Толмачёво и окрестности в середине весны

Опубликовано 12 мая 2018 года

Толмачёво — посёлок городского типа в три тысячи жителей на юге Ленинградской области, на берегах реки Луги, неподалёку от одноимённого ей города. Название это знакомо мне с детства и по карте области, и по расписаниям электричек с Балтийского вокзала. Поездку сюда я совершил в середине весны — 20 апреля 2018 года. Помимо собственно посёлка, есть здесь и немало природных красот: во-первых, река Луга — одна из крупнейших рек нашей области, которую мне в апреле довелось увидеть почти на пике весеннего половодья, во-вторых, живописные сосновые леса, а в третьих, река Ящера, на которой есть интересная природная достопримечательность — обрывы песчаника на высоком берегу. Обо всём этом и будет этот рассказ. Начнём с посёлка.

Ленинградская область вообще богата красивой природой и интересными историческими местами. В любую сторону от Петербурга, в любом районе. И в этот раз дорога мне в Лужский район — на юг (даже слегка на юго-запад). Начинается путь туда, как водится, с Балтийского вокзала, откуда до Толмачёво 122 километра, или чуть больше двух часов на электричке. Правда, в моём случае после Гатчины электричка стала отставать от графика, и получилось в итоге почти два с половиной часа.

2. Но вот, наконец, я в Толмачёво. Везла меня электричка ЭТ4А (произведена на уже закрывшемся Торжокском вагонзаводе), которая высадила пассажиров и поехала дальше в Лугу, где у неё конечная. Кстати, вечером обратно в Питер я поеду на той же самой электричке. Погода уже тёплая, весенняя. Но пасмурно, хотя иногда и солнце проглядывало.

3. Вид назад — в сторону Гатчины и Петербурга:

Лужское направление — это не что иное, как историческая Петербургско-Варшавская железная дорога. Одна из самых старых российских железных дорог, построенная в 1861 году. В наше время она разрезана несколькими государственными границами, и поэтому значение её совсем не так велико, как когда-то (да и даже как магистраль она не полностью сохранилась). Я по этой железной дороге доезжал до Пскова.

4. Типовой послевоенный вокзал:

По названию Толмачёво легко подумать, что станция названа по старинной деревне, которая была здесь ещё задолго до железной дороги. Но это не так. Изначально станция называлась Преображенская, а посёлок — Преображенский, поскольку неподалёку отсюда квартировал Преображенский полк. А нынешнее название дано в 1919 году в честь участника Гражданской войны Николая Толмачёва, сразу после того, как он погиб в боях с белогвардейцами (а точнее, застрелился, чтобы не попасть в плен) неподалёку отсюда.

5. Об этом напоминает и мемориальная доска на фасаде вокзала:

6. У станции есть маленькая привокзальная площадь. После ухода электрички народ разошёлся, и здесь стало тихо. Только пара-тройка таксистов дежурили у вокзала.

7. В конце станции — ЖД переезд на автодороге. По другую сторону от путей есть несколько деревянных железнодорожных домиков. Тот, что на заднем плане — скорее всего, времён постройки железной дороги.

8. Железная дорога уходит дальше на юг. Через 14 километров — Луга, где заканчивается электрификация, а через 150 километров — Псков. Значение этого направления сейчас не очень высоко, и грузовое движение по этой линии не сильное. А до недавного времени здесь ходили и поезда дальнего следования — на Ригу и Вильнюс, ныне отменённые. Но главное в этом кадре — впереди можно разглядеть мост через Лугу.

9. Ну а вот и Луга. Объятая стихией весеннего половодья. Снега этой зимой было много, так что и разлилась река от души. Летом на переднем плане только луг (простите за каламбур, но название реки к слову "луг", на самом деле, не имеет отношения, имея финно-угорское происхождение).

10. Собственно, мост. Он уже советской постройки. Первый мост был взорван в 1944 году фашистами при отступлении.

11. На противоположном берегу находится левобережная часть посёлка. На момент моей поездки пик половодья, вроде, уже прошёл, а во время наиболее сильного разлива жителям толмачёвского левого берега нередко приходится выкачивать воду из подвалов, а между домами передвигаться на лодках.

12. Весенний лес. Жаль только, что погода пасмурная, и получилось не очень красочно.

13. Вид вверх по течению реки. Виден автомобильный мост на трассе Петербург — Псков — Киев. Между прочим, в самом посёлке есть только ЖД мост. И чтобы попасть на машине с одного берега на другой, надо делать крюк.

14. И взгляд вниз по течению. Если выше Толмачёво стоит город Луга, то ниже — город Кингисепп, за которым река впадает в Финский залив. Река здесь кажется очень большой, но всё дело, опять же, в половодье. В остальное время года она заметно меньше. Но всё же это одна из главных рек Ленинградской области, а места вдоль неё иногда именуются Полужьем.

15. Чуть ниже моста обнаружился дореволюционный заброшенный дом, у которого первый этаж сложен из валунной кладки. В половодье он тоже стоит в воде.

16. А на подходах к ЖД мосту я заметил столбики от проволочного заграждения и бывшую сторожевую будку (в кадре не видна). Это явно указывает на то, что раньше мост охранялся, и проход по нему был запрещён, но сейчас охрану сняли. Раз автомобильного моста нет, так хоть пешком между двумя берегами можно ходить.

17. Но вернёмся от реки в посёлок. Его центральной осью служит улица Толмачёва, параллельная реке. А в левобережной части посёлка проходит дорога на посёлок Осьмино и на город Сланцы.

18. Поблизости от станции стоит маленький памятник самому Толмачёву. Поставлен, как видно, в 1959 году (к 40-летию его гибели).

19. Вдоль главной улицы есть немного пятиэтажек. Напомню, что население Толмачёво составляет 3 тысячи жителей (а в 1980-е годы было четыре), и это посёлок городского типа.

20. А тут слева видна школа. И жёлтый школьный автобус рядом с ней.

21. Довольно занятная заброшка. Стеклотару тут явно уже давно не принимают.

22. А вот какая-то маленькая сталинка. Даже не знаю, что там сейчас.

23. А тут вот почта. Здание явно недавно отремонтировано.

24. Чуть дальше — небольшой сквер и памятник воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне, интересно сочетющийся не только с крестом, но и с иконой Богородицы. В тот момент здесь местные школьники убирали прошлогодние листья и мусор.

Это именно памятник погибшим местным уроженцам. А в левобережной части посёлка есть и братская могила воинов, погибших здесь. Толмачёво было оккупировано нацистскими войсками 1 августа 1941 года, после падения Лужского рубежа. В период оккупации Лужский район особенно сильно в Ленинградской области выделялся активностью партизан. Недаром и следующая после Толмачёво ЖД платформа носит название Партизанская, а соседний разъезд назван в честь партизанки Антонины Петровой. Освобождён посёлок был 10 февраля 1944 года (как уже сказано, немцы при отступлении подорвали ЖД мост).

25. Пятиэтажки, сосны, спокойствие небольшого посёлка. Толмачёво запомнилось как такая вполне типичная Ленобласть. Один раз здесь я услышал окающий говор от проходивших мимо бабушек. От старожилов преклонного возраста его здесь ещё можно услышать.

26. Новый дом:

27. Хватает и частного сектора. Скорее всего, некоторые дома принадлежат питерским дачникам.

28. Дальше на главной улице находится Толмачёвский завод железобетонных и металлических конструкций — самое крупное местное предприятие. По крайней мере, внешне завод выглядит вполне живым. А у заводоуправления и проходной сохранилась советская стела.

29. Ещё интереснее другое — одна из заводских построек на вид явно дореволюционная.

И это действительно так. Завод этот основан в 1900 году, тогда ещё в посёлке Преображенском, и назывался сначала "Санкт-Петербургский завод канализационных труб и огнеупорного кирпича". Неподалёку разрабатывалось месторождение глины, но в середине 20 века оно истощилось, и в 1961 году завод был перепрофилирован — уже под то, чем он занимается и сейчас.

30. Рядом с заводом нашлась интересная деталь — следы бывшего железнодорожного подъездного пути. По контуру забора слева чётко прослеживается то, как он проходил, не говоря уже о том, что сохранился светофор.

31. Напротив завода стоит типовой сталинский дом культуры. Рядом — детская площадка. Много где в посёлке растут среди домов сосны, что, конечно, придаёт ему уюта и живописности.

32. Есть тут и типовые жилые сталинки первых послевоенных лет.

Статус ПГТ Толмачёво имеет с 1938 года. Помимо завода ЖБиМК, здесь ещё находится Лужский комбикормовый завод, но он на самом краю посёлка, и туда я не доходил.

33. А это администрация Толмачёвского городского поселения. Деревянный дом, к сожалению, обшили сайдингом.

34. Идём дальше:

35. Через посёлок протекает вот такой ручеёк. Вскоре он впадает в Лугу.

36. Чуть дальше — вездесущий "Магнит" и деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 2004-2007 годах — точное воссоздание старой церкви, построенной в 1890-е годы, и утраченной не от сноса в советское время, а от пожара в 1999 году.

Вот так выглядела старая церковь. Фото 1903 года.

37. Интересная деталь — сарай из бывшего грузового ЖД вагона. Там с обратной стороны даже клеймо РЖД сохранилось.

Вскоре посёлок заканчивается, и с востока к нему примыкает деревня Жельцы, но туда я не ходил. Я пошёл обратно, перешёл железную дорогу и отправился в западном направлении — к реке Ящере.

38. Позади меня ЖД переезд. И я снова выхожу к берегу Луги.

39. На пригорке обнаружился дореволюционный кирпичный дом.

40. Кто хозяева дома — не знаю, но кошки в окне видны сразу!

41. И снова разлившаяся Луга:

42. Потом посёлок заканчивается, и дорога идёт среди хвойного леса. Где повыше, и побольше песка — там почти сплошные сосны.

43. Лужское половодье преподносит множество красивых пейзажей. В остальное время в этом месте проходит грунтовая дорога (при мне она обрывалась, уходя под воду).

44. Зеркало весенних вод:

45. Чуть дальше возле дороги встретился реконструированный дзот. В этих местах проходил Лужский рубеж — оборонительная линия, построенная летом 1941 года силами мирных жителей. И вполне возможно, что какой-нибудь дзот находился и прямо тут.

46. Внутри:

47.

48. Лесной весенний берег. У воды характерный торфяной цвет, что указывает на то, что Луга течёт из болот.

49. Чуть дальше находятся дачи и несколько турбаз и детских лагерей. Места здесь для этого вполне благодатные.

50. Дальше я повернул направо — в сторону от Луги, и оказался на лесной грунтовке. Среди такого соснового бора мне предстояло идти шесть километров до реки Ящеры.

51. Двадцатого апреля местами в лесу ещё лежали остатки снега.

52. В основном на дороге уже высохший песок, хотя местами встречалась и характерная весенняя грязь.

53. Дышится здесь хорошо. Землю покрывает характерный подлесок из мхов с вкраплениями ягеля.

54. "Лес незасоряйте…". Призыв правильный (хоть и написано с ошибкой), но писать краской на стволах деревьев — тоже не лучшее решение.

55. Живое пение весны в лесу чувствуется постоянно — не только в голосах птиц, но и в журчании ручьёв с талой водой.

56.

57. Хотя чисто на вид сосновый бор без лиственных деревьев выглядит так, что в нём и не отличишь — апрель сейчас, июль или октябрь.

58. Здесь стало выглядывать солнце, но когда я потом вернулся в Толмачёво, снова сгустились облака.

59. И через шесть километров от посёлка лесная дорога приводит вот в такое место. Небольшая поляна, разрисованная узором крепких корней. А дальше, за деревьями — крутой обрыв.

60. Подойдём поближе к обрыву и аккуратно туда заглянем. Внизу течёт речка! Это и есть та самая Ящера, которая через несколько километров впадает в Лугу. А выше по течению я видел её из электрички.

Самое интересное скрыто именно в склоне этого обрыва, и если заранее не знать, и не спуститься к реке, то эту природную достопримечательность и не увидишь. А где спускаться — понятно не сразу, потому что обрыв крутой. Но я после недолгих поисков всё-таки нашёл подходящий спуск, где местами кто-то даже сделал деревянные ступеньки, а где их нет — там можно хвататься руками за деревья.

61. Обрыв. Видны остатки ещё не дотаявшего льда, из которого непрерывно капала вода.

62. Речка всё ближе, цвет у неё ещё более торфяной, чем у Луги. И уже становится виден необычный обрыв её высокого берега.

63. И вот, во всей красе передо мной предстало обнажение песчаника, образующее почти что скалы. Датируется песчаник, вроде, Ордовикским периодом.

64. Вид вверх по течению:

65. Фактура обрыва очень интересная, и вызывает желание всё время водить по нему ладонью. К сожалению, "современные петроглифы" красоту нарушают.

Я, надо сказать, собравшись сюда в такое время года, не учёл одну вещь. В реке половодье, и поэтому идти вдоль воды удаётся едва-едва, и приходится почти вплотную прижиматься к обрыву. Из-за этого я так и не смог дойти до небольшой пещеры, которая есть внутри этого обрыва. Но впрочем, и увиденным я всё равно остался доволен.

66. Видно, что на низком пойменном берегу уже совсем другая растительность. Над обрывом — сосны, а за рекой преобладают лиственные — берёза, ольха, осина.

67. "Вода камень точит". Вот такую красоту создала эта совсем не крупная речка. А я, полюбовавшись на это творение природы, пошёл обратно наверх. Подниматься на обрыв уже значительно проще, чем спускаться.

И немного передохнув наверху, я пошёл обратно в Толмачёво. Всё те же шесть километров по уже знакомой дороге, и в результате я пришёл прямиком к железнодорожной станции минут за двадцать до электрички. А потом были два часа обратной дороги и возвращение в Питер на Балтийский вокзал.

Напоследок — короткое видео с рекой Ящерой и лесным ручьём.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *