Станция Новинка и её окрестности в февральский мороз

Опубликовано 6 мая 2018 года

В зиму 2017-18 годов самое холодное время пришлось на вторую половину февраля. Долгое время настоящих морозов не было, но под конец зима решила напомнить о себе. И после 20 февраля подул северо-восточный ветер, температуры стали опускаться ниже 20 градусов мороза, и, в общем, наступила погода формата "мороз и солнце". Разумеется, пропускать такое было никак нельзя, и я решил в один из дней выехать в область. Больше всего хотелось просто погулять где-то в окружении природы и по деревням. Выбор пал на южные окрестности Петербурга и Витебское направление железной дороги. Электричкой я доехал от Витебского вокзала до станции Новинка (где прежде никогда не был), посетив посёлок и деревню Новинка, а также деревни Озерешно и Ольховец. Обратно ехал тоже на электричке с платформы 90-й километр.

С утра в Питере было -20 градусов, за городом — и того холоднее. Впрочем, это конец февраля, и солнце всё равно уже ощутимо греет. В пол девятого утра стартую с Витебского вокзала электричкой Петербург — Оредеж, и через два часа пути приезжаю в Новинку, которая расположена в 86 километрах от начального пункта.

2. В вагоне было тепло, но пора уже и выходить на морозный свежий воздух. Станция Новинка, 20 градусов мороза, скрипит под ногами снег. Справа видна моя электричка.

Хоть и зовётся станция Новинкой, но существует она уже больше ста лет. Это историческая Петербургско-Витебская железная дорога, движение по которой было открыто в 1904 году. Для меня это направление особенное, благодаря ежегодным поездкам из Петербурга в Беларусь на поездах, которые идут именно по этой линии. И пока я ехал сюда на электричке, навстречу мне проехали два белорусских поезда в характерной голубой расцветке — Минск — Петербург и Гомель — Петербург (с латвийскими прицепными вагонами из Риги).

3. А моя электричка, высадив меня и других пассажиров, не сразу поехала дальше, а встала под скрещение со встречной электричкой из Оредежа. Дело в том, что здесь, в Новинке, заканчивается двухпутный участок железной дороги, и к югу она уже однопутная.

Но поезда разъехались, пассажиры тоже разошлись. Станция опустела, и затем ушёл с неё и я.

4. Рядом со станцией — небольшой продуктовый магазин. Судя по расцветке, здание на балансе РЖД.

5. Станция Новинка находится в одноимённом тихом посёлке. И возник этот посёлок, как это часто бывало, именно благодаря железной дороге. Здесь всего несколько улиц. Вот одна из них — Железнодорожная, часть проходящей через посёлок автодороги на посёлки Дружная Горка и Сиверский.

6. В посёлке тишина. Лишь иногда проезжают машины или лают собаки. У некоторых дымов вьётся дым из печной трубы.

7. Ну а чуть дальше посёлок заканчивается, сменяясь лесом. Он здесь красивый, и мне ещё предстояло по нему немного погулять.

8. Железная дорога тут всегда где-то рядом, и иногда тишину прерывает и она. Вот в Питер едет поезд из Киева, вагоны в цветах Украинской железной дороги. В голове — тепловоз ТЭП70БС.

9. Рядом со станцией также есть братская могила воинов Красной армии, погибших при освобождении станции Новинка. Она находилась в нацистской оккупации с 1 августа 1941 по 31 января 1944 года.

10. А вот этот старый дом, возможно, сохранился ещё с времён постройки железной дороги. Из-за флага я сначала принял его за администрацию сельского поселения, но чуть ближе оказалось, что это почта. Тем более, потом я узнал, что муниципальным центром Новинка не является, и входит в состав Вырицкого городского поселения (Гатчинского района).

11. Дальше я пошёл вглубь посёлка, в сторону от железной дороги. Мороз, ярко-белый снег — на дорогах накатанный, а вдоль них слежавшийся в сугробы. Но солнце греет, и если идти бодрым шагом, не заходя в тень, становится тепло.

12. Крыши домов заснежены, делая некоторые из них похожими на сугробы. Здесь меньше ста километров от Питера, поэтому нетрудно догадаться, что эти места обживают питерские дачники. В каком доме люди живут постоянно, а в каком дача, отличить можно не всегда. Летом здесь, скорее всего, народу заметно больше, чем зимой.

13.

14. По краю посёлка протекает речка Кременка. С ней мне ещё предстояло встретиться.

15. А дальше — протоптанная в снегу тропа выводит меня за пределы посёлка.

16. И я выхожу на вот такую просёлочную дорогу, идущую среди леса.

17. У обочины дороги кем-то поставлен самодельный стол с лавочкой. К концу зимы обильно покрытые снегом.

18. А ещё, здесь побывали зайцы. Повсюду — и справа, и слева от дороги, снег был обильно усеян цепочками заячьих следов. Но самих зайцев мне увидеть не довелось, хотя прошлый год был богат на встречи с ними.

19. Через пару километров сосновый лес прерывается, и перед глазами снова предстаёт множество деревянных домов.

20. Это тоже Новинка. Но уже не посёлок, а деревня. То есть она существует здесь давно, и была ещё до появления железной дороги. Именно по ней в 1904 году ЖД станция получила своё название. А следом уже вырос пристанционный посёлок, переросший деревню. Впрочем, это случай частый. Деревня Новинка известна с первой половины XIX века, но вполне возможно, что существовала она уже гораздо раньше.

21. На въезде стоит деревянный поклонный крест:

22. Здесь я уже чувствую погружение вглубь Ленинградской области, и вообще России. Конечно, от станции тут всего два километра, и в деревне тоже уже многие дома дачные. Но всё же места здесь глуховатые для окрестностей 5-миллионного города, за пределами населённых пунктов — густые леса и болота, недаром же соседняя ЖД станция назвыается Чаща. И атмосфера сельской глуши здесь ещё чувствуется. По крайней мере, зимой. Да, из поезда, идущего в Минск или Великие Луки, деревня Новинка за лесом не видна, но стоит знать, что такие места здесь есть, если отойти немного в сторону от железной дороги.

23. Много красивых деревенских изб. В том числе и пятистенков. Они характерны для Русского Севера, и в Ленинградской области встречаются в основном на востоке. Но бывают иногда и к югу от Петербурга.

24. Облик у деревни довольно аутентичный и живописный. Пятистенные избы, поленницы, запах печного дыма. Мороз и солнце…

25.

26.

27. Это снова речка Кременка, теперь уже чуть выше по течению. Дома стоят вдоль неё в два ряда, переглядываясь фасадами. Это, кстати, тоже характерно для Русского Севера.

28.

29. Есть и домики попроще.

30. А ещё, на центральной улице деревни стоит стенд с… её картой. Да, карта деревни Новинка существует!

31. Пройдя через деревню, я пошёл ещё дальше. Дорога продолжается в лес, и ещё через 5 километров приводит в деревушку с многозначительным названием Чаща. Но она, по-видимому, уже нежилая (только дачники летом бывают). Поэтому в зимнее время дорога туда довольно условная. Я видел лишь накатнные колеи от снегоходов. Но пешком идти можно без проблем.

32. Дорога уводит дальше в лес. Места здесь очень живописные, и, помимо хвойных лесов, в этой части Ленинградской области есть огромные болотные массивы. Именно поэтому места к югу от Петербурга на удивление малонаселённые. Витебскую железную дорогу в начале 20 века прокладывали через болотно-лесную глушь. Но отсюда до болот надо идти дальше. Хотя уже здесь начинается государственный заказник "Мшинское болото".

33. Здесь хочется дышать полной грудью. Тишина, свежий зимний воздух, а вокруг — лес из вековых деревьев.

34. Солнце постепенно прогревает воздух, но по-прежнему морозно. В середине дня и ближе к вечеру было около -15 градусов.

35. А снег блестит и искрится на ярком солнце.

36. Интересно и отойти с дороги в лес. Несколько раз я пытался сделать, но каждый раз проваливался глубоко в снег, с трудом не набирая его в ботинки. Но в какой-то момент всё-таки нашёл протоптанную тропинку.

37. Зимний лес в солнечную погоду — это, само собой, всегда красиво. Иногда я задевал рукой ветви ёлок, и с них сыпались снежные шапки.

38. Но хоть и морозно и снежно, а зима подходит к концу, и скоро неминуемо будет весна. Правда, в итоге в этом году зима задержалась и закончилась на пару недель позже обычного.

39.

Погуляв в лесу, я пошёл обратно. Теперь уже довольно быстрым шагом вышел вскоре снова в деревню Новинка, а потом и в посёлок, и вернулся к железнодорожной станции. Теперь мне предстояло перейти железную дорогу и пройти ещё несколько километров на юг по параллельной ей автодороге, до деревни Ольховец, откуда, с платформы 90 километр, я планировал ехать обратно на электричке.

40. Когда я пришёл на станцию, тут проводились какие-то манёвры. На одном из путей стояла сплотка аж из трёх грузовых тепловозов 2ТЭ116. Один из них шумел мотором и дымил, рядом туда-сюда ходили железнодорожники. В общем, что-то происходило.

41. Затем из динамиков прозвучало "По третьему пути из Санкт-Петербурга проследует скорый поезд, будьте осторожны". Ещё издалека я увидел тепловоз ТЭП70БС и поезд из голубых белорусских вагонов. Это был скорый поезд Санкт-Петербург — Минск. Раньше этот поезд шёл до Бреста, но теперь его обрезали по Минску, а бывший минский поезд взамен продлили до Бреста. Правда, зачем это сделали — непонятно, если учесть, что этот поезд в Минск прибывает глубокой ночью.

Кстати, можно заметить, что дальние поезда ходят здесь под тепловозами, несмотря на наличие электрификации. Дело в том, что, во-первых, на Витебском вокзале в Питере пути дальних поездов не электрифицированы из-за дебаркадера, а во-вторых, контактная сеть всё равно заканчивается уже в Оредеже (перед границей Ленинградской области с Новгородской), что в 129 километрах от Питера, или в 43 от Новинки. Впрочем, приглядевшись внимательно, можно увидеть, что путь, по которому идёт поезд на фото, тоже не электрифицирован.

42. Долго я на станции не задерживался, и вскоре снова покинул посёлок уже в другом направлении.

43. И вокруг снова сосновый лес:

Автомобильная дорога идёт сначала на восток, но вскоре поворачивает на север, приводя в итоге в Вырицу. Но туда мне в этот раз не надо.

44. А мне — вот сюда. Поворот направо указывает на деревню Озерешно.

45. Буквально меньше километра, и вот и она. Когда я подходил к деревне, по дороге меня обогнал грузовик-автолавка, который я потом увидел в центре деревне. Вон там, вдалеке можно разглядеть.

46. Озерешно оказалось не менее живописной деревней, чем Новинка.

47. А вот и автолавка. Немногочисленные местные жители выстроились в очередь за продуктами.

48.

Озерешно (также Озеречно или Озерешна) — деревня старинная. Впервые она упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины Новгородской земли (в новгородских писцовых книгах того времени вообще находят первое упоминание очень многие населённые пункты Северо-Запада) в качестве нескольких деревень — Озеречно, Большое Озеречно на Кромене и Озеречно на Кроменке, входивших в состав Климентовского Тёсовского погоста Новгородского уезда. Основную часть населения деревни всегда составлял народ ижора (родственный финнам), но сейчас, по официальным данным, почти все здесь русские. Видимо, просто обрусели, да и многие в переписи записываются русскими. При этом среди местных бабушек я видел очень финские лица. Постояв возле очереди к автолавке, прислушался к речи людей, но какого-либо специфического говора не заметил.

49. Пятистенные избы в Озерешно тоже есть. Некоторые обшиты досками.

50. А некоторые просто бревенчатые.

51. И это снова замёрзшая речка Кременка (поэтому и "Озеречно на Кроменке"). Уже ниже Новинки по течению. Дальше она течёт на юг и недалеко от станции Чаща впадает в реку Оредеж (приток Луги).

52. На пригорке за мостом через речку недавно построили маленькую церковь. Так что деревня Озерешно теперь стала, фактически, селом.

53. И ещё немного деревенских изб. Есть и такие, у которых два окна.

54. Погуляв по Озерешно, выхожу снова на автодорогу. Ведёт она к уже упомянутой станции Чаща, но я свой однодневный поход завершу ближе.

55. Дорога опять ведёт меня среди леса, но вскоре мне вновь надо сворачивать. Указатель направо — к деревне Ольховец. Именно это и есть на сегодня мой конечный пункт.

56. Короткий подъезд к Ольховцу — просёлочная дорога с накатанным снегом. Деревня почти сразу появляется в поле зрения, но именно в этом кадре она не видна, потому что находится левее.

57. Вот и деревня. Перед ней я снова перешёл мостик через речку Кременку. Ольховец тоже вытянут вдоль речки, но застройка только по одну сторону от неё. Как мне показалось, здесь уже дач больше, чем постоянно жилых домов.

58. Долго я в Ольховце не задерживался, лишь пройдя деревню из конца в конец по единственной улице. Уже не много оставалось времени до обратной электрички.

59. И постепенно начинается вечер. Солнце опускается, и небо играет яркими красками.

60. По снежной тропинке я выхожу от деревни к железной дороге. Это и есть остановочный пункт 90-й километр.

61. Вид на юг — в сторону Оредежа, откуда приедет моя электричка. Как уже сказано, дальше Новинки железная дорога становится однопутной, а в Оредеже и контактная сеть заканчивается.

62. Платформа, как видно, уже давно не ремонтировалась. Ну а мне пора ехать обратно. Вон уже видна электричка, и слышен её гудок. Кажется, это та же самая, на которой я ехал утром, хотя точно я не запомнил.

К вечеру потеплело до -14. Но за целый день на морозе я совсем не замёрз, хотя и ни разу не заходил в помещение. Но всё равно приятно было оказаться снова в тёплом вагоне. Дальше была двухчасовая обратная дорога, я снова проехал станцию Новинка. А вечером, когда уже начинало темнеть, приехал в Питер на станцию Купчино, завершив эту однодневную поездку.

2 thoughts on “Станция Новинка и её окрестности в февральский мороз

  1. Деревня Ольховец была сожжена в ВОВ немцами. Поэтому там нет таких живописных пятистенков, только послевоенная застройка. Река называется местными жителями КремЯнка. Последний говорящий на оредежском диалекте ижорского языка умер в 1983 г.

Добавить комментарий для Наталия Отменить ответ