Угловка и поезд на Боровичи

Опубликовано 16 июня 2019 года

Проезжая по скоростной железнодорожной магистрали из Петербурга в Москву, можно увидеть много интересного, если останавливаться и сворачивать в сторону хотя бы ненамного. От вечно спешащих меж двух столиц стремительных поездов вглубь лесов уходят малодеятельные ветки. Одна из таких — тупиковая ветка длиной 30 километров от станции Угловка в город Боровичи в Новгородской области. В самом этом городе я был в 2014 году, но спустя пять лет появился повод побывать там ещё раз. А именно — недавно случившееся восстановление пассажирского движения по этой железнодорожной ветке после перерыва в несколько лет. Совершил я эту поездку в один весенний день в середине апреля.

Поехали мы втроём с моими товарищами — Андреем и Евгением. С ними же я осенью прошлого года ездил на паровозном поезде Бологое — Осташков. Первым делом нам надо доехать от Петербурга до Угловки. Туда нас отвезёт "Ласточка" Петербург — Бологое, которая отправляется в ранний час — в начале восьмого утра.

2. Вот она, уже ждёт у перрона Московского вокзала. А справа видна Ласточка в Великий Новгород. Раньше это был один состав, который расцеплялся в Чудово.

Ехать нам два с половиной часа. По пути видели из окна всё разнообразие апрельской природы в наших краях — от ещё не растаявшего снега в лесах до бурных разливов Тигоды и Волхова. Пассажиров постепенно становилось меньше. А перед прибытием в Окуловку я наблюдал весьма комичную картину: в очереди на выход стояли парень с девушкой, и судя по их разговору, девушка родом из этого города, а парень из Питера, в таких городах прежде не бывал, и при виде пейзажа Окуловки за окном стал полушутя говорить что-то вроде "Блин, не хочу я сюда! Куда ты меня привезла?", а она в ответ: "Да ладно, мы же на выходные только" 🙂

3. Ну а в 9-54, строго по расписанию, прибываем в Угловку и выходим на перрон. Ласточка быстро умчалась дальше в Бологое. Вечером мы на ней же поедем обратно.

4. Итак, Угловка. 263 километра от Петербурга, 381 до Москвы. Разумеется, и я, и мои спутники — много раз проезжали здесь на разных поездах. Впервые, впрочем, оказавшись на самой этой станции. Первым делом осматриваем станцию. Это вид обратно в сторону Питера — с платформы, где мы вечером сядем на обратную Ласточку.

5. Сбоку есть ещё два пути, и уже низкие платформы для пригородных поездов. Тут же и вокзал. Построили его недавно, в начале 2000-х, а после обшивки серым вентфасадом он стал совсем невзрачным.

Внутри небольшой зал ожидания. Там же мы столкнулись с "феодальной раздробленностью" пригородных пассажирских компаний. Попытавшись купить билеты, мы услышали от кассирши ответ "На боровичский билеты в вагоне". Дело в том, что маршрут Угловка — Боровичи обслуживается Северо-Западной ППК, а касса в Угловке относится к Московско-Тверской, и потому продаёт билеты только в сторону Бологое. Ещё больший бред — на прямую электричку Окуловка — Бологое в обоих её конечных пунктах можно купить билет только не дальше Угловки, а второй билет дальше покупать уже у контролёра.

6. А ещё здесь есть проявление "театра безопасности". С обеих сторон от станции стоят павильоны для досмотра. Дело в том, что в Угловке дважды в день (один раз в сторону Москвы и один в сторону Питера) останавливаются Сапсаны. И перед их прибытием (за 30-40 минут) пассажиры проходят на станцию только через рамку и сканер багажа. А всё остальное время павильоны закрыты, и проход на станцию свободный (на фото видны открытые ворота в заборе). Подумал ли кто-то о том, что можно прийти на станцию не за полчаса до Сапсана, а намного раньше, и в итоге сесть на скоростной поезд без досмотра (не говоря уже в общем о смысле всех этих мер), — вопрос риторический.

7. До поезда на Боровичи у нас ещё полтора часа, за которые мы можем успеть посмотреть Угловку. Хотя, конечно, большинству пассажиров всё же не с руки так долго ждать.

Но можно сказать, что именно такой способ попадания в Боровичи из Северной столицы — Ласточка плюс пригородный поезд, теперь наиболее удобен. Как уже говорилось, длина боровичской ветки — всего 30 километров. И в ещё недавнем прошлом этот тупик имел неплохое пассажирское сообщение. Во-первых, пригородный поезд из Угловки, а во-вторых, поезда дальнего следования из Петербурга и Москвы. Но в конце 2000-х годов отменили питерский поезд, в 2012 году пригородный, и наконец, в 2015 году был отменён ночной поезд Москва — Боровичи, и ветка осталась без пассажирского сообщения. Дальние поезда так и остались в прошлом, но в 2018 году пригородный поезд решили восстановить, и с декабря 2018 года он снова ходит.

8. Такое объявление висело на поселковом магазине рядом со станцией.

9. Итак, идём смотреть Угловку. Возле станции мы видим небольшое тихое село. Но на самом деле, Угловка устроена сложнее: это посёлок городского типа, и состоит он из двух обособленных частей, причём основная — не здесь.

Угловке уже много лет. Посёлок вырос из деревни Угол, которая впервые упоминается в 1495 году в Писцовой книге Деревской пятины Новгородской земли. В XVIII-XIX веках село было довольно зажиточным за счёт добычи известняка в окрестностях (она ведётся и сейчас). А в 1851 году здесь прошла Николаевская железная дорога, и появилась ещё и станция. С 1938 года Угловка имеет статус ПГТ. Сейчас она в составе Окуловского района Новгородской области. В Угловке сейчас живёт 2.5 тысячи человек, но в конце 1980-х годов население посёлка составляло 4 тысячи жителей, а в 50-е годы 5 тысяч.

10. Поблизости от вокзала есть мемориал Великой Отечественной войне.

11. Рядом — деревянный "ёж". Оригинально смотрится.

12. Памятник жертвам политических репрессий:

13. Главная местная достопримечательность — церковь Рождества Христова, построенная в 1864 году. Её видно из поезда.

14. Старый дом с кирпичным первым этажом. Насколько я понял, это изначально был дом церковного причта.

15.

16. Нетривиальная агитация за одну известную партию 🙂

17. Улица Миклухо-Маклая. Знаменитый путешественник и учёный родился в 1846 году в селе Языково, что в 10 километрах от Угловки. Так что здесь это именитый земляк. Улица — часть автодороги в Окуловку.

18. Немного местного благоустройства. Даже плиточка есть!

19. Ну а мы идём на путепровод над железной дорогой. Внизу — пути Главного хода (вид в сторону Петербурга), а справа видна та самая ветка на Боровичи, по которой мы скоро поедем. В этот момент в сторону Боровичей уходил грузовой поезд.

Гуляя по посёлку, мы постоянно слышали голос диктора "Внимание! Из Петербурга приближается скоростной поезд. Будьте внимательны и осторожны", и это всё время повторялось. Один раз мы видели издалека проезд Сапсана, но похоже, что предупреждать об их приближении здесь начинают за полчаса.

20. За путепроводом попался ещё один дореволюционный домик. Второй этаж, вероятно, надстроили позднее.

21. А это уже советская деревянная двухэтажка. Вероятно, довоенного времени. Как видим, кстати, тут и до Валдая недалеко.

22. А вообще, топонимика в этих местах занятная.

23. Равно как и таблички на калитках.

Дальше, вроде, и посёлок уже заканчивается. Так можно подумать, если не знать, что в километре южнее начинается другая его часть. При том, более крупная и капитальная. Угловка этим напоминает Окуловку, которая тоже состоит из двух частей.

24. И вскоре мы дошли до улицы Центральной. Здесь уже заметно, почему Угловка именно посёлок городского типа — в этой части Угловки небольшой массив 4- и 5-этажных домов. На отшибе стоит вот эта пятиэтажка 90-й серии производства Новгородского ДСК. Таких же домов (только 9-этажных) много в Западном районе Новгорода.

За жилым районом находится Угловский известковый комбинат — фактически местное градообразующее предприятие. Как уже говорилось, недалеко от Угловки находится месторождение известняка, где его добывают уже больше двухсот лет. Нынешний комбинат ведёт свою историю с 1879 года, когда здесь был основан первый известковый завод. Мы, впрочем, до комбината не доходили, поскольку время было ограничено.

25. Большинство жителей Угловки живёт именно в этом районе. Тут более людно и оживлённо, чем в районе станции, есть сетевые магазины. А вон там на заднем плане и администрация городского поселения видна. Правда, дома некоторые, как видно, нуждаются в ремонте.

26. А ещё здесь есть целая пешеходная улица!

27. Небольшая сталинка. Это бывшая амбулатория. Недавно построили новую, а это здание теперь пустует.

28. Двор весенней Угловки:

Но время уже поджимало, и мы быстрым шагом пошли обратно на станцию, придя в итоге минут за пять до поезда. Однако и сам поезд пришёл на станцию примерно так же. Дело в том, что поезд этот "живёт" в Бологом, и каждый день "загонкой" идёт оттуда в Угловку, и вечером возвращается обратно. Видимо, потому, что в Угловке нет дома отдыха бригад. Схема, конечно, нерациональная: от Угловки до Бологое 50 километров, а до Боровичей 30, и получается, что поезд везёт воздух больше, чем пассажиров.

29. Вот и он. Тепловоз ТЭП70 (а я думал, что будет "Машка") и один вагон. На этом поезде нам предстоит отправиться в Боровичи.

30. Вагон оказался плацкартным. Уют неторопливого железнодорожного путешествия. Правда, ехать нам только 45 минут.

31. В 11-30 тепловоз дал гудок, и мы плавно тронулись в сторону Петербурга (то есть поезд Петербург — Боровичи менял в Угловке направление движения), но сразу же свернули. Скоростная магистраль остаётся в стороне и исчезает из виду. Потом к нам подходит проводница, она же контролёр, и обилечивает нас. Кроме нас, в вагоне ехало, вроде, 12 человек. Но на обратном пути будет побольше.

Боровичской железнодорожной ветке уже без малого полтора столетия. Построили её в 1874-1877 годах, и изначально она являлась подъездным путём боровичского завода огнеупорных кирпичей, который действует и в наше время. До революции эта дорога была частной и принадлежала владельцам завода.

32. Через двадцать минут первая остановка — Травково, на 16-м километре дороги. До 90-х годов это была станция. Сохранился деревянный вокзал времён постройки дороги, но сейчас он заколочен. В Травково немного прибавилось пассажиров.

33. Деревня рядом:

34. Дальше мы пошли в хвостовой тамбур смотреть на убегающую колею. Вокруг весенний лес, где местами ещё лежит снег. На календаре 13 апреля.

35.

36. Вторая остановка (их промежуточных всего две) — Никитинская. Едва заметный песчаный перрон.

37. Едем дальше. Места живописные. Тут мы немного побаловались и стали открывать хвостовую дверь. Так что некоторые из этих фотографий сделаны не через стекло, а в проём открытой двери. Подышать прохладным весенним воздухом, смешанным с тепловозным дымом, можно было прямо в тамбуре 🙂

38.

Видео:

39. Последние километры. Дорога довольно быстро подходит к концу.

40. Ну а потом за окнами появляются окраины города, а на железной дороге начинается путевое развитие. Мы въезжаем на станцию Боровичи.

41. Проезжаем под путепроводом автодороги из Окуловки. В 2014 году я ехал как раз оттуда на автобусе. Тогда дорога была ужасной, но, вроде, теперь её отремонтировали.

42. А дальше за окном начинается Боровичский комбинат огнеупоров — тот самый завод, благодаря которому появилась эта железная дорога. Ныне это одно из самых крупных предприятий города.

43. Самое интересное и необычное то, что мы едем прямо через его территорию. Часть станции Боровичи расположена на территории комбината.

44. Ручные стрелки с флюгарками здесь тоже есть.

45. Проехав через заводскую территорию, в 12-15 прибываем на нашу конечную станцию и выходим из вагона. Проводница, видев в пути то, как мы активно фотографируем и обсуждаем железнодорожную тему, верно предположила, что вечером мы поедем обратно. Жаль только, что поезд останавливается в ближнем тупике и не доезжает до деревянного вокзала с крытым перроном. Так было бы атмосфернее.

46. Вид назад, на комбинат огнеупоров. Его территория начинается почти сразу за концом перрона. Поэтому пешком эту ветку насквозь пройти нельзя.

47. Пассажиры разошлись, станция опустела. Но мы в город не спешим. Сначала осматриваем станцию (я, впрочем, уже был здесь пять лет назад, хоть и не ездил отсюда на поезде). Старый пакгауз. Плакат с Ласточкой на этом фоне смотрится немного забавно (вроде, это было какое-то объявление о вакансиях в РЖД).

48. Водонапорная башня 1876 года постройки (снято уже перед обратным отправлением, поэтому поезд стоит в обратную сторону).

49. Ну и самое интересное — это очень атмосферный деревянный вокзал того же времени. Пожалуй, в списке железнодорожного "деревянного зодчества" боровичский вокзал — один из самых красивых. Для города с населением 50 тысяч жителей он довольно маленький, и видимо, сохранился именно благодаря малодеятельности железной дороги.

50. Единственное, что крышей из металлочерепицы его слегка подпортили, но всё равно вокзал очень впечатляет.

51. Боковой флигель вокзала кирпичный:

52. Самое удивительное здесь — крытый деревянный перрон. Так и ожидаешь увидеть возле него паровоз. Помню, как в 2014 году я вышел на этот перрон, открыв дверь из зала ожидания. Эффект был потрясающий.

53. Немного деталей:

54.

55. А дальше тупик. За ним стоит деревянное здание товарной конторы. Сейчас там тоже какие-то служебные станционные помещения.

Дальше мы зашли внутрь вокзала. Но оказалось, что за пять лет тут произошли изменения. Если в 2014 году были кассовый зал и зал ожидания, то сейчас для пассажиров оставили только тот зал, в который вход с улицы. Тем не менее, дверь со стороны перрона не была закрыта, и явных запрещающих табличек там не было, и мы своим появлением внутри весьма озадачили дежурившего там охранника. Он сказал нам — не грубо, но с явным недовольством, что надо бы внимательнее читать, что написано на двери. Однако мы честно сказали, что зашли по ошибке, после чего он сам извинился, что не закрыл дверь, и нам даже показалось, что ему самому стало слегка неловко. А затем даже удалось с ним немного разговориться на тему истории этого вокзала 🙂

56. На Привокзальной площади — несколько деревянных домов путейцев. Они и сейчас жилые.

Обратно поезд пойдёт в 17-30. Так что у нас почти пять часов на город. Прямо к прибытию в Боровичи слегка распогодилось, солнце стало выглядывать. Но лишь на совсем короткое время. Потом оно вновь скрылось за тучами, и погода была прохладной. Следующий рассказ будет о самих Боровичах, где побывал уже во второй раз.