Ивало. Морозная Лапландия

Опубликовано 14 января 2021 года

Лапландия — понятие широкое. Можно сказать, пребывающее вне государственных границ. Название этой северной земли, которое давно на слуху у многих (зачастую с детства, по сказке о Снежной королеве), в широком смысле обозначает места исторического расселения народа саамы, а потому охватывает заполярные области сразу четырёх стран: России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Финская Лапландия (Лаппи) — это крупнейшая по площади область Финляндии (официально Лапландией в наше время зовётся только она), занимающая без малого треть её территории. И соседствует она с российской Мурманской областью. Будучи в Мурманске в январе 2020 года, я в один морозный день съездил в финскую Лапландию на один день, а именно — в посёлок Ивало. Чем-то особенно примечательным это место не выделяется, но мне само по себе было интересно посетить такое не вполне тривиальное место в Финляндии, а кроме того, я имел необходимость "откатать визу" за несколько дней до её истечения, то есть набрать нужное количество въездов в Финляндию, дабы быть чистым перед выдавшими мне визу финнами. Конечно, я мог бы сделать это и из Питера, но раз я оказался в Мурманске, то почему бы не посетить Лапландию. Итак, поехали!

С общественным транспортом в страну Суоми в Мурманске дела обстоят сложнее, чем в Питере. По состоянию на январь 2020 года, пассажирские микроавтобусы в Ивало ездили только по субботам, поэтому пришлось подстраиваться под конкретный день. В Заполярье тогда пришли морозы. Ранним утром в Мурманске было -16, а дальше будет ещё холоднее. Мой микроавтобус отправляся в пол восьмого утра от гостиницы "Полярные Зори" недалеко от центра города. Неспешно выезжаем из морозного города, переезжаем длинный мост через Кольский залив, и дальше едем в темноте по довольно пустынной дороге в сторону финской границы, по пути делая остановку на перекус на заправке у посёлка Верхнетуломский, где было уже -20 градусов. Ещё через какое-то время делаем остановку на посту при въезде в погранзону (до границы ещё довольно далеко), где пограничник проверяет у всех документы (процедура чисто формальная, хотя на дороге даже есть шлагбаум). Пейзажи за окном толком не разглядеть, потому как ещё темно, но дорога здесь идёт по долине реки Лотта. Ровно так же называется и российский пограничный пункт пропуска, к которому мы подъехали вскоре после десяти утра, когда уже светало. Все пассажиры выходят из микроавтобуса на мороз, но довольно быстро заходят в тёплый павильон пограничного контроля. Народу непривычно мало. Кроме нас была только одна машина. А потому и пограничники работают весьма неторопливо (это вам не Брусничное или Торфяновка, где всех стараются пропустить побыстрее). Таможенного контроля, впрочем, и тут не было (ни с нашей стороны, ни с финской). Похожую картину я увидел и на финском пункте пропуска; павильон там был ещё меньше и вообще напоминал какой-то временный вагончик, при этом на стене там висел портрет президента Финляндии. Молодой финн-пограничник спросил у меня по-русски, когда я поеду обратно из Ивало, и, получив мой ответ, что сегодня, поставил мне в паспорт штамп этого, довольно экзотического для путешественников погранперехода "Рая-Йоосеппи". Непривычно, конечно, въезжать в Европу по какой-то глухой лесной дороге в 20-градусный мороз, да ещё и через погранпереход, который даже не круглосуточно работает.

2. Фото на телефон, поэтому не очень хорошее (особо не было времени настраивать фотоаппарат). Но это финский пункт пропуска.

В общем, завершив все пограничные процедуры, углубляемся в Финляндию, переведя часы на час назад. Надо сказать, что пейзаж с пересечением границы почти не изменился. Такая же пустынная белоснежная дорога среди заполярного леса и пологих сопок. Как уже говорилось, Лапландия — крупнейшая по площади область Финляндии. Площадь её составляет 92 тысячи квадратных километров, что больше многих европейских стран (например, Чехии или Австрии, или в три раза больше Бельгии), но живёт в ней при этом лишь 180 тысяч человек. В общем, картина хорошо знакомая и по российскому Северу. При этом русская Лапландия, то есть Мурманская область, населена значительно плотнее финской, но из-за большого количества городов, в которых сконцентрировано население.

3. Наконец, через пятьдесят километров от границы, приезжаем в Ивало. Находится он почти на той же широте, что и Мурманск, так что и тут день в январе очень короток. Это фото сделано в 11 утра по местному времени. Мороз усилился. Уже минус 24. Под ногами громко скрипит снег.

4. Наш микроавтобус остановился на парковке у S-маркета (одна из основных торговых сетей Финляндии, наряду с K-маркетом). Большинство людей, с которыми я ехал, сразу пошло туда (откат визы обычно совмещают с покупками). Я, впрочем, тоже кое-что потом купил там, но первым делом отправился осматривать посёлок.

5. Вот такое морозное небо с восходом солнца (которое, вроде, так и не показалось из-за сопок и леса), переходящим в закат, меня будет сопровождать всё это время. Снега, как и в Мурманске, очень много.

Ивало в наше время — посёлок с населением 3 тысячи жителей. При этом он входит в состав муниципалитета (по-фински kunta) Инари, где является крупнейшим населённым пунктом, значительно превосходя по населению село Инари — его административный центр. Ивало был основан в середине XVIII века как деревня Кюрё. До Второй мировой войны это было довольно обычное село, но, впрочем, с довоенных времён тут ничего не осталось, так как в 1945 году, в ходе Лапландской войны, немцы полностью сожгли Ивало при отступлении — так же, как город Рованиеми (центр Лапландии).

6. Возле маркета — довольно типичный для Финляндии круговой перекрёсток. В кадре — главная улица Ивалонтие, а налево уходит Петсамонтие, переходящая в дорогу на Мурманск.

7.

8. Севернее центра посёлка мост пересекает покрытую крепким льдом реку Ивалойоки, на которой когда-то мыли золото. В 20 километрах отсюда она впадает в озеро Инариярви (или просто Инари).

9. На реке можно увидеть людей на снегоходах (вероятно, туристы), а вдали в морозной дымке виднеются пологие сопки. Вообще Лапландия довольно гористая, но основная часть гор расположена западнее (в том числе гора Халтиа — высшая точка Финляндии).

Что ещё интересно в северной части Лапландии — это так называемый Саамский регион. Несколько муниципалитетов, включая Инари, имеют статус саамской автономии. Услышать саамский язык в самом Ивало крайне сложно — здесь практически все говорят на финском, да и вообще их этнического колорита тут не встретить, но в деревнях носители саамского ещё остались, однако и их мало: из почти 7 тысяч жителей муниципалитета Инари таковых сейчас менее пятисот человек. Кроме того, саамских языков, на самом деле, существует несколько (хотя иногда их считают наречиями). В финской Лапландии их три: северносаамский, инари-саамский и колтта-саамский. А так их ещё больше (на нашем Кольском полуострове — кильдинско-саамский и почти исчезнувший терско-саамский).

10. Дорожные указатели здесь дублируются на северносаамском языке. Ивало на нём называется Avvil (и река, соответственно, так же).

Что интересно, ещё немногим более тысячи лет назад саамы жили в том числе и гораздо южнее, чем сейчас, — топонимы саамского происхождения встречаются даже на юге Карелии и Архангельской области. Однако позднее их вытеснили на север другие финно-угорские народы. По-русски саамов раньше называли лопарями или лопью, что происходит от того же корня, что и слово Лапландия: от финского "lappe" — "дикарь" (от него же и город Лаппеэнранта).

11.

12. Саамские языки тоже относятся к финно-угорским (но уже не к прибалтийско-финским). Общих корней с финским языком там немало, но, насколько я знаю, понять друг друга на слух финны с саамами не смогут. На указателях на фото первая строка на финском языке, а вторая на северносаамском.

Кстати, Ивало — малая родина финской актрисы Анни-Кристины Юусо, которая (будучи сама наполовину саамкой) сыграла саамскую женщину в фильме "Кукушка".

13. За мостом через реку находится лютеранская церковь.

14. Кирха весьма необычной архитектуры (что, впрочем, для Северной Европы довольно характерно) была построена в 1960-е годы. Внутрь я, правда, не зашёл, хотя, возможно, стоило.

15.

16. Улочка поблизости:

17. А дальше за кирхой посёлок уже заканчивается.

18. Дорога уходит дальше на север. Это трасса Е75, проходящая через всю Финляндию с юга на север (Хельсинки — Ювяскюля — Оулу — Рованиеми — Ивало — Утсйоки), и дальше идущая в Норвегию, где она заканчивается в городке Вардё на Баренцевом море. Это как раз вид на север.

19. А вокруг заснеженный лес, в который плавно перетекает посёлок.

20.

21. Возвращаюсь в центр посёлка:

22. Здесь своего рода торговые ряды. А в "R-киоск", который виден в кадре, я заходил перекусить.

23. Есть здесь и сувенирные магазины:

24. В силу близости к российской границе и большого количества приезжающих сюда россиян, в Ивало иногда встречается дублирование вывесок на русском языке. Впрочем, россиян здесь, конечно, меньше, чем в Лаппеэнранте или Иматре: во-первых, и в Мурманске народу живёт намного меньше, чем в Питере и Ленинградской области, а во-вторых, в качестве транзита в Европу Ивало использовать несподручно и смысла особого нет. Но вот на расположенный неподалёку горнолыжный курорт у посёлка Саариселькя пользуется некоторой популярностью и у мурманчан.

25. Молитвенный дом протестантов-пятидесятников:

26. Чуть в стороне от главной улицы есть интересный памятник переселенцам 1944 года из волости Петсамо. Этот район, ныне входящий в состав российской Мурманской области, и включащий посёлки Печенга (он по-фински и называется Петсамо) и Никель, а также город Заполярный, в 1920-1944 годах входил в состав Финляндии (при этом до революции не будучи в составе Великого княжества Финляндского), которая через него имела выход к Баренцеву морю. Но по условиям перемирия 1944 года эта территория отошла к СССР, из-за чего её жители вынуждены были покинуть свои дома. И основным местом их переселения стал именно Ивало (из-за чего и вырос в населении). Обратите внимание: впереди всех изображён горняк. Их в том районе было много, так как там действовали никелевые рудники (также доставшиеся Советскому Союзу).

27. Улица Сайраалантие (Больничная):

28. Есть и многоквартирные трёхэтажки:

29. Местами в посёлке почти что лес сохранился.

30. Зимняя сказка!

31.

32. А это православная церковь. Насколько я понял, православная община в Ивало сложилась как раз из тех самых переселенцев из волости Петсамо. Та земля была исторически российской, а не финской, а потому и преимущественно православной (хотя за два десятилетия в составе Финляндии туда и немало финнов приехало).

33. Боковыми улицами я снова вышел на главную, которая часть трассы.

34. Вокруг деревянные домики:

35.

36. Магазины:

37. Сарай (возможно, баня, а точнее сауна) и поленница, укрытая снегом.

38. И в общем, все постройки здесь в это время года неприметны. Весь пейзаж во власти снега и мороза.

39. Короткий и почти незаметный световой день быстро закончился, уступив место долгим заполярным сумеркам.

40. Деревянная автобусная остановка:

41. Дальше посёлок заканчивается. За перелеском снова видна река, а за ней простираются леса.

42. Дорога уходит на юг — в Рованиеми, что на полярном круге, а дальше в Оулу и Хельсинки. Тихая белая дорога, пологие сопки, сумерки и трескучий мороз. Вот примерно так мне пока и запомнилась финская Лапландия.

43. Какие-то мелодии Сибелиуса в голове возникают при виде этих пейзажей.

44.

45.

46. Выйдя немного за пределы посёлка, я повернул обратно.

47. Предстояло уже ехать обратно в Мурманск от того же места у S-маркета. Так что время прощаться с Лапландией и Финляндией.

Обратная дорога была примерно такой же, как и дорога туда. Границу на обеих сторонах проходим снова весьма неспешно, но при этом всё-таки быстро, так как поток и в обратную сторону очень низкий. Продолжало медленно темнеть, и когда мы подъезжали к Верхнетуломскому, где снова сделали остановку, было уже полностью темно. Ну а в Мурманске, в сравнении с утром того дня, мороз усилился, и температура тоже успела опуститься ниже -20 градусов. Самый сильный мороз был на следующий день (аккурат в Крещение). Ну а спустя ещё четыре дня я совершил вторую однодневную заграничную поездку — в норвежский городок Киркенес вблизи российской границы. В следующий раз отправимся туда.

СЕВЕР. Январь 2020:
Заполярный крещенский мороз (Мурманск и Мурмаши)
Сегежа
Надвоицы
Оленегорск
Мончегорск
Мурманск
Ивало. Один день в Финляндии
Киркенес. Один день в Норвегии

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк (Ю-money): 4100 1993 8952 030