Самара. Часть 5

Опубликовано 23 апреля 2018 года

Самара вытянута вдоль Волги. В предыдущей части я показал виды на город с реки вблизи его исторического центра. Но центр, в сегодняшних масштабах города — лишь небольшая территория вблизи впадения в Волгу реки Самары, а большое количество жилых районов, построенных в советское время, протянулось далеко на восток, и, наверное, большинство самарцев живёт именно там.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Глядя на карту, можно выделить два основных радиальных направления от центра: северо-восточное (собственно, вдоль Волги), куда идут параллельные друг другу улица Ново-Садовая и Московское шоссе, и восточное, куда идёт улица Гагарина, переходящая в улицу Победы — в том же направлении проложена единственная в городе линия метро. Эти два радиуса свзывают "диаметральные" магистрали — улицы Авроры, Советской Армии и Ново-Вокзальная, и проспект Кирова. В этот раз направимся на северо-восток.

2. Рядом с площадью Славы, которую я показывал в первой части, находится городской цирк. Он построен в 1969 году по типовому проекту.

3. А дальше уже начинаются районы из позднесоветских и современных многоэтажек.

4. Но есть и более старые вкрапления. Вот небольшой квартал довоенного конструктивизма:

5. На доме указан год постройки — 1935. Именно в тот год Самару переименовали в Куйбышев.

6. Проспект Ленина. Несмотря на своё название, он довольно короткий, хотя фактически является продолжением идущей из центра Ленинской улицы.

7. А это площадь Героев 21-й армии с мемориалом им самим. 21-я армия РККА была сформирована в 1941 году в Куйбышеве, и отсюда отправилась на фронт. Свой боевой путь она начала в Смоленске, а закончила в 1945 году в Праге.

8. В конце площади находится вход на станцию метро "Алабинская" — ближайшую к центру, и самую новую (открылась в 2015 году). О Самарском метрополитене я ещё расскажу отдельно.

9. Советские мозаики на панельных домах:

10. Вернёмся на проспект Ленина. Здесь есть интересные образцы позднесоветской архитектуры. На переднем плане справа 20-этажный дом, построенный в 1988 году, который в народе называют "дом-кукуруза", "тёрка" или "рашпиль", а за ним видна девятиэтажка 1963 года — одно из самых длинных зданий Самары (около 650 метров).

11. А в перспективе проспекта, на фоне многоэтажек, внезапно видна… ракета!

12. Это ракета-носитель "Союз". Ракеты этого семейства строились в Куйбышеве, который был одним из основных центров советской космической промышленности (наряду с авиационной). Само собой, в 90-е годы многое было утеряно, но ракетно-космический центр "Прогресс" в Самаре по-прежнему действует. Постаментом ракеты-памятника служит музей "Самара космическая". А подробнее тему космической отрасли в этом городе, скорее всего, скоро осветит .

Рядом с ракетой находится станция метро "Российская", но её я видел только изнутри. Проспект Ленина сделает изгиб и сливается с Ново-Садовой улицей.

13. Это оживлённая шумная магистраль. По ней же проходит трамвайная линия (причём "винтажные" опоры для проводов, по-моему, совсем не сочетаются с окружающим пейзажем). Слева виден торговый центр в бывших заводских зданиях.

Раньше здесь находился завод имени Масленникова (ЗиМ). Основанный в 1909 году как трубочный завод, в советские времена он производил боеприпасы, а также ряд гражданских товаров (например, часы), а название получил в честь самарского революционера Александра Масленникова. В девяностые завод закрылся, сейчас основная часть его зданий снесена, а территорию планируют застроить жилым микрорайоном.

14. В бывшем здании заводоуправления теперь офисы. И сохранилась советская вывеска.

15. Напротив была ещё фабрика-кухня, построенная в 1932 году в форме Серпа и Молота (с земли это, конечно, не видно). Интересный памятник архитектуры, но сейчас она фактически заброшена, хотя есть планы реконструкции.

16. А ещё здесь есть небольшой обелиск борцам революции:

17. Дальше идёт небольшой массив конструктивистских и сталинских домов. Как я понимаю, они строились для работников ЗиМа (но полноценный соцгород из них не сложился).

18. Какой-либо цельности в архитектуре здесь нет — на заднем плане уже видны новостройки.

19. Год постройки — 1954:

20. А этот дом ещё, видимо, довоенный:

21. Вид назад. Здесь я был на закате первого дня в Самаре. В конце дня на северо-восток города тянулись пробки.

22. Здесь же находится Самарский университет. Перед ним — памятник Ломоносову.

23. Рядом с университетом — церковь святой Татианы (2006 год). Подозреваю, посвящение вызвано совпадением дня памяти святой с днём студента (25 января).

По Ново-Садовой я дальше не ходил (только на трамвае ездил). Поэтому теперь посмотрим параллельную ей магистраль — Московское шоссе.

24. Вот так оно начинается — уходит наискосок от улицы Мичурина. Мы снова в паре кварталов от станции метро "Алабинская". Начинаясь почти недалеко от центра города, Московское шоссе тянется на километры на северо-восток, выводя в итоге за город. Причём, несмотря на название, прямо шоссе ведёт в Уфу и дальше на восток, а чтобы ехать в Москву, после выезда из города надо повернуть налево. В общем, и на запад, и на восток выезд из Самары находится в одном направлении.

25. В самом начале Московского шоссе — огороженный пустырь. Раньше здесь был подшипниковый завод, его после закрытия снесли, и территорию планируют застраивать. Но пока отсюда открывается довольно интересный обзор: видна церковь Рождества Богородицы (2003 год), справа видны те же две высотки, на фоне которых стоит ракета, а вдали расстилаются заволжские просторы. Из-за расположения на возвышенности ощутимо дует холодный ветер.

26. А тут возле торгового центра почему-то поставили скульптуру коня:

27. Идём дальше. Перед нами — станция метро "Московская" (открыта в 2002 году).

28. Ещё через два километра находится Центральный автовокзал (кроме него, есть ещё пригородный, поблизости от ЖД вокзала). Местоположение выбрали не случайно: здесь на юг уходит улица Авроры, переходящая в итоге в Южное шоссе — выезд из города в южном направлении. То есть это главный автодорожный узел Самары.

29. Рядом гостиница, где у входа неожиданно притаился бюст Ленина:

30. Вышеупомянутая улица Авроры, ведущая на юг. Названа она в честь крейсера. В застройке всё перемешано: хрущёвки, двухэтажные сталинки, новые дома.

31. Церковь Сергия Радонежского, построенная в конце 1990-х. Если быть точнее, её переделали из советского хлебного магазина, надстроив купола (это хорошо видно по более старой кирпичной кладке в основном объёме здания).

32. Город меняется. Когда-то эти обшарпанные двухэтажки были новыми, и деревья вокруг них были маленькими. Сейчас над ними вырастают громады новостроек. Жилищное строительство в Самаре идёт весьма активно. К сожалению, запредельно высоких "муравейников" в городе тоже много.

33. Огромный номер дома на стене:

34. Перекрёсток с улицей Гагарина. Для Самары характерен своеобразный облик пятиэтажных хрущёвок. Вот как здесь.

35. Улица Авроры спускается дальше в долину реки Самары, затем пересекает её по Южному мосту и переходит в Южное шоссе.

36. Но вернёмся на Московское шоссе. Оно приводит в большой спальный район, поделённый на микрорайоны с номерами. Господство типовой застройки, и шумные широкие проспекты. В общем, типичные для любого российского города спальные жилые массивы.

37. Многие дома здесь недавно покрасили. Выглядит неплохо. Во всяком случае, откровенно вырвиглазной расцветки я не видел.

38. Движение на Московском шоссе сильное. Вон даже двухуровневый перекрёсток сделали. Слева видна Благовещенская церковь (2013 год).

Дальше в ту сторону я не был. Как уже сказано, Московское шоссе в конечном итоге ведёт и на запад, и на восток. В том же направлении расположен Тольятти — второй по величине город области. В ту же сторону и аэропорт "Курумоч". Так что это главный парадный въезд в Самару. Аэропорт, кстати, находится далеко: даже отсюда (а здесь уже далеко от центра) до него почти 40 километров. Зато он на почти одинаковом расстоянии между Самарой и Тольятти, и оба города его делят фактически на равных.

39. Парк имени Гагарина рядом с Московским шоссе — наверное, основное место для прогулок у жителей этого района. Здесь даже аттракционы есть.

40. Рядом с ним — самарская соборная мечеть, построенная в 1990-е годы. Кстати, порядка четырёх процентов населения как самой Самары, так и Самарской области составляют татары.

41. А это улица Стара-Загора. Необычное название — в честь болгарского города-побратима Самары.

42. Белый снег, голубое небо, солнце за голыми ветками деревьев, и урбанистический пейзаж многоэтажных кварталов. Самара запомнилась мне в том числе и так.

43. Улица Советской армии. Вдалеке видна церковь Самарских Святых (2010 год).

44. Ещё самарских новостроек:

Как уже говорилось, Самара — миллионный город. По официальным данным, она занимает девятое место в России по численности населения (хотя фактически большой разницы с соседями по списку нет). Также это третий по населению город на Волге, и один из четырёх волжских миллионников. Разумеется, при таком размере Самара является центром притяжения не только для своей области, но и для соседних — Ульяновской, Пензенской, Саратовской, частично Оренбургской, а также северо-запада Казахстана.

45. Круглая площадь на пересечении улиц Советской армии и Антонова-Овсеенко:

46. В общем, вот такие примерно самарские спальные районы.

Южнее показанных здесь мест, и восточнее центра города находятся интересные промышленные районы со сталинской архитектурой — Безымянка и Металлург. Их и посмотрим в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *