Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Опубликовано 27 августа 2019 года

На просторах Ленинградской области одной из основополагающих для её географии сущностей является огромное Ладожское озеро. Значение его настолько велико, что даже в очертаниях области часть границы попросту повторяет берег Ладоги. И это уже не говоря о её роли в формировании природы и климата, а также истории этого региона. И конечно же, на берегах Ладоги сформировалась своя, довольно особенная среда, и, как мне показалось во время поездки в приладожские сёла Кобона и Лаврово в ста километрах к востоку от Петербурга в один из дней в конце июля этого года, там своего рода затерянный мир — довольно самобытный даже на фоне нашего региона. Итак, поехали.

В Южное Приладожье я съездил вместе с из подмосковного Жуковского. Первым делом мы поехали в село Кобона. Транспортная доступность Кобоны, по меркам Ленинградской области, не очень хорошая. Два раза в день туда ходит автобус из районного города Кировска, а вот прямой автобус из Питера ходит только раз в неделю и только летом, отправляется в 7-40 утра от метро "Улица Дыбенко" на юго-восточной окраине, да ещё и оказался битком набитым, из-за чего два часа пришлось ехать стоя. Где-то за полчаса до Кобоны автобус сворачивает с федеральной трассы "Кола" и петляет по довольно живописным деревням. Пассажиров становится меньше, но большинство всё-таки едет до конца.

2. Ну вот и Кобона. С первых же минут село показалось довольно симпатичным и при этом неожиданно оживлённым. Хоть и постоянного населения в Кобоне формально меньше ста человек, но тут много петербургских дачников, и большинство пассажиров автобуса, вероятно, было именно из них.


Отсюда рукой подать до Ладожского озера. Его юго-западное побережье описывает полукруг, создающий два "мешка" — мелководные Волховскую губу, куда впадает река Волхов, и бухту Петрокрепость (название в честь крепости Орешек), откуда вытекает Нева. По этому полукругу веером расположены старые рыбацкие деревни, и в их числе и Кобона, обращённая к бухте Петрокрепость. Однако помимо Ладоги, тут есть и каналы. Само собой, Ладога — это старинный водный путь. Через огромное озеро издревле ходили суда из Волхова и Свири в Неву, и оттуда в Балтийское море. Но Ладога бывает неспокойной, и в её штормах разбивалось и теряло грузы множество кораблей, из-за чего в начале XVIII века Пётр I приказал прорыть канал от устья Волхова до истока Невы (то есть между городами Новая Ладога и Шлиссельбург), чтобы суда могли обходить Ладогу, уже не опасаясь её сурового нрава, — сделано это было в комплексе со строительством Вышневолоцкой водной системы. Руководил строительством канала граф Бурхард Миних, который потом окажется в немилости у Елизаветы Петровны. Судоходство по каналу открылось в 1730 году, уже после смерти Петра I. Спустя полтора столетия, сооружения канала технически устарели, и в середине XIX века назрело решение вместо его реконструкции построить новый канал. Его прорыли чуть ближе к Ладоге, и он стал называться Новоладожским (тогда как петровский — Староладожским). В результате строительства каналов Кобона, Лаврово и ещё несколько местных деревень, а также город Новая Ладога, расположены на нескольких искусственных островах. В Ладогу впадает речка Кобона, а её пересекает два канала. Поэтому планировка села завязана на водные пути, которые создают здесь примерно такую фигуру: —|—|—

3. Вот и Староладожский канал, который заметен сразу же при въезде в село. Он давно несудоходен и крайне запущен, а ближе к Лаврово зарос так, что вообще больше похож на болото. Однако ведь красиво всё-таки.

4. Однако на лодках по нему передвигаются очень даже. Что тоже сразу бросилось в глаза в Кобоне — непривычно активное для наших краёв движение лодок: и вёсельных, и моторных.

Кобоне больше пятисот лет. Впервые она упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины Новгородской земли. В прошлом, вплоть до середины XX века, её название нередко записывалось как Кабона. Это было рыбацкое село, которое особенно поднялось именно за счёт ладожских каналов.

5.

Но наиболее известна Кобона благодаря событиям Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда именно тут Дорога Жизни выходила с Ладоги на сушу, а отсюда шла к железнодорожной станции Войбокало. Здесь был построен временный порт, а в феврале 1942 года Кобону и Войбокало связала временная железнодорожная ветка, рельсы которой после прорыва блокады перенесли на Дорогу Победы. Сложный этап прохода по Ладожскому озеру между осаждённым городом и Большой землёй здесь, в зависимости от направления, либо оставался позади, либо, наоборот, начинался. В Кобоне кипела работа, здесь действовал и эвакуационный пункт. Словом, можно представить, сколько человеческих судеб и горя переплелось тогда в этом небольшом селе.

6. Сейчас в Кобоне есть музей Дороги Жизни, и мы первым делом в него и пошли. Это деревянное здание — реплика старой школы, которая стояла тут же. Музей изначально размещался в ней, но, к сожалению, сгорел в 2010 году (но хотя бы людей там во время пожара не было). В 2015 году его отстроили заново.

7. У музея стоит бюст советского поэта Александра Прокофьева, который родился в Кобоне.

8. Музей небольшой, но достаточно интересный. Большинство экспонатов вполне типичны для музеев военно-исторической тематики.

9. Но конечно, с акцентом не на фронтовую тему, а на блокаду и, особенно, на Дорогу Жизни.

10. Кроме того, часть экспозиции посвящена истории самого села и вообще Южного Приладожья. Так что это по совместительству и небольшой краеведческий музей.

В экспозиции школьного класса довелось попробовать писать перьями. А из посетителей кроме нас там, внезапно, была семья якутов (причём я как-то сразу определил их этническую принадлежность, хоть и в Якутии не был). Жаль, не спросил, какими судьбами они там оказались.

11. Теперь пройдём по селу. Через реку Кобону ведёт мост с гранитными опорами, в которых сразу угадывается старина. Сейчас это просто мост, а изначально тут был водоспуск петровского Староладожского канала: небольшая плотина поднимала уровень воды в реке, через неё наполняя водой канал в обе стороны.

12. Рядом сохранились остатки деревянных укреплений берега:

13. И даже створный знак на берегу до сих пор стоит:

14. А ближе к устью реки несколько лет назад сделали небольшой памятный комплекс, посвящённый Дороге Жизни. Как понимаю, арку воссоздали по архивным фотографиям.

15. Так же, как столб возле неё:

16. Рядом — вот такие стенды. Лица, множество лиц…

17. "Рогатка":

18. Но главный памятник — это "полуторка". Легендарный грузовик ГАЗ-АА. Именно такие в огромном количестве ездили по льду Ладоги в блокадные зимы. И этот грузовик провалился под лёд… Пять лет назад его подняли со дна и поставили здесь после реставрации.

19. Сразу же за "Полуторкой" — Новоладожский канал. Он заметно шире и чище своего предшественника, а к тому же, он до сих пор судоходный (хоть и очень редко по нему что-то ходит). Кстати, на другой берег пешком уже не попасть — моста нет (но и домов там нет). Здесь целая цепочка таких островов.

Помимо этого, восточнее Волхова оба канала имеют продолжение. От Волхова до реки Сясь идут Старо- и Ново-Сясьский каналы, а от Сяси до Свири — Старо- и Ново-Свирский (их я видел в городе Сясьстрой два года назад). Эти каналы строились уже для Мариинской водной системы (нынешний Волго-Балтийский водный путь): Старые в конце XVIII-начале XIX веков, а Новые — в 1878-82 годах. Так что цепочка островов тянется от Невы до Свири. А ещё, кстати, такие же каналы есть и вдоль берегов Онежского и Белого озёр.

20. Так выглядит устье Кобоны, за которым открывается Ладога. Видно много лодок: если стоять у берега, почти постоянно слышен рёв их моторов.

21. Ладожские просторы:

22. Вдали (фото с ультразумом) виднеется западный берег Ладоги.

23. В селе встретилось вот такое любопытное объявление:

24. Памятник Дороге Жизни у Староладожского канала:

25. А архитектурная доминанта Кобоны — Никольская церковь (1820 год), глядящая фасадом на Староладожский канал. У неё высокая колокольня, поэтому раньше она ещё и служила ориентиром для рыбаков на Ладоге. На шпиле был крест, отделанный хрусталём, который очень ярко сиял в солнечную погоду.

Именно в церкви и находился эвакопункт во время войны. Для немцев она была ориентиром с воздуха, и поэтому они её не бомбили. Сейчас церковь действующая, недавно отреставрирована.

26.

27. Вид Староладожского канала на юг, в сторону Лаврово, куда нам предстоит идти. Состояние его напоминает Березинский канал возле Лепеля в Беларуси.

28. Ещё какие-то остатки береговых стенок:

29. А ещё вдоль канала сохранился участок булыжной мостовой. Это так называемый бечёвник — дорога, по которой шли лошади и тянули канатами баржи по каналу. Несколько фрагментов этой мостовой нам ещё встретится.

30. Сельское отделение почты:

31. Ещё пара зарисовок:

32.

33. И мы покидаем Кобону. Не сходили только к воинской братской могиле. Наш второй пункт — соседняя деревня Лаврово, до которой нам идти бодрым шагом 8 километров по вот такой пыльной дороге. Она идёт прямо вдоль Староладожского канала. Машины мимо нас проезжали редко. А погода выдалась жаркой. В Питере в тот день дошло до +30 градусов. Здесь, у Ладоги, было посвежее, но идти нам пришлось в основном по солнцу.

34. Ещё одно вкрапление булыжной мостовой проступило из гравийки:

35. Пару раз из-за деревьев показывался канал.

36. В те редкие минуты, когда проезжали машины, в жарком воздухе поднималась пыль. А пейзаж вокруг в целом не очень выразительный.

37. Часа за полтора, с парой привалов, мы дошли до Лаврово. Деревня началась как-то незаметно. И домов издалека видно не было, и даже въездной указатель как-то спрятался за деревьями, и виден стал только с совсем близкого расстояния.

38. Лаврово немного больше Кобоны. Внешне это, вроде, и заметно, но при этом оно показалось менее людным, чем Кобона. И сельский облик несколько более цельный. Встречаются вот такие избы, довольно характерные для этих мест. Кстати, обратите внимание на телеграфные столбы: их линия идёт именно вдоль канала.

39. Концентрация зелёного цвета зашкаливает:

40. Заброшки тоже встречаются:

41.

42. А вот это, возможно, дореволюционный дом.

43. Есть и вот такие атмосферные уголки. Словом, красивая деревня.

44. Но вот канал тут, к сожалению, весь зарос.

45. Тут получше. И лодок на нём всё так же много.

46. Ну а это река Лава (планировка у Лаврово, в целом, такая же, как у Кобоны: река пересекает два канала и впадает в Ладогу). Тут, как видим, тоже под мостом сохранились гранитные опоры водоспуска XVIII века и деревянные опоры старого моста перед ним.

47. И другой мост, советской постройки, с интересной "сеткой" под пролётом.

48. У берега Лавы — чьи-то дома, огороды, парники и, конечно, лодки. А недалеко отсюда, выше по течению, на этой реке находится живописный каньон недалеко от станции Жихарево, где я был весной 2014 года.

49. И снова булыжная мостовая-бечёвник вдоль берега:

50. За Староладожским каналом — маленькая церковь Николая Чудотворца, построенная в 2016 году на месте снесённой в советские годы.

51. А рядом с ней стоит два военных памятника. Это памятник ленинградцам, погибшим в этих местах, когда тут проходила Дорога Жизни (она из Кобоны шла в Лаврово, а отсюда уже в Войбокало).

52. И памятник воинам-землякам — уроженцам Лаврово, погибшим на фронте.

53. И ещё кусок булыжной мостовой. Этот её участок шёл уже вдоль берега Лавы по направлению к её устью.

54. Снова выходим к берегу Лавы. Мы пытались выйти к Новоладожскому каналу, но это нам не удалось. В двух местах мы упёрлись в тупик в виде забора, а в третьем дорога увела нас в какие-то заросли и, судя по карте, шла уже не в ту сторону. Поэтому пробраться к каналу решили со стороны левого берега.

55. А на левом берегу сушилась чья-то свежепокрашенная лодка:

56. А кто-то украсил машину к предстоящему Дню военно-морского флота:

57. Ещё в одном месте у реки лежал якорь. Интересно, откуда он.

58. Наконец, перед нами снова Новоладожский канал. Это вид в сторону Кобоны, откуда мы пришли.

59. А по Лаве к устью идут лодки. Там, за зарослями этих плавней, — Ладога. Её не видно, но бриз от неё чувствуется.

60. Скоро уже предстояло ехать обратно. Мы ещё немного прогулялись по селу (хотя из-за усталости много ходить уже не хотелось). Я раньше бывал в некоторых деревнях и посёлках вдоль железной дороги между Мгой и Волховом, но вот непосредственно в Южном Приладожье прежде не был. Что-то есть особенное в атмосфере этих мест…

61. Лавровский фельдшерский пункт:

62. Чей-то огородный креатив:

63. На доске объявлений у магазина почему-то висело расписание богослужений в местной церкви. Причём видел я такое уже не впервые. На скамейке у этого магазина мы устроили привал, пока рядом местные, видимо, дачники шумно и с шашлыками праздновали детский День рождения.

64. Ну а потом пришло время ехать в Питер. Пришёл ПАЗик из Кобоны, и уже минут через двадцать мы были на ЖД станции Войбокало. Её я не только проезжал много раз, но и был тут в прошлом году на День Победы. На фото — вид в сторону Волхова.

65. У станции стоит вот такой памятник Дороге Жизни, посвящённый как раз той самой временной железной дороге, которая заканчивалась на станции Коса возле Кобоны.

66. Железнодорожная перспектива ультразумом. Слева виден приближающийся грузовой поезд.

67. Подъезжая к станции, он разъехался с ещё одним. Движение тут очень активное.

Ну а вскоре подошла и наша электричка. Народу было не много. И спустя два часа дороги мы вернулись в Питер, теперь уже на Ладожский вокзал, завершив эту поездку одного дня.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030