Из Осташкова в Торжок по заповедной железной дороге

Опубликовано 27 мая 2019 года

Тверская область изобильна живописными и глухими железнодорожными ветками. Мне уже хорошо знакома заповедная Бологое-Полоцкая дорога, по которой я в октябре 2018 года проехал на поезде под паровозом до Осташкова. Следующий день я посвятил поездке на исток Волги, а затем, второй раз переночевав в Осташкове, отправился на поезде в Торжок, по не менее заповедной железнодорожной ветке, где до сих пор действуют семафоры, а 207 километров пути поезд преодолевает аж шесть часов. И всё это время — медитативная езда через тверскую глушь, с глубокой осенью за окном.

Поезд этот редкий — ходит всего два раза в неделю. Между прочим, уже после моей поездки, в январе 2019 года, произошли изменения: поезд теперь ходит не до Торжка, а до Кувшиново (кстати, точно так же было и с 2013 по 2018 год — лишь на год было восстановлено движение до Торжка). Так что я удачно успел проехать весь маршрут, и, к сожалению, в данный момент целиком повторить описанную здесь поездку невозможно. Но, впрочем, по самому интересному участку заповедной линии поезд по-прежнему ходит.

2. Выйдя утром из гостиницы, подъезжаю на автобусе к вокзалу. Поезд на Торжок отправляется в 10-15. Вот он, уже стоит на втором пути: тепловоз ТЭП70БС и один сидячий вагон. Можно сказать, что локомотив больше поезда. Кстати, этот вагон я видел тут ещё накануне утром, и уже догадался, что на нём я завтра и поеду.

3. Атмосферное утро на станции Осташков. Это ещё Бологое-Полоцкая дорога — первые 42 километра до станции Соблаго мне предстоит ехать по ней, а уже там свернуть на глухую ветку в Торжок.

4. Захожу в вагон и обнаруживаю, что народу вообще нет. Я пока что единственный пассажир! Занимаю кресло, кладу рядом рюкзак и готовлюсь к неторопливой шестичасовой дороге. Через пять минут на станции объявляют отправление, и поезд трогается, плавно оставляя позади осташковский пейзаж.

5. Пока что я продолжаю поездку по Бологое-Полоцкой, по которой уже ездил раньше. За окном осенний лес. Утро, как и весь день, выдалось солнечным, а ещё видны следы прошедшего утром заморозка — тонкий лёд на болотах и иней на траве. А в вагоне тепло.

6. В десяти километрах от Осташкова справа от железнодорожного полотна стоит памятник на месте, где в октябре 1941 года было остановлено наступление гитлеровцев, которым так и не удалось взять Осташков. А спустя три месяца отсюда началось наступление советских войск, освободивших к концу января 1942 года Андреаполь и Торопец. Бологое-Полоцкая магистраль в военные годы вовсю работала как прифронтовая дорога, и нередко её бомбили.

В вагоне работают две женщины — проводница и кассир-контролёр. Вторая подходит ко мне и пробивает мне билет до Торжка. Я пока единственный пассажир, так что делает она это не спеша. В этом поезде словно и нет места никакой суете и торопливости. Проезд, кстати, весьма дорогой — в Тверской области совершенно неадекватные тарифы на пригородные поезда, и за 207 километров билет стоит больше пятисот рублей. Немного разговорился с контролёром (сама она, как оказалось, из Ржева).
— А всегда здесь так мало народу?
— Да нет, по-разному бывает. Сегодня ещё, видите, понедельник. В пятничный рейс обычно побольше ездит. От Осташкова до Соблаго, до Селижарово, потом другие пассажиры садятся. Ну а летом иногда и много народу может быть, — отвечает она, отрывая мой билет от кассового аппарата.
— Понятно. А я вот путешествую, сам из Петербурга, железные дороги изучаю. Вот в субботу на паровозе из Бологое сюда приехал.
— Да, я так и поняла. У нас тут бывают иногда путешественники. Вот недавно из Калининграда ребята приезжали, ездили тут. Железные дороги у нас заповедные, после Соблаго даже жезловка до сих пор действует.
— И семафоры ведь есть ещё?
— Есть, да. Вот после Соблаго поедем дальше, там и увидите. Кстати, у нас там в начале вагона кипяток есть, можете чай заварить, если кружка есть. Дорога длинная, так что мы титан всегда растапливаем.
— Хорошо, спасибо. Обязательно.

7. Тем временем, приближаемся к посёлку Пено и переезжаем по мосту Волгу. В этом месте на ней уже Верхневолжское водохранилище, так что она довольно широкая.

8. Посёлок Пено хорошо виден из поезда. Это районный центр (население 3.7 тысячи жителей).

9. И станция Пено. Вокзал послевоенной постройки, первоначальный не пережил войну. Здесь в поезд село довольно немало пассажиров, и в вагоне наконец зазвучали голоса людей. Однако через 12 минут поезд прибыл на станцию Соблаго, где вся компания пассажиров дружно его покинула.

10. В Соблаго невзрачный кирпичный вокзал. В 2013 году на его крыше были большие буквы с названием станции. Кому в руководстве железной дороги они мешали — непонятно.

Соблаго (кстати, у этого названия есть два варианта ударения: на первый или на второй слог) — узловая станция, и именно здесь и начинается ветка на Торжок. И её начало находится со стороны Осташкова, а потому мой поезд меняет в Соблаго направление движения и стоит здесь полчаса. При станции — небольшой посёлок, и за время стоянки я почти целиком успел его обойти.

11. Выглядит Соблаго примерно так. Здесь всюду песок, а посёлок окружён корабельным сосновым бором.

12. Почта рядом со станцией:

13. Сельские пейзажи. Многие дома стоят боком к улице. В более восточных районах области этого уже нет.

14. Новенькая детская площадка:

15. И уже довольно раритетная машина:

16. В целом посёлочек довольно живописный. Здесь пахнет соснами, слышен лай собак, а со станции доносится гудение тепловоза. Посёлок Соблаго возник именно при железнодорожной станции. Станция и посёлок унаследовали название от деревни на берегу одноимённого озера в четырёх километрах отсюда, ныне уже давно не существующей.

17. Братская могила погибших здесь в войну красноармейцев. Рядом со станцией.

18. Зайдя в магазин купить немного еды, возвращаюсь на станцию. Это вид в сторону Осташкова (откуда я приехал) и Торжка (куда поеду дальше).

19. А поезд, тем временем, уже сменил направление. В кадре виден машинист (или помощник), который несёт в руках так называемый жезл. На торжокской ветке, куда мы отправляемся, до сих пор действует архаичная электрожезловая система: перед отправлением со станции машинист получает от дежурного жезл, который затем отдаёт дежурному на следующей станции. У дежурного он хранится в специальном аппарате, и извлечь его оттуда можно только после получения от следующей станции электрического сигнала о согласии на приём поезда (если жезл, соответствующий перегону, вынут из аппарата, то это значит, что перегон открыт). Дежурный следующей станции, получив жезл от машиниста, вставляет его в аппарат, тем самым закрывая перегон.

20. Возвращаюсь в вагон, где я на короткое время снова стал единственным пассажиром. Вскоре трогаемся уже в обратном направлении, но Бологое-Полоцкая дорога остаётся в стороне и скрывается за лесом.

21. И теперь впереди — 165 километров или четыре с половиной часа пути до Торжка. Едем медленно, порой приближаясь к лесной чаще, которая царапает поезд ветками.

22. Вскоре переезжаем озеро Тиницкое. Тут я неожиданно увидел стройку — строится второй пролёт моста! Весьма удивительно. Может быть, действующий ЖД мост уже нуждается в замене.

23. А само озеро местами заболочено:

24. Озеро скрылось из виду, и вокруг снова сомкнулся заповедный лес с мохнатыми еловыми лапами и лоскутами лишайников на соснах. Такие глухоманные железные дороги отлично сочетаются с русской природой. И этот поезд когда-то прозвали здесь "Снежинкой" — мол, как снежинка, мелькает среди деревьев.

25. Через 15 минут после Соблаго — остановка (бывший разъезд) Жукопа (на видео в конце поста я заснял проезд через одноимённую речку). Название может показаться неблагозвучным, но ударение в нём на последний слог — и от этого уже словно веет чем-то французским 🙂

История строительства этой железной дороги состоит из трёх этапов, причём начиналась она со стороны Торжка. Первым был построен и открыт в 1911 году участок (57 километров) от Торжка до села Каменное — нынешнего города Кувшиново. И это был подъездной путь бумажной фабрики, действующей и сейчас. В 1916-17 годах ветку продлили ещё на 55 километров до посёлка Селижарово, откуда стали вывозить лес — сырьё для бумажной фабрики. Наконец, в 1928 году открылись последние 53 километра от Селижарово до Соблаго, где эта ветка соединилась с Бологое-Полоцкой и стала сквозной.

26. Долго я стоял в хвостовом тамбуре, любуясь убегающими рельсами. Обратите внимание — здесь почти везде осталась песчаная насыпь и деревянные шпалы. Пока стоял, в тамбур заходила контролёр и напомнила мне про кипяток в титане, а сама забрала продукты, для которых они используют тамбур в качестве холодильника.

27. Остановка Шуваево. Хоть и домик покрасили в серый цвет, но старая табличка с названием осталась. В вагон здесь село несколько человек.

28. Деревня. За забором виден мальчик лет десяти, который провожал взглядом поезд.

29. А поезд продолжает медленно выстукивать километры по деревянным шпалам среди леса.

Всего лишь два раза в неделю он здесь ходит. И это уже давно так. А до 2015 года по этой ветке даже ходил целый поезд дальнего следования Москва — Осташков (который в прежние годы имел зловещий номер 666), и я его ещё помню в расписании на осташковском вокзале в 2013 году. А до примерно конца 90-х годов и этот поезд, на котором я еду, был поездом дальнего следования.

30. О, а вот и красавец-семафор стоит у рельсов! Первый на пути. Он служит входным для станции Скакулино.

Да, вместе с "жезловкой" на этой заповедной ветке до сих пор используется семафорная сигнализация. Вопреки расхожему заблуждению, семафор — это вовсе не название железнодорожного светофора. Сейчас семафоры на железных дорогах России — исчезающая редкость. Ветки, где они ещё действуют, можно пересчитать по пальцам одной руки (причём все они — на Октябрьской железной дороге).

31. Прибываем в Скакулино — первую на пути станцию. Она простенькая, с двумя путями и узким песчаным перроном. Рядом маленькая деревушка, а в пяти километрах находится довольно большой посёлок Селище.

32. Рядом станционный домик и "фирменный" навес со скамейкой.

33. Отправляемся. Видна дежурная по станции, которая уносит жезл, привезённый нашим машинистом из Соблаго.

34. Станция остаётся позади. Нас провожает выходной семафор. Крыло после прохода нашего поезда опустилось на 90 градусов к мачте — это сигнал, запрещающий проезд.

35. И почти сразу переезжаем по мосту небольшую реку, и только табличка у рельсов напоминает, что это Волга! Впрочем, это уже не тот лесной ручеёк, что я видел у истока. Тут Волга уже прошла через цепочку верхневолжских озёр. Но тут ещё чувствуется нахождение в местах, дающих начало великой реке.

36. Едем дальше. Деревья вокруг почти сбросили одеяние листвы, но день выдался погожий.

37. Через несколько километров пересекаем асфальтовую дорогу, соединяющую Осташков со Ржевом.

38. Здесь поезд въезжает в Селижарово — посёлок городского типа (6 тысяч жителей) и районный центр. Вырос посёлок из старинного села, известного с 1504 года. По мосту переезжаем реку Селижаровку (она начинается из озера Селигер — по сути, одно и то же название), которая здесь же впадает в Волгу.

39. Виден входной семафор:

40. И поезд прибывает на станцию Селижарово. Вокзал построен в 1960-е годы (к сожалению, нормально было не заснять — против солнца). В наши дни величина этого вокзала несоразмерна объёмам движения. Пассажиров тут, кстати, немного прибавилось. Иногда эту ветку даже называют "Селижаровской".

41. Отправляемся. Как видим, на станции есть лесопогруз. Видимо, лесом грузовое движение тут и ограничивается.

42. Местные глухие деревни связывают лесные грунтовки:

43. Болота:

44. И деревушки (в кадре — посёлок Красицы при бывшей станции). Я долго сидел и созерцал пейзажи. И чай, конечно, пил. Есть в таких поездках ни с чем не сравнимый уют.

45. На часах уже 14-40. Прибываем в Ранцево — третью станцию (здесь тоже есть семафоры: входной я снял на видео, выходной не снимал). Здесь сохранился красивый деревянный вокзал 1916 года (времён постройки дороги).

46. Посёлок Ранцево. До 2014 года здесь действовала торфовозная узкоколейка.

47. Ещё через пятнадцать минут начинается Кувшиново — единственный на этой дороге город (не считая Торжка). Город маленький (9 тысяч жителей), и из поезда выглядит примерно так.

48. Кроме жилых домов, отлично видна бывшая городская ТЭЦ, построенная в 1920-е годы. Сейчас заброшена, к сожалению.

За ней находится Каменская бумажно-картонная фабрика — градообразующее предприятие Кувшиново (до сих пор называется Каменской по селу Каменному, из которого вырос город). В начале XX века она принадлежала купцам Кувшиновым, в честь которых город впоследствии получил название. Как уже говорилось, именно к фабрике изначально вела от Торжка эта железнодорожная ветка.

49. В три часа дня прибываем на станцию Кувшиново (здесь уже нет семафоров, и заканчивается жезловка). На станции очень красивый деревянный вокзал-терем 1911 года, а ещё, внезапно, высокая платформа!

50. С того же времени сохранилась кирпичная водонапорная башня:

Как уже говорилось, через два месяца после моей поездки маршрут этого поезда обрезали, и Кувшиново стало его конечным пунктом. Причина этого в том, что только так поезд может обернуться из Осташкова одним днём: при следовании до Торжка идти назад поезду приходилось уже на следующий день (поскольку на этой линии дневной режим работы), и, в общем, как ни странно, не исключено, что после сокращения маршрута у поезда могло прибавиться пассажиров. Однако участок Кувшиново — Торжок остался без пассажирского движения, и было бы неплохо, если бы на него назначили отдельный пригородный поезд (и совершить описанную здесь поездку можно было бы хотя бы с пересадкой).

51. Ну а я отправляюсь дальше. Рядом со станцией приметил интересный кирпичный дом. Похоже, он построен до революции и имел отношение к бумажной фабрике.

52. Городской частный сектор. Довольно милые домики.

53. В Кувшиново село ещё несколько пассажиров. До Торжка осталось 57 километров, и скорость здесь заметно возросла. В 2013-14 годах этот участок был реконструирован, несколько утратив свою архаичность: отсыпали новую насыпь, уже из щебня, и положили бетонные шпалы. Правда, для чего — даже не очень понятно. Неужели тут настолько ощутимые объёмы грузового движения?

Кстати, тогда, при начале реконструкции этого участка, стали появляться самые невероятные слухи о якобы полном уничтожении всей ветки. И распространение непроверенной информации породило откровенно вводящие в заблуждение публикации — вроде, например, этой. Впрочем, сейчас уже очевидно, что эта информация не соответствует действительности.

54. Закрытая станция Щербово. Вокзал заколочен, видны остатки путевого развития.

55. Находится станция в посёлке с выразительным названием Первое Мая.

56. Остаются последние километры:

57. И последняя на пути станция — Торжок-Южный.

58. Переезжаем реку Тверцу, и начинается город. Вдалеке мелькают торжокские церкви.

59. Ну и наконец, в 16-15 прибываем на конечную. С платформы говорят — Торжок! После той глуши, по которой я ехал, станция Торжок выглядит очень большой и оживлённой. Здесь даже электрификация есть (она приходит сюда из Лихославля). Всё-таки удивительные контрасты в этих краях: ведь совсем недалеко отсюда проходит скоростная магистраль Петербург — Москва, по которой гоняют Сапсаны.

60. Поездка завершена! Прощаюсь с проводницей и контролёром и провожаю взглядом поезд.

Ну и в конце рассказа — видео. Здесь несколько фрагментов. В частности, в конце видно, насколько выше скорость после Кувшиново.

Ну а я пошёл в город. В Торжке мне предстояло провести вечер и первую половину следующего дня. Про этот старинный город я расскажу дальше.