Туров. Древняя столица Полесья

Опубликовано 8 ноября 2019 года

Туров — город очень маленький. Представитель категории городов "пять тысяч минус", да и не только "пять" — в нём даже и трёх тысяч не насчитывается (около 2.7 тысяч на данный момент). Однако город и очень древний — впервые упоминается в 980 году, что делает его одним из древнейших городов Беларуси. До начала XIV века Туров был столицей Туровского княжества, которое включало в себя большинство территорий Полесья — так что столь маленький город, ныне даже не являющийся районным центром, когда-то был главным городом этого края, но уже во времена Великого княжества Литовского своё значение он утратил. Много лет Туров был простым местечком, а в советское время стал посёлком городского типа, а затем и просто селом. Символический городской статус, в качестве дани истории, Турову вернули уже в 2004 году. Однако внешне, несмотря на маленькие размеры, Туров как-то больше похож именно на город. Сюда мы с Андреем приехали из Ольшан (забавное соседство: самое крупное село Беларуси находится рядом с одним из самых маленьких городов), и вот этот пейзаж с заглавного кадра встретил нас при въезде с западной стороны.

Туров — это уже Гомельская область, тогда как Ольшаны ещё в Брестской. Граница двух областей, которую мы проехали на пути в этот город, совпадает с границей Польши и СССР периода 1921-1939 годов. Так что Туров с его окрестностями уже не был в составе Польши в эти годы, и это уже, можно сказать, Восточная Беларусь (хотя мне это деление видится не всегда уместным, в силу кратковременности периода, когда оно существовало в форме государственной границы, но это разговор отдельный).

2. Автобус привёз нас на Красную площадь (да, кое в чём древний Туров не хуже Москвы). Автостанции здесь нет — просто остановка на довольно оживлённой площади с небольшим рынком.

3. А если в другую сторону посмотреть — вода и болота… Туров, как и Пинск, тесно соседствует с речной полесской природой. Здесь течёт Припять — главная водная артерия Полесья. Но перед нами — не основное её русло (оно шире), а протока. Возможно, когда-то давно основное русло было тут, но со временем оно изменилось.

4. Островки речной поймы. Эти кадры я делал прямо с городской набережной.

5. И тут же, у набережной, пришвартована плавучая гостиница. Но она видна только краешком справа, а я снимал буксирное судно, посредством которого гостиница иногда ещё и ходит в небольшие круизы по Припяти — от Турова до Мозыря. В древнем городе довольно немало туристов, а также православных паломников (об этом чуть ниже). А круизные теплоходы по белорусскому Полесью ходят и до Бреста — по Припяти, Пине и Днепро-Бугскому каналу.

6. Есть здесь и такое судоходство. Много рыбаков и рыбацких лодок.

7. Встречаются и лодки довольно архаичного вида.

8. Памятник тысячелетию Туровской епархии у набережной:

9. Первым делом отправимся к древнему городищу, где ныне находится музей. Вот уже и его земляные валы. От Красной площади городище находится в прямой видимости, и идти до него буквально пару минут.

10. Местная "аллея выпускников":

11. А теперь поднимемся на городище (оно же Замковая гора или Туровский детинец). На нём ныне тишина, птицы, луга и домики вокруг. Туровское городище и его пейзажи смотрятся просторнее, чем в Давид-Городке, и мне здесь скорее вспоминались Торопец или городище под Браславом.

Туров впервые упоминается в 980 году в Повести временных лет. Он был одним из важных древнерусских городов — центром Туровского княжества, которое основали дреговичи — предки современных жителей Полесья, название которых, вероятно, однокоренное с белорусским словом "дрыгва" — трясина (имеет балтское происхождение), что ещё раз напоминает о большом количестве болот в этом краю (так что когда-то полешуков называли не только лесными, но ещё и болотными жителями). В территорию княжества, которое также называют Турово-Пинским (Пинск был в нём вторым городом) входило Полесье, а также юг современной Минской области. В конце XII века из него выделились самостоятельные Пинское и Слуцкое княжества. Ну а в 1340 году Туров был присоединён князем Гедимином к Великому княжеству Литовскому, и на этом, как уже говорилось, времена его могущества закончились. Хотя укреплённый детинец существовал ещё несколько столетий.

12. Тут слились древность с современностью:

Название города Туров традиционно связывали с летописным князем Туром, вместе с которым и упоминается впервые этот город: "…бе бо Рогъволодъ перешелъ изъ заморья, имяше волость свою Полотьске, а Туръ Турове, отъ него же и туровци прозвашася". Впрочем, скорее всего, князь Тур, как и Синеус и Трувор, — личность легендарная, а название города происходит от другого тура — европейского дикого быка, ныне уже давно вымершего. Надо сказать, среди белорусских городов вообще часто встречаются "зоологические" названия.

13. Хоть и туры давно не существуют, но родственные им коровы вольготно пасутся у древнего городища.

14.

15. И козлики рядом тоже:

16. И гуси тоже есть:

17. От живности вокруг вернёмся к городищу. В центре его — скрытый зданием музея археологический раскоп, наподобие музея "Берестье" в Брестской крепости. Мы, правда, попали туда не сразу, потому что при первом приходе здесь был обеденный перерыв, и мы вернулись уже примерно через полтора часа, успев заодно и сами пообедать.

18. Вход в музей стоит 2 рубля (это около 60 российских). Под крышей — фундамент собора, построенного во второй половине XII века.

19. Собор был разрушен в середине XIII века то ли от рук монголов, то ли от землетрясения (эта версия более распространена, хотя видится довольно странной — не очень понятно, откуда землетрясение на Восточно-Европейской равнине).

20. Солнце освещает древние руины через витражи музея:

21. Алтарь собора. Форма апсиды легко узнаётся.

22. И в алтаре стоит уже современный престол и иконы. Выглядит необычно. Видимо, здесь проводили богослужения в наши дни.

23. Вокруг раскопа — небольшая экспозиция. Вот за витриной стоит макет Турова по состоянию на XII-XIII века. Собор тоже виден — белый, по центру.

24. Есть и отдельный макет собора (а слева видны фотографии других русских домонгольских храмов).

25. И скульптура кузнеца с туром — зверем, давшим городу название.

26. Возле музея стоит памятник святому Кириллу Туровскому — епископу Турова и древнерусскому богослову.

27. От древнего городища вернёмся на городские улицы. Над Туровом аисты вьют гнёзда.

28. На набережной стоит мемориал Великой Отечественной войне.

29. А рядом с ним — самоходка ИСУ-152, он же "зверобой". На другой её стороне в этот момент спал какой-то нетрезвый гражданин 🙂

30. Горисполком. Туров районным центром не является, входя в состав Житковичского района, хотя в 1924-1962 годах Туров был и райцентром.

В Турове ныне живёт 2.7 тысячи человек. Это в два раза меньше, чем тут жило не только в начале XX века, но и, по некоторым данным… в конце XII, во времена Туровского княжества! Ещё в 1970-е годы население Турова составляло 4 тысячи жителей. А сейчас это один из самых маленьких городов Беларуси — меньше только Коссово в Брестской области и Дисна в Витебской.

31. Протока Припяти. Тут стоят рыбаки. Мы немного пообщались с одним из них — мужичком лет пятидесяти, который немного рассказал нам о достопримечательностях Турова, здешней природе, и пересказал несколько легенд этого города (в том числе и о происхождении названия).

32. А это остров в припятской пойме — заливной луг. Весной, во время половодья (в более тёплом Полесье оно бывает раньше, чем у нас, — в конце марта и начале апреля), весь этот луг оказывается под водой (да и луг возле городища, где пасутся коровы, тоже заливает). А после этого сюда прилетают гнездиться перелётные кулики. Сейчас на острове заказник "Туровский луг", сюда часто приезжают учёные-орнитологи. А если по тропинке пройти луг до конца, можно выйти к основному руслу Припяти.

33. От реки пойдём к собору, который виден на заглавном кадре. Это собор святых Кирилла и Лаврентия Туровских, построенный недавно — в 2010-2013 годах. Красивый, хоть и ослепительный в солнечную погоду 🙂 Мне кажется, пейзаж Турова он заметно оживил, поскольку появилась доминанта.

34. Ворота и колокольня построены отдельно:

35. А на территории собора, под небольшой сенью, стоит каменный крест. Таких крестов здесь было двенадцать, и легенда гласит, что они приплыли в Туров из Киева против течения (по Днепру и Припяти) в конце X века, вскоре после крещения Руси. Сохранилось их только два (а ещё два "растут" на кладбище, о чём ниже), тогда как остальные пропали в 1930-е годы, когда власти приказали их уничтожить. Раньше оба сохранившихся креста находились в деревянной церкви Всех Святых (которую я покажу в конце), но после постройки нового собора один из них перенесли к нему. Туровские кресты — почитаемая православная святыня, поэтому сюда часто приезжают паломники.

36. Рядом с собором — сталинский ДК с советскими скульптурами пионеров.

37. И снова аисты:

38. С другой стороны у собора стоит ещё один военный мемориал:

39. На фоне облаков собор особенно красив.

40. Улицу Урицкого, которая служит въездом в город с западной стороны, вот так вот специфически "благоустроили". Поставить вдоль всей улицы забор из профнастила, ещё и нарезав его "волновым" узором — это, конечно, оригинально… И кстати, типично для Беларуси.

41. В Турове преобладают двускатные крыши. Полувальмовые встречаются значительно реже, чем на востоке Столинского района, но тоже бывают.

Большинство застройки города — частный сектор, но Туров всё-таки воспринимается именно маленьким городом, а не деревней, какой-то неуловимый городской дух у него сохранился (тогда как Ольшаны, которые в три раза больше по населению, — это именно большое село). Правда, на востоке города есть и небольшой пятиэтажный микрорайон, но мы туда не дошли. Там же находится и два местных предприятия — консервный и молочный комбинаты.

42. Интересная табличка:

43. Детский сад. На нём тоже гнездо аистов, что довольно забавно выглядит. Правда. самих аистов там не было.

44. Ещё живность:

45. Луг на краю города со стороны дороги. Тут видны и музей, и собор.

46. За дорогой находится Борисоглебское кладбище. Здесь к некоторым крестам привязаны белые ленты или рушники. Такое мы видели, например, в Гродзянке на Могилёвщине.

47. На этом кладбище тоже в основном вырубили деревья.

48. Кирпичная часовня Бориса и Глеба, построенная в 2005 году:

49. На этом кладбище есть ещё два каменных креста, которые уже не приплыли сюда по реке, а растут из земли. К ним даже есть указатель, но мы нашли только один из них.

50. Вот и он. Обнаружили его в 1997 году (вернее, ещё раньше, но тогда из земли показалась лишь его верхушка, и поэтому очертания креста ещё не были заметны). Крест растёт из земли: впрочем, камни из земли вылезают часто, и этому есть вполне научное объяснение, но тут это ещё и крест! Есть версия, что оба этих растущих креста — из числа крестов X века, и их при советской власти один местный житель закопал на кладбище, чтобы спасти от поругания. Сейчас, как видим, крест очень почитаем, даже коврик для поклонения положили.

С кладбища мы прямиком через луг пошли обратно к городищу, и уже тогда посетили музей. Ну а там и осмотр Турова уже подошёл к концу. С той же Красной площади мы вскоре уехали дальше на северо-восток — в районный город Житковичи.

51. Из окна автобуса я запечатлел деревянную церковь Всех Святых, построенную в 1801 году, куда пешком мы не дошли. Это уже узнаваемый стиль полесских деревянный церквей — характерная обшивка, голубой цвет. В ней хранится второй из сохранившихся "приплывших" крестов. И возле неё — второе городское кладбище.

52. Через девять километров, после развилки дорог на Лельчицы и Житковичи, переезжаем по мосту Припять, которую видим в последний раз в этой поездке, подходящей к своему завершению.

И от моста через Припять до Житковичей ещё 16 километров. Пейзаж вокруг становится более лесистым, в сравнении с давно обжитыми и освоенными человеком местами вдоль дороги от Столина до Турова. Собственно, более аутентичную природу Полесья можно увидеть как раз вдоль Полесской железнодорожной магистрали, построенной в конце XIX века, и идущей севернее Припяти. Ну или, наоборот, в местах южнее Турова — в том же Лельчицком районе. Впрочем, в Полесье я ещё обязательно вернусь. А пока что оставался финал этого трёхдневного путешествия — город Житковичи на железной дороге. Этот город возник совсем недавно, и интересного там не так много, как в большинстве других мест на нашем маршруте. Но и о нём я тоже отдельно расскажу — в следующий раз.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030