Окрестности Браслава: природа и городище

Опубликовано 23 мая 2018 года

Город Браслав в ожерелье озёр, о котором я уже рассказал в двух частях (первая, вторая), окружён живописной природой, которую дополняют интересные исторические памятники, в том числе и очень солидного возраста. В этот раз речь пойдёт про озёрно-лесные пейзажи к северу от Браслава, а также расположенное там древнее городище Масковичи.

Посмотрев в течение дня Браслав, мы с Андреем ближе к вечеру вернулись на автостанцию, где, отдохнув, сели в ПАЗик до посёлка Друя. При посадке я обратил внимание на бабушку, которая, провожая на автобус внука, просила кого-то из пассажиров потом при высадке "паслядзiць, каб гэты хлопец усе вешчы свае забраў" — почти на чистом белорусском языке. Проезжая по городу, автобус собирал всё больше пассажиров, и в итоге выехал из него битком набитым. Нам предстояло выходить уже в деревне Шауры, что в семи километрах от города, а поскольку ехали мы на задних сиденьях автобуса, выйти с большими рюкзаками оказалось не очень просто — пришлось дважды окликать водителя, чтобы не отправлялся, пока мы не успели протиснуться к выходу. Но мы выскочили, автобус поехал дальше в приграничную Друю, и, как затем оказалось, мы вышли рано, и нам следовало бы проехать ещё одну или две остановки, чтобы быть ближе к цели. Поэтому лишних почти два километра нам пришлось пройти пешком по обочине дороги.

2. Глазам предстала вечерняя сельская пастораль белорусской глубинки. Это деревня Шауры. Пейзаж красивый: холмы, кругом лес. Вдалеке виднеются башни костёла Святого Сердца Иисуса в деревне Слободка, куда мы доберёмся уже завтра утром, после ночлега у одного из лесных озёр.

3. А по левую руку — озеро Неспиш:

4. Вечер, тишина, коровы щиплют траву, отвлекаясь на людей, проходящих мимо.

5. Домик необычного вида. Похоже, что старый (судя по окнам и крыше) дом обшили пеноблоками. Довольно странно выглядит.

6. Чуть дальше справа от дороги находится маленькое озерцо с необычным названием Божье Око, данным из-за почти идеально круглой формы (что, в общем-то, у озёр с болотистыми берегами бывает нередко). Мы сначала попытались подойти к нему поближе, но из-за зарослей и топких берегов нам это не удалось, и мы махнули рукой, рассудив, что озеро довольно обычное, и мы оба такие видели много раз.

Кстати, Всевидящее Божье Око — это вообще геральдический символ Браслава. Вот так выглядит герб города (и не говорите, что это чисто масонский символ — на самом деле, это далеко не так):

7. Идём дальше. У дороги — хутор. Судя по картам, это деревня Ратюны.

8. Автобусная остановка с напутствием от ГАИ:

9. Вскоре слева от дороги показывается вот такой холм довольно правильной формы — так называемый Малый Масковичский кам. Здешний рельеф и озёра образованы отступавшим ледником. И этот холм стал естественной господствующей высотой, на которой ещё в дославянскую эпоху появилось городище, а впоследствии находилась одна из пограничных крепостей Полоцкого княжества. Туда мы и пошли.

10. Уклон у холма довольно крутой — мне даже вспомнилось, как я поднимался на гору Куня в Хакасии. А сверху открываются интересные виды. Тут и выбор этого холма для крепости становится вполне очевидным. Это место напомнило мне городища в Торопце Тверской области.

11. Во всей красе открывается панорама вечернего озера Неспиш. Кстати, есть версия, объясняющая происхождение этого названия от "не спать" — ведь городище стоит на страже территории. Но есть и балтская версия. Вдалеке видны цепочки лесистых холмов: вместе вся эта возвышенность зовётся Браславской грядой.

12. На живописном озёрном мысу находится деревня Масковичи, по которой дали название и городищу. За ней озеро Неспиш плавно переходит в Недрово.

13. При раскопках на городище Масковичи были найдены кости животных с руническими надписями, что дало почву для предположений, что на городище когда-то жили викинги. И теперь это место продвигают как туристический бренд Браславского района, называя его "городищем викингов". На фото — артефакты, найденные на городище, в браславском краеведческом музее.

14. Но в любом случае, всё это дела давно минувших дней. Сейчас здесь лишь зелёный луг и леса, которые историю помнят, но шепчут о ней на непонятном человеку языке.

Кроме Малого Масковичского кама, чуть дальше в стороне от дороги есть и Большой. С него, вроде, виды поинтереснее, но у нас уже не оставалось времени туда идти, поскольку приближались сумерки, и уже пора было вставать на ночлег.

15. Как и возле Ахремовцев, где у нас была первая ночёвка, здесь по автодороге проходит граница национального парка "Браславские озёра", на территории которого нельзя ставить палатки. Поэтому важно было ночевать именно с восточной стороны от неё. Туда мы пошли по вот такой грунтовке.

16. И вскоре она привела нас к берегу озера Вера (какие тут, однако, "религиозные" названия у озёр), на берегу которого мы и ночевали.

У берега, между сосен, было уже кем-то обустроенное место для стоянки — с деревянной беседкой, скамейками и даже мангалом, где мы разожгли вечерний костёр. Расчистив площадку от шишек, мы поставили палатки и вскоре легли спать, перед сном услышав доносившийся откуда-то грохот фейерверка: вероятно, латвийская армия в Слободке или в Браславе чей-то День рождения праздновали. Вторая ночь была значительно теплее первой, и росы с утра почти не было. А ещё, как мы выяснили уже после поездки, по берегу этого озера, и почти прямо через место нашей стоянки, проходила уже упоминавшаяся в рассказе про Браслав узкоколейка Дукшты — Друя, закрытая и разобранная в 1970-е годы. Я потом пошутил, что это почти материализация одного моего детского сна, в котором через мою комнату была проложена железная дорога, и ходили поезда.

17. Утро на озере Вера. Виден мангал, которым мы воспользовались вечером, и скамейки у него.

Быстро свернув палатки, и собравшись, утром мы пошли обратно к дороге. Это был третий день путешествия по Западной Витебщине, и на сегодня в планах у нас значилась озовая гряда, что здесь рядом, потом агрогородки (бывшие местечки) Слободка и Иказнь, а потом город Миоры.

18. Знакомая по вчерашнему дню дорога Браслав — Друя. Это вид в сторону райцентра.

19. А посмотрев в другую сторону, видим агрогородок (то есть крупную деревню) Слободка, с уже знакомым по видам издалека костёлом. Но туда пойдём чуть позже.

20. У дороги въезд в Слободку отмечает вот такая стела:

21. А и правда, в чём?

22. Рядом, у опушки леса, стоит памятник слободковским евреям, убитым нацистами во время оккупации в Великую Отечественную войну (Слободка была местечком, так что и евреев там было много). Предположу, что памятник поставили как раз на месте расстрелов.

23. Саму Слободку я покажу уже в следующем рассказе, а пока мы свернули в лес, чтобы посетить местный памятник природы — Слободковскую озовую гряду.

Озовые (моренные) гряды — частое явление в тех местах, где на ландшафт сильно повлиял ледник. Обычно они в изобилии имеются в озёрных местах. Много их в моей Ленинградской области, в основном на Карельском перешейке (например, гряда Вярямянселькя недалеко от Лосево), много и на соседней Псковщине. При прогулке по Слободковской гряде мне чаще всего вспоминались ближние окрестности Себежа, что довольно недалеко отсюда.

24. Здесь красиво. Много старых и крепких деревьев. В воздухе запах сосен.

25. По южную сторону от гряды — уже знакомое нам озеро Недрово. С северной стороны находится озеро Поцех — они фактически слиты воедино, и соединены небольшим проливом. Здесь целая плеяда таких озёр, соединённых между собой.

26. А озовая гряда лежит между озёрами длинным и узким мысом (напоминает, опять же, расположение Себежа). Протяжённость её — около двух километров, ширина — примерно сто метров. Покрывает гряду красивый сосновый лес.

По гряде проложен туристический маршрут — до оконечности гряды, и потом обратно по другой стороне. Поскольку маршрут предполагает возврат к началу, мы решили спрятать в лесу рюкзаки, чтобы лишний раз их не таскать.

27. Для туристов тропу облагородили, сделали деревянные лестницы. Ещё есть стенды, рассказывающие о видах растений и животных, которые встречаются в этих местах. Примерно как на экотропе на Красноярских столбах.

28. Озеро Поцех с правой стороны:

29. Пейзажи — в точности, как у нас где-нибудь под Выборгом, или в Карелии. Ещё бы гранита добавить.

30. Дойдя до конца, видим вот такой пейзаж. Слева и есть пролив, соединяющий озёра Недрово и Поцех.

31. Обратно тропа ведёт по южной стороне гряды. Примечательное место здесь — поляна, где в 1920-е-30-е годы находилось стрельбище польских пограничников. Ближайшая граница тут была, как и у сегодняшней Беларуси, — с Латвией.

32. Озеро Недрово. Вдалеке виднеется деревня Масковичи.

33. А с другой стороны меж сосен снова проглядывает слободковский костёл. Видна вода озера Поцех.

34. Забрав рюкзаки, и пройдя всю тропу, выходим с гряды уже в другую сторону.

И пока на этом прервёмся. В следующий раз отправимся в Слободку, а оттуда пешком по просёлочной дороге до деревни Иказнь. Так что следующий рассказ будет больше не про природу, а про сельские виды и памятники архитектуры.

ЗАПАДНАЯ ВИТЕБЩИНА. АВГУСТ 2017:
Общий обзор
Поставы
На поезде из Постав в Глубокое, и немного истории местных железных дорог
Глубокое
Шарковщина
Ахремовцы и узкоколейка
Браслав. Часть 1
Браслав. Часть 2
Природа и городище в окрестностях Браслава