Шепелёво и Гора-Валдай

Опубликовано 4 июля 2018 года

Погуляв по городу Сосновый Бор, я отправился посетить ещё два интересных места недалеко от него — деревни Шепелёво и Гора-Валдай, а также полуостров Каравалдай со стоящим на нём Шепелёвским маяком — это довольно известная достопримечательность. С этой целью я на улице Ленинградской в Сосновом Бору сел на автобус, идущий в Питер. И по довольно извилистой дороге доехал 14 километров до Шепелёво.

Собственно, маяк на Каравалдайском полуострове и был моей первой целью. И если ехать со стороны Соснового Бора, то поворот к нему находится раньше Шепелёво, но автобусной остановки там нет, поэтому пришлось проехать на автобусе лишние семьсот метров и идти обратно.

2. Шепелёво запомнилось мне примерно таким. Главная улица Ветеранов — часть шоссе Петербург — Сосновый Бор.

3. В общем-то, внешне довольно обычная деревня. Дома вдоль дороги, многие из которых явно принадлежат петербургским и сосновоборским дачникам. О близости водоёмов здесь так просто не догадаешься, хотя Шепелёво находится на узком перешейке между Финским заливом и озером Горовалдайским.

Когда-то Шепелёво было частью деревни Гора-Валдай (или Каравалдай, как она раньше называлась), что в четырёх километрах к востоку. Название Шепелёво появилось в 18 веке, когда деревня была пожалована в имение генерал-майору Степану Шепелёву. До революции деревню населяли в основном ингерманландские финны и ижора. Возможно, люди с ижорскими корнями тут ещё есть. В советское время в Шепелёво был рыбокомбинат, но сейчас он не действует.

4.

5. Клубничная автобусная остановка:

6. К западу от деревни стот мемориал погибшим в этих местах морякам Краснознамённого Балтийского флота.

7. И именно рядом с ним находится поворот на Каравалдайский полуостров. В лес ныряет неприметная дорожка. И по ней надо пройти километр с небольшим до берега Финского залива.

8. Дойдя дотуда, я обнаружил популярность этого места. День был выходной, поэтому и подъезды к берегу были обильно заставлены машинами, и народу на пляже было много.

9. Выхожу на пляж. Как и в Сосновом Бору, здесь мелководно, и берега заросшие. Это восточный берег полуострова, и бухта Графская Лахта.

10. Местами мелькают рыбацкие лодки. Это неотъемлемая часть пейзажа этих мест.

11. У воды всё время пахнет водорослями.

12. Вид на Финский залив. Вдалеке виден противоположный берег, до которого около двадцати километров.

13. Можно понаблюдать за довольно активным судоходством по заливу. Вот, например, какой-то порожний сухогруз идёт.

14. С помощью зума на фотоаппарате можно увидеть и больше. Вот и контейнеровоз какой-то виден. Часть судов идёт из Петербурга, а часть из Бронки, что недалеко от Ломоносова.

15.

16. И главная местная достопримечательность — это Шепелёвский маяк на оконечности полуострова. Он построен в 1910 году, и основная часть его деталей изготовлена во Франции. Во время войны от него начиналась ледовая дорога на остров Сескар.

17. По верхушке видно, что маяк дореволюционной постройки.

18. А рядом есть ещё вот такая вышка. Это наблюдательный пункт, принадлежавший, вроде как, пограничникам. Но сейчас вышка заброшена, и на неё можно залезть ради интересных видов. Но делать это нужно аккуратно, особенно с учётом того, что дощатые настилы там сохранились не везде.

19. Вот я и залез на самый верх. Здесь довольно сильно дует ветер, что в жаркий день было весьма кстати.

20. Снова видим маяк, который примерно одной высоты с этой вышкой (правда, он стоит ниже, так что высота самой конструкции побольше).

21. Рядом с маяком стоит и более высокое сооружение. Это башня радиолокатора, служащая судоходству по Финскому заливу.

22. А вдали расстилается балтийская синева. Противоположный берег сливается с морем и небом. Кстати, до Советско-финской войны тот берег был в составе Финляндии.

23. Снимаю ультразумом другой берег. Предполагаю, что в кадре виден посёлок Пески, что по пути из Зеленогорска в Приморск. Можно даже различить сами пески, то есть пляж.

24. А так с вышки выглядит западная сторона полуострова. Там находится бухта Батарейная.

25. В ней видны остатки заброшенного пирса:

26. Взглянем теперь в материковую сторону, то есть откуда я пришёл. Тут лес, какие-то болота. Я надеялся, что с вышки будет видно Горовалдайское озеро, но нет — его скрывают деревья.

27. Посмотрев в сторону Соснового Бора, видим вдали градирни ЛАЭС-2, до которых 17 километров по прямой. Кстати, внимательные люди могли увидеть их двумя кадрами выше.

28. А на востоке видна Троицкая церковь в посёлке Гора-Валдай (4 с половиной километра), куда мне теперь предстоит направиться.

29. Поэтому — спускаюсь с вышки и, немного отдохнув у берега, уже знакомой дорогой возвращаюсь в Шепелёво.

30. Никто домик в Шепелёво не хочет купить?

31. Миновав Шепелёво, выхожу к берегу Горовалдайского озера, которое огибает дорога.

32. Озеро очень живописное и, вроде, как рыбное и довольно глубокое. Сколько-то миллионов лет назад оно было бухтой Финского залива, но постепенно отделилось от него. Но по-прежнему имеет сток в залив в виде ручья, протекающего через Шепелёво (но он весьма неприметный, и я его даже не заснял).

33. Такой почти что уголок Карельского перешейка на юго-западе Ленобласти.

34. Идём дальше. Озеро скрывается из вида, и дорога идёт среди леса. Уже наступает вечер.

35. Ну а вскоре начинается посёлок Гора-Валдай (официально — деревня, но фактически гораздо логичнее назвать его посёлком). Официально это название пишется через дефис, но на въездном знаке раздельно.

Странноватое название посёлка навевает ассоциации с городом Валдай в Новгородской области. Но на деле он к нему не имеет отношения, хотя оба названия происходят от одного и того же финно-угорского слова. Гора-Валдай или, в прошлом, Каравалдай — это видоизменённое финское название Harjavalta, обозначающее "волость на возвышенности". Интересно, что слово Harja — "возвышенность", перешло в "гора", но это лишь совпадение. Ещё интереснее, что и в русском, и в финском "волость" и "власть" — по сути, одно и то же слово (на современном финском Valtio — "государство"). Кстати, у названия этой деревни были и другие варианты. Впервые она упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины вообще как Варьевалда. А в шведских источниках 17 века она фигурирует как Hariuvala. Как и в Шепелёво, основную часть жителей деревни составляли ижорцы и ингерманландцы.

36. Дорога идёт не сквозь посёлок, а по его краю. При этом посёлок отделён от дороги забором. Чуть ниже мы узнаем почему.

37. Водонапорка напротив:

38. Наконец, поворачиваем в посёлок (это вид спиной к нему, лицом к шоссе). На въезде в него стоит заброшенная будка бывшего КПП. Дело в том, что в советские времена Гора-Валдай был военным городком при располагавшейся здесь авиабазе. Поэтому и забор до сих пор стоит. Но в 90-е годы авиабазу расформировали, и теперь посёлок открыт для всех.

Авиабаза в Гора-Валдае появилась в начале 1930-х, и во время войны, оставаясь на территории, не захваченной врагом, сыграла значительную роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма, включая поддержку Балтийского флота с воздуха. В наше время база сохранилась в заброшенном виде к юго-западу от посёлка, и её можно посетить, но я уже успел сильно устать за день, и не пошёл туда.

39. Заходим в посёлок. Есть деревянные двухэтажки.

40. И есть характерные пятиэтажки серии 4570, по которым безошибочно опознаётся военный городок.

41. Встречаются и такие ракурсы:

42. Но есть тут напоминания о более давней истории Гора-Валдая. Вот это Свято-Троицкая церковь, вид на которую издалека я уже показывал. Построена в 1899 году по проекту архитектора Василия Косякова (который построил Морской собор в Кронштадте и ещё ряд храмов Петербурга).

А чуть дальше находится усадьба Алютино, построенная в 1820-е годы. Владел ей действительный статский советник Дмитрий Добржанский. Но, к сожалению, до наших дней усадьба дошла в виде руин и зарослей.

43.

44.

45. Единственное нормально сохранившееся усадебное здание. Впрочем, как знать. Может быть, и до всего комплекса построек когда-нибудь дойдёт реставрация.

46. А ещё среди густых древесных крон здесь есть довольно неожиданный памятник Ленину. Между прочим, недавно его отремонтировали, а до этого у него был отбит нос, а сам монумент был выкрашен в какую-то совершенно дикую цветовую гамму. Увидеть это можно, например, в конце вот этого поста. Даже жаль, что я не застал этот памятник в таком виде.

На этом моя поездка одного дня подходила к концу. От руин усадьбы я повернул назад к шоссе, чтобы сесть там на автобус до Питера. По пути зашёл в поселковый магазин купить воды.

47. Вплотную к Гора-Валдаю примыкает живописный сосновый лес.

48. И если в Шепелёво остановка клубничная, то здесь… мухоморная. Интересно, что бы это значило?

49. А рядом с остановкой даже сделали стенд на тему истории посёлка, со старой картой. Очень хорошая идея.

Ну и вскоре подъехал уже знакомый мне 401-й автобус Сосновый Бор — метро "Автово", на котором я и поехал назад в Питер. По пути сгустились тучи, и после Петергофа с неба обрушился прямо-таки тропический ливень, который к моменту приезда в город не закончился. Под ним я успел неплохо намокнуть даже за 30 секунд перебежки от автобуса до метро. А на моей Чёрной речке по приезду всё было сухо. Так и завершилась эта однодневная поездка в область.

Сосновый Бор
Шепелёво и Гора-Валдай

Добавить комментарий