Заполярный крещенский мороз

Опубликовано 13 февраля 2020 года

В январе этого года я совершил путешествие на Север, в третий раз посетив Мурманск, и во вторую зиму подряд оказавшись за полярным кругом. Формат поездки был немного необычным: хоть и времени в поездке я провёл немало, — от отъезда до возвращения в Питер прошло 12 дней, но мест при этом посетил не очень много. Девять дней я фактически просто жил в Мурманске (ну разве что в хостеле, а не на съёмном жилье — а то было бы полное ощущение, как будто я туда переехал), временами гуляя по этому, уже хорошо знакомому мне городу. Кое-что новое, впрочем, было: во-первых, по пути в столицу Заполярья я посетил сначала город Сегежа и посёлок Надвоицы в Карелии, а потом города Оленегорск и Мончегорск уже в Мурманской области. Ну а будучи в Мурманске, я даже съездил два раза за границу — в Финляндию и Норвегию (новая для меня страна), причём обе поездки были однодневными. Хронологию рассказа о зимнем северном путешествии я немного нарушу, начав сразу с Мурманска. 18-19 января в Мурманск пришёл трескучий крещенский мороз и украсил занесённый снегом город туманом и серебристым инеем.

Но сначала я скажу о грустном — о том, что, в общем (нет худа без добра), и стало поводом для этой поездки. В Петербург в этом году так и не пришла зима. Отдельные её эпизоды были, и даже снег, бывало, выпадал ненадолго, но в целом большую часть времени температура этой зимой выше нуля, причём поразительно стабильно на протяжении всей зимы, и ни разу столбик термометра не опустился даже до -10 (правда, это ещё может произойти — время пока ещё есть), январь впервые в истории наблюдений вышел в Петербурге плюсовым по среднемесячной температуре, а сейчас дело идёт к тому, что плюсовой будет и вся зима в целом. Ещё в начале января я наивно полагал, что хотя бы в феврале, но зима всё равно никуда не денется, но как будто предчувствовал, что это не так, и что всё-таки надо съездить туда, где зима есть. В итоге не ошибся и, надо сказать, приехал в Мурманск очень удачно, застав там достаточно сильные морозы. Так что, к счастью, хотя бы ненадолго зиму я в этом году получил. Ну а теперь — про крещенский мороз.

2. 18 января я съездил в Финляндию — в посёлок Ивало в Лапландии. В Мурманске ранним утром температура опустилась до -15 градусов, по пути к финской границе — дальше от Баренцева моря, воздух остыл до двадцати градусов мороза, а в Ивало было и вовсе -24. Когда я вечером вернулся в Мурманск, "двадцатник" был уже и там, а деревья холод покрыл серебряным узором.

3.

4. Проспект Ленина. Это главная городская магистраль. Во второй половине января он ещё был украшен новогодней подсветкой — точно такой же, как была тут в декабре 2018 года, когда я приезжал смотреть полярную ночь.

5.

6. Вечером в городе был туман. Огни многоэтажек на сопках были едва различимы. Но в сравнении с тем туманом, что будет завтра, это можно считать лёгкой дымкой.

7.

8.

Погода ясная, сухая и безветренная. Идеальные условия для дальнейшего остывания воздуха. И за ночь мороз усилился. В окрестностях Мурманска (в основном, к югу от города, дальше от Баренцева моря) температура утром 19 января опустилась ниже -30. В самом городе было -23, -25 градусов. Под ногами бодро скрипел снег, которого в эту зиму здесь намело очень много — почти полметра снежного покрова.

9. Во дворах рядом с Кольским проспектом:

10. Всё белым-бело!

11. Небо было безоблачным, но пейзаж преобразил незамерзающий Кольский залив, вдоль которого растянут город. В сильный мороз он стал парить, и город окутал туман — ещё более густой, чем накануне вечером. По фотографиям, исходя из света, может показаться, что это восход или закат, но в январе на без малого 69-й параллели так выглядит весь световой день. Полярная ночь к тому моменту уже закончилась (на широте Мурманска это происходит 10 января), но день всё ещё короткий, а солнце в городе, вроде, ещё не показывается из-за сопок. А утром и вечером — эти завораживающие долгие сумерки, какие бывают только на заполярных широтах.

12. Площадь Пять Углов и проспект Ленина. Туман потрясающий. Даже близко расположенные дома еле видны.

13. Теряется в тумане и многоэтажная гостиница "Арктика".

14. Новогодние украшения на площади. Там ещё был маленький ледовый городок, но его я покажу в другом посте. А вот муляж ёлки в форме конуса — это печально.

15. Проспект Ленина в середине дня, как обычно, многолюден.

Вообще, таких морозных дней в мурманскую зиму обычно выдаётся не очень много. В целом зимы в Мурманске не такие уж холодные, особенно по меркам заполярных широт — сказывается тёплое северо-атлантическое течение в Баренцевом море, благодаря которому оно не замерзает, что и предопределило появление здесь в 1916 году морского порта, а за ним и города. Иногда зимой здесь бывают и оттепели. Но мне с погодой очень повезло (далеко не все дни стоял сильный мороз, но и плюсовых температур не было).

16.

17.

18. Иду по проспекту Ленина. А туман всё сгущается, делая картину всё более сюрреалистичной, и создавая ощущение погружения в Царство Холода.

19. Да, холодно, но здесь мне было гораздо приятнее находиться, чем в питерской январской осени (которая тогда казалась мне чем-то из другой реальности).

20. Удивительно. Уже и дом напротив еле виден. А морозным серебром покрылись и провода, по которым весело искрили рога троллейбусов.

21. Потом я поехал на троллейбусе наверх, на проспект Героев-Североморцев.

22. Видимость такая, что даже у троллейбуса или автобуса, подъезжающего к остановке, номер на табло можно различить только совсем с близкого расстояния.

23. Довольно часто я встречал в Мурманске плотно занесённые снегом машины. Встречались и такие, которые совсем превратились в сугробы.

Недалеко от этого места находится Алёша — мемориал защитникам Заполярья в годы войны. А рядом с ним смотровая площадка, откуда весь город виден как на ладони. Я был там в другой день, а в туманный крещенский мороз понимал, что сейчас я туда если пойду, то увижу оттуда приблизительно ничего. И поэтому пошёл снова вниз, в сторону центра.

24.

25. Вы видите на этой фотографии церковь? Я тогда сразу не увидел. И был слегка дезориентирован: я ведь точно помнил, что вот в этом месте стоит храм Спаса-на-Водах. Потом всмотрелся в туманную пелену — а, точно, вон же он. А расстояние от меня до него было метров 50. В тот день был праздник Крещения (Богоявления), и поэтому у храма стояла очередь за водой.

26. Каскадная лестница, ведущая вниз от храма:

27. Вон уже и якорь виден — часть мемориала морякам, погибшим в мирное время. Обычно отсюда отлично виден город внизу.

27а. Для сравнения — фото из предыдущего зимнего приезда:

28. Маяк в тумане. Когда я спустился ещё на один пролёт ниже, он перестал быть виден.

29. Можно разглядеть многоэтажки:

30.

31. А где-то там внизу — центр города.

32. По мере спуска в центр туман становился менее плотным.

33.

34.

35. Наступает вечер.

Ну а вечером, когда уже стемнело, я съездил в посёлок городского типа Мурмаши, который находится в 20 километрах к югу от Мурманска, и вырос в советские годы как рабочий посёлок Нижнетуломской ГЭС. Так как был я там уже в тёмное время суток, и фотографий сделал не много (не говоря уже о том, что не видел саму ГЭС), отдельный пост про Мурмаши делать не стал. До Мурмашей добраться достаточно легко: прямо на проспекте Ленина, в самом центре, можно сесть на автобус или маршрутку №106 (ходят примерно каждые 10-15 минут) и доехать туда примерно за полчаса, проехав по пути город Кола, где я был прошлой зимой.

36. Ну вот и Мурмаши. Тумана здесь уже нет, так как нет поблизости и парящего Кольского залива (хотя Тулома, по идее, тоже не замерзает, но, видимо, парит не так сильно), а потому и мороз ещё крепче: температура воздуха -27 градусов. В этой поездке это был самый сильный мороз, который я успел застать. Хотя с утра в тот день тут были и все тридцать.

Мурмаши — посёлок городского типа в 13,7 тысяч жителей. Большинству путешественников он известен благодаря расположенному рядом мурманскому аэропорту (собственно, до него 106 автобус и идёт), который, правда, всё же называется "Мурманск" (обычно в России название аэропорта с названием города не совпадает). Но помимо этого, рядом протекает река Тулома (которая дальше сливается с Колой, впадая в Кольский залив), а на ней стоит Нижнетуломская ГЭС, построенная в 1934-1938 годах. В те же годы был основан и посёлок, который своё странноватое название унаследовал от стоявшего здесь погоста Мурмаши, а его название, в свою очередь, обозначало саамов: если викингов называли "мурманами", то есть норманнами, а от них пошёл и Мурманский берег (или просто Мурман), то мурмашами прозвали уже саамов, живших поблизости от Мурманского берега. Теперь это слово и сохранилось в названии посёлка.

37.

38. Самый центр посёлка — площадь Кирова, где стоит управление "Колэнерго" (это не собственник ГЭС, а компания, распределяющая электроэнергию) — небольшая сталинка.

39. Напротив него — памятник Кирову. В Мурманской области он почитается особо.

40. А по соседству — сталинский ДК "Энергетик":

41. С барельефом на фасаде. Отдельно порадовала вывеска, выдержанная в советском стиле (но при этом новодел). Со сталинским фасадом сочетается достаточно стильно.

42. Рядом находится маленький железнодорожный вокзал. Через Мурмаши проходит заповедная ветка Кола — Никель, по которой официально пассажирского движения с недавних пор нет, но, вроде, можно проехать на рабочем поезде.

43. Рядом — двухэтажные сталинки:

44. Главная улица посёлка (который, правда, хочется скорее назвать городком) — Советская.

45. В домах разноцветные окна. Ещё прошлой зимой я обратил внимание на эту заполярную особенность — искусственные светильники для растений в большом количестве окон.

46. Типовая сталинская школа:

47. Дворы:

48.

49. Мороз!

50. Один квартал в Мурмашах застроен вот такими двухэтажками довоенных лет — вероятно, это первые дома в посёлке. Своего рода соцгород.

51.

52. Улица между ними:

53. Есть тут и деревянные дома — комплекс бывшего санатория.

54. Прямо почти модерн. Если не знать, когда это построено, легко подумать, что это дореволюционное здание.

55. На юго-западе посёлка — панельные многоэтажки. На фото плохо видно, но на торце этого дома нарисован самолёт, что напоминает об аэропорте (может быть даже, что этот квартал построили для пилотов и работников аэропорта).

56.

57.

От этого места я поехал на маршрутке назад в Мурманск. На этом пока всё. Дальше об этой поездке я буду рассказывать уже в хронологическом порядке — начиная с карельской Сегежи. Будет и ещё один пост про Мурманск — с различными видами города в другие дни.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030