Пикалёво

Опубликовано 22 марта 2018 года

Маленький промышленный город Пикалёво — это один из самых отдалённых городов Ленинградской области. От Петербурга досюда 250 километров, или четыре часа на автобусе. До этой поездки я не бывал на юго-востоке области дальше Тихвина, хотя проезжал через эти места (в том числе и через Пикалёво) большое количество раз. Пикалёво — город довольно молодой, советский, живёт в нём 20 тысяч человек. Он входит в состав Бокситогорского района (при этом райцентр — Бокситогорск, меньше его по населению) Это был первый пункт короткого зимнего путешествия на юго-восток области. Посмотрим подробнее, что Пикалёво собой представляет.

Поездка началась на петербургском автовокзале, где я в девять часов утра сел на автобус до Пикалёво. Как ни странно, большинство пассажиров вышло в Тихвине, ещё некоторые — в деревнях по пути, и в итоге до конечного пункта очень мало кто ехал. Погода была солнечная, с лёгким морозцем (около -12 градусов). До Пикалёво я добрался уже после часа дня. На маленькой автостанции, уже знакомой мне по поездке на автобусе из Устюжны два года назад, подкрепился в буфете и пошёл смотреть город.

2. Что известно нам о Пикалёво? Прежде всего, что это промышленный город, порождённый заводами. А значит, доминируют в пейзаже города трубы, выпускающие клубы дыма, особенно густые и от того красивые в холодную зимнюю погоду. В самом начале прогулки по городу я ощущал в воздухе слабый запах цемента. И это не просто так: в Пикалёво два завода — глинозёмный и цементный, и они связаны одной производственной цепочкой.

Бокситогорский район — это, в основном, лесистые и болотистые места, больше похожие уже на соседнюю Вологодскую область, чем на окрестности Петербурга. Но есть здесь и открытые в XX веке месторождения полезных ископаемых — известняка, глины и бокситов, породившие небольшую промышленную агломерацию, которая состоит из двух городов — Пикалёво и соседнего Бокситогорска. Вообще-то Пикалёво известно ещё с 1620 года под названием "пустошь Пикалёва", на месте которой затем появилась деревня, а в 1906 году и станция с посёлком на железной дороге Петербург — Вологда — Вятка. Наконец, в 1935 году в окрестностях стали добывать глину и известняк, началось строительство сначала цементного завода (пущен в 1941 году), а после войны и глинозёмного (пущен в 1959 году). В 1954 году Пикалёво получило статус города.

3. Улица Строительная. Такой типичный пикалёвский вид. В старой части город застроен в основном типовыми сталинками.

4. Город достаточно тихий и уютный. Хоть это и Ленинградская область, но, повторюсь, от Питера далеко, и ощущается уже вполне как провинция. А ещё — много снега. На календаре было 31 января. Прошло уже больше половины зимы, и здесь, в отличие от Питера и запада области, снег как выпал в ноябре, так и не таял. Климат на востоке области отличается — тут зимой всегда холоднее.

5. Дворы. Вперемешку со старыми двухэтажками первых послевоенных лет, встречаются новые дома, возведённые для расселения ветхого жилья.

6.

7. Расселённые старые дома подчас так и стоят заброшенными, создавая мрачноватую картину. Но, может быть, скоро их снесут.

8. А вон и цементный завод впереди. Густые клубы его дыма пытаются рисовать облака на ясном небе.

9. Здесь же, рядом — Крестовоздвиженская церковь, переделанная в 1998 году из фойе кинотеатра. Случай нередкий для промышленных городов, но внешний вид этой церкви даже с учётом этого очень необычен.

10. Ещё новые дома, заменяющие собой ветхое жильё. Кстати, как ни странно, деревянных барачных домов я в Пикалёво не видел вообще.

11. Ближе к главной улице атмосфера становится более оживлённой. Люди идут в магазины, школьники возвращаются с уроков, попутно играя в снежки.

12. Улица Советская — главная в Пикалёво. Именно это и есть парадная часть города и его исторический центр — типичный соцгород. Эти дома, возможно, построены ещё до присвоения Пикалёво статуса города.

13. Вид в сторону главной площади. Но туда пойдём чуть позже. Прежде я решил сходить в конец Советской улицы — ближе к заводам.

14. А вот эта металлическая надпись на стенде — судя по шрифту, годов так 1960-х. Тоже довольно интересный исторический артефакт.

15. На интересные и порой неожиданные детали иногда натыкаешься случайно. Вот, например, вроде, просто жилой дом на улице Советской.

16. А оказалось вот что! Эти места в войну были прифронтовыми — до Пикалёво немецкие войска осенью 1941 года не дошли, хотя успели на месяц оккупировать Тихвин. Однако, авианалёты и бомбёжки были и здесь.

17. Напротив — симпатичный дом детского творчества (изначально, возможно, школа или дворец пионеров).

18. Конец улицы Советской. В деревянном доме слева находится краеведческий музей (не посещал).

19. По правую руку от улицы — небольшой сквер:

20. А за ним находится промзона. Парадное её здание — управление глинозёмного завода, построенное, как и сам завод, в 1950-е годы. У центральной проходной стояло множество машин.

За городом, в ближних окрестностях, находятся карьеры, где добывают известняк и глину, служащие сырьём для производства. Но там я не был, и не уверен, что карьеры можно просто так посмотреть со стороны.

21. Это тоже глинозёмный завод. К цементному я не ходил, ограничившись взглядом издалека на его трубы.

Два завода частично связаны производственной цепочкой — отходы производства глинозёма поставляются как сырьё на цементный завод. Но в постсоветские годы объёмы производства упали, и в 2009 году Пикалёво прославилось на всю страну из-за произошедшего здесь кризиса промышленности. Тогда оба завода были остановлены из-за убыточности, что привело к увольнению огромного количества работников и настоящему социальному взрыву с массовыми митингами и перекрытием трассы Петербург — Вологда местными жителями. В Пикалёво тогда лично приехал Владимир Путин (на тот момент — премьер-министр), дав указание возобновить работу предприятий на новых условиях и выплатить людям задолженности по зарплате. Эта история сильно повлияла на формирование в России законодательства о моногородах, где обозначается социальная ответственность градообразующих предприятий.

22. Обелиск рядом с заводом. Посвящён, видимо, трудовой славе предприятия.

23. Возвращаемся назад, в жилую часть города.

24. Школьная улица, параллельная Советской. Выглядит она скромнее, и застройка более поздняя.

25.

26. Снег, зимнее солнце, голубое небо, и дым от заводов. Такой вот пикалёвский пейзаж.

27. Справа видно типовое здание городской бани, которое ныне занимает вездесущая "Пятёрочка".

28. И снова главная Советская улица. Сталинские дома образуют небольшой ансамбль.

29. Напротив — пожарная часть:

30. Выглядит достаточно симпатично. Хотя аляповатые вывески немного портят фасады.

31.

32. Выходим на площадь Комсомола — главную площадь города. Выглядит она для такого маленького города (напомню, 20 тысяч жителей) довольно солидно и интересно.

33. Доминанта площади — красивый дом с портиком, построенный в 1957 году. И тут опять "Пятёрочка".

34. Напротив него — типовой дом культуры и заснеженный бюст Ленина.

35. По бокам площади — вот такие дома, тоже необычно большие по тем временам для города такого размера. Возможно, это дома для начальства заводов.

36. Как водится, главная площадь и является в городе самым оживлённым и людным местом.

37.

38. Дальше сталинская архитектура заканчивается, сменяясь серым кирпичом и бетоном.

39. Нашлась и одна новостройка. Судя по этажности, эта уже не социальная.

Устройство города довольно простое. Пикалёво можно условно разделить на старую часть (соцгород) и немного обособленную от него новую (многоэтажные микрорайоны, построенные в позднесоветские годы). По площади новая часть заметно меньше старой, но более многоэтажная, и по населению они, наверное, примерно равны.

40. Вид на микрорайоны. В этом месте становится видно, что в Пикалёво есть и девятиэтажные дома.

41. Пикалёвские микрорайоны застроены, в основном, типовыми домами ленинградских серий. И строились они в 1980-е годы.

Пара слов о транспортной доступности города извне. Я, как уже сказано, приехал в Пикалёво на автобусе из Питера. И добраться сюда этим видом транспорта труда не составляет. Сложнее дело обстоит с железной дорогой. Речь даже не о том, что электричек в этой части Ленинградской области (восточнее Волхова) очень мало, а о том, что железная дорога в Пикалёво проходит через город (пусть и по краю, и в основном за заводами, но достаточно близко к жилым районам), но при этом вокзал находится далеко за городом, аж в семи километрах западнее. В итоге, проезжая Пикалёво на поезде, можно видеть такую картину: поезд останавливается на станции Пикалёво-1 в маленьком посёлке, потом отправляется, оставляя посёлок позади, и только после этого, через несколько минут, за окнами поезда мелькает город (в такой последовательности — если ехать со стороны Питера). То есть, вокзал в Пикалёво вроде и есть, а вроде и нет, и популярности железнодорожному транспорту среди местных жителей это, конечно, не добавляет. А ведь из Пикалёво прямыми поездами можно уехать даже в Сибирь.

42. Новая часть Пикалёво находится на возвышенном месте. Из-за этого, и из-за широких пространств между домами здесь свободно гуляет холодный ветер.

43. И тут своя жизнь идёт…

44. Увидел снегиря на дереве. Но запечатлеть его было непросто — всё время скакал с ветки на ветку.

45. Солнце опускается. Наступает последний вечер января.

46.

47. Отсюда не менее интересный вид на три трубы цементного завода.

48. Улица Металлургов — главная в новой части города. Вдалеке уже виден лес, который почти вплотную окружает город со всех сторон. С юго-востока к Пикалёво примыкают дачные садоводства, которые я видел только издалека.

На этом, в общем-то, и всё о Пикалёво. Сделав круг, я завершил осмотр города и вернулся на автостанцию, откуда мне предстояло ехать в Бокситогорск — второй город этой промышленной "глинозёмной агломерации", он же районный центр (который, при этом, меньше Пикалёво). По дороге до Бокситогорска всего 30 километров, и автобусы ходят часто. Поскольку уже настал вечер, и начинало темнеть, я оставил осмотр города на второй день, переночевав в Бокситогорске в гостинице, а вечер посвятив отдыху и короткой вечерней прогулке. Так что следующий рассказ будет именно про Бокситогорск.

Добавить комментарий