Калмыкии.

Название Ринпоче-Багша дано в честь тибетского монаха Еше Лодой Ринпоче (где слово "ринпоче" — это не имя, а титул, обозначающий в переводе с тибетского языка "драгоценный"), который в 1993 году приехал в качестве миссионера в Россию, а в 1999 основал этот храм. Само здание было возведено уже в начале 2000-х. Полностью название можно вольно перевести как "Храм драгоценного учителя".

49. Дуган (то есть здание храма). По сути, здесь не только храм, но и целый буддийский культурный центр.

50. Симметрично с двух сторон от входа стоят две вот такие ступы:

51. Интерьер храма. Фотографировать там можно, но за посильное пожертвование (ящики, как и в церквях, стоят у стен). На алтаре стоит шестиметровая статуя Будды, а на вот эти деревянные настилы на переднем плане молящиеся ложатся лицом вниз. Обходить храм, кстати, нужно строго по часовой стрелке, и, самое сложное, идя к двери, нельзя поворачиваться к алтарю спиной, то есть нужно возвращаться спиной вперёд. Хоть и от буддизма я далёк, и дацан разглядывал примерно как музей, эти правила старался соблюдать.

В общем, побывать в буддийском храме было интересно (к тому же, этот был не единственным, поскольку я съездил ещё и в Иволгинский дацан недалеко от города), а тем более ещё и увидеть, что в России есть народы, исповедующие эту религию; но, надо сказать, буддийская культура для меня чужая и малопонятная. Так что и понимание посещённого мной места в этом случае оказалось поверхностным.

52. А ещё вокруг дугана по часовой стрелке идёт Дорога Долгой жизни — пешеходная дорожка из дощатых мостков с беседками, у каждой из которых стоят деревянные фигуры животных из 12-летнего цикла китайского календаря. Вот, например, тигр.

53. Здесь же можно полюбоваться природой. Дацан находится в прореженном сосновом бору. Склоны вокруг — то степные, то лесистые. Словом, типичный забайкальский пейзаж. А ещё я видел здесь белок.

54.

55. Возвращаемся к храму. За ещё несколькими ступами находится смотровая площадка с видами на город.

56. И оттуда расстилается внизу панорама Улан-Удэ.

Город, будучи окружён горами, находится в котловине, что вполне естественно, так как строился он изначально у слияния рек Уды и Селенги. Собственно, Лысая гора, на которой дацан, — это один из отрогов хребта Улан-Бургасы (в переводе — "хребет Красных кустов"), который подступает к городу с севера (а город, расширяясь, постепенно стал на него взбираться).

57. С южной стороны над городом возвышается Цаган-Дабан ("Белый перевал"). На переднем плане видна уже знакомая ТЭЦ-1 (а ещё ближе можно разглядеть цеха ЛВРЗ), а дальше — Октябрьский район.

58. А с западной стороны, и чуть подальше от города — Хамар-Дабан ("Ореховый перевал"), который дальше на запад тянется к Байкалу, в итоге соединяясь с Саянами. Именно его отроги выходят к южному побережью Байкала, в том числе и у Слюдянки.

59. Ну а внизу течёт река Селенга, к которой город не имеет вменяемого выхода. Её долина как раз и отделяет Хамар-Дабан от двух других хребтов (и в совокупности все местные хребты называются Селенгинским среднегорьем). Где-то на переднем плане проходит Транссиб (и сильно приглядевшись, можно даже увидеть в левой части кадра вокзал и церковь возле него).

И на этом я заканчиваю рассказ об Улан-Удэ. Бурятская столица оказалась достаточно красивым и интересным городом. В сравнении с Иркутском, Улан-Удэ показался мне как-то провинциальнее и даже суровее. Но и это по-своему любопытно. Следующий рассказ будет про две разные поездки в окрестности города (решил объединить в один пост, потому что фотографий набралось совсем немного) — в Иволгинский дацан, а также в окрестности станции Татаурово, где Транссиб живописно идёт по долине Селенги. Это же будет и финальный пост во всём цикле моего восточно-сибирского путешествия 2017 года.

Добавить комментарий