Окрестности Волосово: Губаницы и Кикерино

Опубликовано 2 мая 2018 года

Осмотрев небольшой город Волосово, о котором я рассказал в прошлый раз, я отправился пешком в село Губаницы, а оттуда в посёлок Кикерино. Разумеется, туда ходят автобусы, но пешая прогулка была отчасти самоцелью. Эти сёла можно назвать осколками Ингерманландии, то есть историческими местами проживания ингерманландских финнов (которых в наше время осталось очень мало). В Губаницах об этом напоминает лютеранская кирха, а Кикерино в начале 20 века из деревни переросло в посёлок при ЖД станции. Сопровождала меня пасмурная зимняя погода (это была середина февраля) с примерно -7 градусами и спящая под снегом природа запада Ленинградской области.

2. Итак, я вышел пешком из Волосово. За спиной остался въезд в город. Этот кадр я уже показывал в посте о самом городе. До моей первой цели — деревни Губаницы, отсюда пять километров (а от ЖД станции — шесть). От Губаниц до Кикерино — ещё шесть. Дойти до ЖД станции Кикерино мне нужно к половине шестого вечера, когда пойдёт обратная электричка Сланцы — Петербург. В общем-то, запас времени большой.

Дорога в Губаницы ведёт на северо-восток, являясь продолжением проспекта Вингиссара — главной улицы Волосово. В прошлом проспект и назывался Губаницким шоссе. На этом фрагменте карты видны все посещённые мной в тот день места. Как видно, мой маршрут являет собой треугольник: сначала я ушёл на 6 километров к северу от железной дороги, а потом вернулся к ней уже в Кикерино.

3. Сразу после Волосово встречает его пригород — деревня Лагоново.

4. В ней есть строительный магазин и несколько кирпичных домов.

5. Очень интересная композиция на стене одного из них. Что-то на тему автодорожного строительства.

6. Почти сразу после Лагоново — деревня Будино. У неё облик уже более деревенский.

7. Ну а дальше — зимняя природа. Заснеженные луга и еловые леса. И тишина, иногда прерываемая проезжающими машинами.

8. Просторы!

9.

10. Лес тут в основном состоит из елей. Но вдоль дороги много и лиственных деревьев. Так что в чём-то даже и лучше здесь зимой, чем летом.

11. Так я прошёл от Будино по дороге два километра. Вскоре лес у дороги заканчивается, и вокруг снова появляются заснеженные домики.

12. Это и есть Губаницы. Сонное в зимнюю пору село, в котором ещё сто лет назад услышать финскую речь можно было гораздо чаще, чем русскую. По-фински село называется Kupanitsa. До революции эти места входили в Петергофский уезд Санкт-Петербургской губернии.

Губаницы впервые упоминаются в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины Новгородской земли, как "сельцо Губаницы в Покровском Озерецком погосте". Тогда ещё финнов здесь не было, а места эти населяла родственная им ижора. Напомню, что, в отличие от коренных финно-угорских народов ижоры и води, живших в этом краю гораздо раньше, и ещё до прихода сюда русских, ингерманландские финны (ингерманландцы) — это переселенцы из Финляндии, пришедшие на Приневскую (Ижорскую) землю в XVII веке, когда она принадлежала Швеции (и именно тогда и стала называться Ингерманландией). После Северной войны ингерманландцы остались жить в составе России, но при советской власти несправедливо подверглись репрессиям в виде высылки с родных мест в края разной степени отдалённости; в постсоветские годы многие из них репатриировались в Финляндию, иные обрусели, и, в общем, за 20-й век национальная идентичность этого народа сильно рассеялась, и их осталось мало — в Ленинградской области их сейчас, по официальным данным, 4 тысячи человек.

13. Сегодняшние Губаницы — обычное для Ленинградской области село, где, к тому же, явно многие дома принадлежат питерским (или гатчинским) дачникам. По официальным сведениям, почти всё население здесь теперь русское, но вполне возможно, что небольшое количество потомков ингерманландцев здесь ещё есть. Но в облике села каких-либо специфических черт, отличающих его от русских сёл, я не заметил.

14. Въезд со стороны Волосово находится на небольшом возвышении, а дальше дорога спускается. Вон впереди уже видна главная достопримечательность Губаниц.

15. У обочины дороги — братская могила советских солдат, погибших здесь в Великую Отечественную войну. Эти места были оккупированы нацистами в конце августа 1941 года, после прорыва советской обороны на Кингисеппском укрепрайоне. А освобождение Губаниц произошло 27 января 1944 года, в ходе Ленинградско-Новгородской операции — в один день с полным снятием блокады Ленинграда.

16. В центре села — перекрёсток:

17. И указатель на нём. Из Волосово я пришёл, в сторону Выры пойду дальше (до Кикерино), а Кипень, в которую налево — это уже близко к Питеру.

18. Рядом с перекрёстком находится наиболее яркая достопримечательность, может быть, всего Волосовского района — финская лютеранская церковь святого Иоанна Крестителя. Она построена в 1861 году (первая кирха здесь появилась ещё в 1656) в необычном стиле — стены сложены из валунной кладки (вообще, это довольно характерно для этих мест, но в культовой архитектуре встречается нечасто). Внешне губаницкая кирха заметно напоминает костёл в белорусском Браславе.

В советские годы кирха была закрыта (но открывалась во время немецкой оккупации), и в ней размещалось зернохранилище. В 1991 году её вернули верующим и отреставрировали. Хоть и финнов почти не осталось, кирха в наше время снова действует, и службы проводятся в основном на русском языке, но иногда даже бывают на финском (но это скорее дань истории).

19. На фасаде над входом две даты — год постройки и год возрождения прихода:

Так выглядела кирха в 1911 году:

20. Я немного поговорил с работником храма, который расчищал у входа снег, а потом специально зажёг мне свет внутри. Он рассказал, что иногда на службы сюда специально приезжают люди из Гатчины и даже Петербурга. Гости из Финляндии редки, но порой бывают. В церковной лавке все книги и газеты на русском языке (причём несколько книг были явно православные), но на ящике для пожертвований надпись была продублирована на финском.

21. Рядом с кирхой — кладбище. Я как-то не догадался по нему походить подробнее и поизучать на предмет финских имён. Хотя всё равно это было сложно из-за глубокого снега.

22. Ещё немного деталей сельской жизни. Вот чей-то дом сторожат коты:

23. А тут кто-то выставил у сарая игрушки. К сожалению, мой фотоаппарат неправильно сфокусировался.

24. Но пришло время покинуть Губаницы и идти дальше.

25. И вокруг снова наша северо-западная природа. Белый снег, светло-серое небо. Монотонная пелена, в которой лес виден где-то вдалеке. И когда идёшь пешком, не сразу понятно, приближается он к тебе, или нет. Иногда навстречу проезжают машины, обдавая потоком ветра с сухим снегом, а за ними сзади стелется позёмка.

26. Небольшой отрезок дороги проходит среди леса. Где-то тут раньше находилась деревня Малые Губаницы, но она давно не существует — вроде как, сгорела ещё во время войны, и потом не возродилась.

27. Еловые лапы покрыты снежными шапками:

28. А затем снова луга:

29. На смену лугу опять приходят жилые дома. Судя по их виду, в основном, дачные. Это уже начинается посёлок Кикерино. Точнее, сначала примыкающие к нему деревни Большое и Малое Кикерино.

30. Уже сразу по Кикерино видно, что оно крупнее Губаниц. И это действительно так — население его составляет 2 тысячи жителей. К тому же, до 2004 года оно имело статус посёлка городского типа.

Кикерино, как и Губаницы, впервые упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины. С 17-го века здесь тоже жили ингерманландские финны, и деревня (финское название — Kikkeri) впоследствии входила в состав Губаницкой волости. Многое изменила прошедшая здесь в 1870 году железная дорога Петербург — Ревель (Таллин), когда здесь была построена станция, и Кикерино превратилось в посёлок.

31.

32.

33. Специфическая достопримечательность Кикерино — это заброшенный завод "Горн". Он был основан в 1907 году, как завод художественной керамики, русским художником-керамистом Петром Ваулиным. В советское время он производил керамическую плитку, электрофарфор, фаянс и тому подобную продукцию. Но к сожалению, завод закрылся в начале 2000-х годов.

В этом месте — перекрёсток двух автодорог. Та, по которой я пришёл из Губаниц, идёт дальше на юго-восток, в село Выра, что на шоссе Петербург — Псков. Её пересекает Гатчинское шоссе, которое я уже видел в Волосово.

34. Это вид на юг, в сторону Выры. На перекрёстке, как видим, даже светофор есть. Заброшка справа — всё тот же завод, а впереди виден железнодорожный переезд.

35. В основном Кикерино мне запомнилось таким. Довольно уютный посёлок. Кроме железной дороги, есть несколько небольших производств — газобетонный завод и щебёночный карьер рядом с посёлком. Может, что-то ещё.

36.

37. Среди маленьких поселковых домиков притаилось кирпичное здание начала XX века. Это дом усадьбы дворянского рода Лиенфельд-Тоаль, владевшим Кикерино в те времена. С недавнего времени здесь находится дом-интернат для пожилых людей.

38. Есть у дома-интерната и второй корпус — новый, построенный несколько лет назад.

39. Ещё один из многочисленных поселковых домов.

40. Выходим на Гатчинское шоссе. Вдоль него несколько магазинов (включая вездесущие "Магнит" и "Пятёрочка" — куда же без них), а за ними проходит железная дорога. Как видно по цвету неба, уже наступает вечер.

41. Многоквартирная советская застройка. Эти домики построены, видимо, где-то в районе 1960 года.

42. А вот какие-то руины явно дореволюционного происхождения. Видимо, это был погреб. Кстати, снова валунная кладка.

43.

44. Кикеринский подъезд:

45. И ещё одна местная достопримечательность. Поблизости от ЖД станции стоит неожиданный для такого места дом в стиле модерн. Построен он около 1910 года и облицован плиткой, произведённой на вышеупомянутом художественно-керамическом заводе. Напротив дома довольно большая толпа людей ждала на остановке пригородный автобус до Волосово.

46. Доска объявлений. Люблю обращать внимание на такие детали в поездках.

47. Ну а вот и железнодорожная станция Кикерино. Это всё та же историческая Балтийская железная дорога (Петербург — Гатчина — Таллин), построенная в 1870 году, и с 2016 года электрифицированная на участке до станции Веймарн (откуда дальше контактная сеть уходит на Усть-Лугу). Сейчас здесь всё по-новому — и платформы высокие, и даже противошумовые щиты в населённых пунктах поставили. По железной дороге Кикерино находится в 7 километрах восточнее Волосово, но я пешком сделал крюк через Губаницы.

48. Станционное здание — либо новое, либо советское усайдингованное. Внешне, прямо сказать, ни о чём.

49. Рядом со станцией — заброшенное деревянное здание магазина.

50. Вот эта его сохранившаяся деталь привела меня в восторг — деревянные буквы!

51. Заглянул в залинейную часть посёлка (но подробно по ней не ходил). Рядом с ЖД есть несколько двухэтажных домов, но дальше только частный сектор.

52. А на самой станции один путь вообще полностью занесён снегом:

53. И при этом на нём всё равно стоит грузовой состав:

54. Ну и вот, пришло время, на часах уже половина шестого вечера, и пора ехать обратно в Питер. К платформе подъезжает дизель-электропоезд Сланцы — Петербург — тот же самый, на котором я утром ехал в Волосово.

В сумме я прошёл пешком где-то 14-15 километров (поскольку и в Волосово ещё пару кругов намотал, и в Кикерино по улицам ходил). Хорошая зимняя прогулка с зарядом бодрости, и места интересные. Затем были полтора часа дороги, за время которых за окном полностью стемнело (а это, кстати, был вечер накануне моего Дня рождения), и в семь часов я вышел из электрички на перрон Балтийского вокзала в Питере.

Добавить комментарий